ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

Романтизм как мироощущение и направление в искусстве

 

Жизнь новому художественному направлению дала Германия, откликнувшись романтизмом на рубеже 1790-х и 1800-х гг. на революцию во Франции. Немецкий романтизм отличался подчеркнуто философским характеру. Его эстетика складывалась в «коростенском кружке», возникший в конце XVIII в. в маленьком городе Йене, близ Веймара. Главными теоретиками енських романтиков стали братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегелі. Опираясь на философское положение Ф. Шеллинга о раскрепощенность, свободу человеческого духа, романтики считали нужным утверждения искусства с неограниченной свободой. Бегство от действительности в мир фантазий и выдумок не исключала интересов романтиков к окружающему миру. Но действительность жила в творениях немецкого романтизма, увиденная сквозь призму романтической иронии.

Романтизм сыграл значительную роль в развития исторических взглядов, пробудив интерес к прошлому, к ранних этапов национальной жизни, фольклора, национальных традиций, истории языка и культуры. Важное значение имела борьба романтиков за свободу личности, утверждение самостоятельной ценности человека и его духовного мира. Поискам общечеловеческого объективно «прекрасного» идеала, нормативным канонам классицизма романтики противопоставляли яркую индивидуальную и национальное своеобразие, богатство человеческих характеров и чувств. В основе искусства романтизма лежит противопоставление прозаичного буржуаВНОго миропорядка и духовной свободы личности героя, его сильных чувств и идеальных порывов с убогой действительностью. Отсюда - мотивы трагического разлада с жизнью, насмешка над несоответствием мечты и реальности, увлечение стихией природы, поезд в далекий от современной цивилизации уклада жизни. Важное значение романтическая эстетика оказывала иронии как универсальном средства возвышения над противоречием между идеалом и жизнью.

В романтизме причудливо сочетаются исключительность героев, индивидуализм, интерес к прошлому, стремление к необычному и экзотики (нетипичность обстоятельств) - и задушевность, лиризм, какое-то особенное, до тех пор неизвестное литературе проникновения в глубины человеческой души. В. Гюго считал драму неинтересной, если она, как обычное плоское зеркало, отражает серую скуку жизни. Она должна быть «зеркалом, которое концентрирует, преобразует мельканий на свет, а свет на пламя!». Гюго не привлекал образ ани торговца - скряги и мошенника, ни буржуа - рассудительного и бездушного. Романтический герой был одиноким. Таковыми выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона Байрона (герои «Восточных поэм» и «Манфреда»), Конрад Валленрод в Адама Мицкевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, странствующие музыканты в Эрнста.

Старший современник Байрона и Шелли Вальтер Скотт стал зачинателем исторического романа, который показал, что историю творят люди с живыми, горячими сердцами. Вальтер Скотт мастерски передал исторические и национальные особенности разных эпох, стран, народов, предоставляя им яркого романтического колорита.

С романтизмом связано обогащения литературных жанров, разрушение прежних представлений о границах и правила творчества. Основными жанрами романтической литературы стали драма, новелла, романтическая поэма, баллада, роман в стихах, где размывается граница между эпосом и лирикой, а также сказка лирико-философского или фантастического содержания.

У немецких романтиков сказка была одним из любимых жанров. Всемирную славу снискали народные сказки, записанные и опубликованные братьями Якобом и Вильгельмом Гримм.

Очень одаренный человек Эрнест Теодор Амадей Гофман создал причудливые, смешные и одновременно трагические повести и романы («Золотой горшок», «Жизненная философия Кота Мурра...», «Крошка Цахес»), Творчество этого писателя, которому не суждено стать музыкантом, - не забава, а, как сказал Г. Гейне, «потрясающий крик ужаса на девять томов». Гофман задыхался в душной атмосфере Германии начала XIX в.

У СИДА романтика приключений, волевые, отважные и целеустремленные герои, сюжеты индейских сказок и легенд нашли своего певца в лице Джеймса Фенимора Купера - это п'ятитомна эпопея о Кожаную Чулок.

Теоретически обосновав основные принципы романтизма, писатель Виктор Гюго воплотил их в своих драмах и романах («Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Собор Парижской Богоматери», «Отверженные», «Человек, который смеется»), очертив целый ряд незаурядных человеческих характеров, невероятных обстоятельств, триумфов добра, которое побеждает зло.

Известная писательница Жорж Санд - палка сторонница женского равноправия («Индиана», «Валентина», «Консуэло»).

Общими чертами романтического типа творчества являются:

• стремление к субъективизации процесса творчества, осознание собственной чуждости «толпы», что живет примитивными интересами и считает себя хозяином мира;

• тяготение к чрезвычайного фона изображения, до невероятных ситуаций и неординарных героев, нередко отражают авторскую личность;

• мифологизация действительности через обращение к формам символізування, гротеска, фантастики.

Романтизм как направление прекратил свое существование в конце XIX в. с исчеВНОвением имеющихся литературных кругов, но романтизм как универсальное мировоззрение остался и занял очень важное место в контексте развития дальнейших направлений конца XIX - начала XX вв. (символизм, импрессионизм, неоромантизм), он занимал почетное место также и рядом с модернизмом XX вв.