XIX ВЕКА
Романтизм как мироощущение и направление
в искусстве
Жизнь новому художественному направлению
дала Германия, откликнувшись романтизмом на рубеже 1790-х и 1800-х гг. на
революцию во Франции. Немецкий романтизм отличался подчеркнуто философским
характеру. Его эстетика складывалась в «коростенском кружке», возникший в конце
XVIII в. в маленьком городе Йене, близ Веймара. Главными теоретиками
енських романтиков стали братья Август Вильгельм и Фридрих Шлегелі. Опираясь
на философское положение Ф. Шеллинга о раскрепощенность, свободу человеческого духа,
романтики считали нужным утверждения искусства с неограниченной свободой.
Бегство от действительности в мир фантазий и выдумок не исключала интересов романтиков
к окружающему миру. Но действительность жила в творениях немецкого романтизма,
увиденная сквозь призму романтической иронии.
Романтизм сыграл значительную роль в
развития исторических взглядов, пробудив интерес к прошлому, к ранних этапов
национальной жизни, фольклора, национальных традиций, истории языка и культуры.
Важное значение имела борьба романтиков за свободу личности, утверждение
самостоятельной ценности человека и его духовного мира. Поискам общечеловеческого
объективно «прекрасного» идеала, нормативным канонам классицизма романтики
противопоставляли яркую индивидуальную и национальное своеобразие, богатство человеческих
характеров и чувств. В основе искусства романтизма лежит противопоставление
прозаичного буржуаВНОго миропорядка и духовной свободы личности героя, его
сильных чувств и идеальных порывов с убогой действительностью. Отсюда - мотивы
трагического разлада с жизнью, насмешка над несоответствием мечты и реальности,
увлечение стихией природы, поезд в далекий от современной цивилизации уклада
жизни. Важное значение романтическая эстетика оказывала иронии как универсальном
средства возвышения над противоречием между идеалом и жизнью.
В романтизме причудливо сочетаются
исключительность героев, индивидуализм, интерес к прошлому, стремление к необычному
и экзотики (нетипичность обстоятельств) - и задушевность, лиризм, какое-то особенное,
до тех пор неизвестное литературе проникновения в глубины человеческой души. В. Гюго считал
драму неинтересной, если она, как обычное плоское зеркало, отражает серую
скуку жизни. Она должна быть «зеркалом, которое концентрирует, преобразует мельканий
на свет, а свет на пламя!». Гюго не привлекал образ ани торговца -
скряги и мошенника, ни буржуа - рассудительного и бездушного. Романтический герой был
одиноким. Таковыми выступают Гяур, Корсар, Каин, Манфред у Джорджа Гордона
Байрона (герои «Восточных поэм» и «Манфреда»), Конрад Валленрод в Адама
Мицкевича, Рюи Блаз у Виктора Гюго, странствующие музыканты в Эрнста.
Старший современник Байрона и Шелли
Вальтер Скотт стал зачинателем исторического романа, который показал, что историю
творят люди с живыми, горячими сердцами. Вальтер Скотт мастерски передал исторические
и национальные особенности разных эпох, стран, народов, предоставляя им яркого
романтического колорита.
С романтизмом связано обогащения
литературных жанров, разрушение прежних представлений о границах и правила творчества.
Основными жанрами романтической литературы стали драма, новелла, романтическая поэма,
баллада, роман в стихах, где размывается граница между эпосом и лирикой, а также
сказка лирико-философского или фантастического содержания.
У немецких романтиков сказка была
одним из любимых жанров. Всемирную славу снискали народные сказки, записанные и опубликованные
братьями Якобом и Вильгельмом Гримм.
Очень одаренный человек Эрнест Теодор
Амадей Гофман создал причудливые, смешные и одновременно трагические повести и романы
(«Золотой горшок», «Жизненная философия Кота Мурра...», «Крошка Цахес»),
Творчество этого писателя, которому не суждено стать музыкантом, - не забава,
а, как сказал Г. Гейне, «потрясающий крик ужаса на девять томов». Гофман
задыхался в душной атмосфере Германии начала XIX в.
У СИДА романтика приключений, волевые,
отважные и целеустремленные герои, сюжеты индейских сказок и легенд нашли
своего певца в лице Джеймса Фенимора Купера - это п'ятитомна эпопея о Кожаную
Чулок.
Теоретически обосновав основные
принципы романтизма, писатель Виктор Гюго воплотил их в своих драмах и романах
(«Эрнани», «Король забавляется», «Мария Тюдор», «Собор Парижской Богоматери»,
«Отверженные», «Человек, который смеется»), очертив целый ряд незаурядных
человеческих характеров, невероятных обстоятельств, триумфов добра, которое побеждает зло.
Известная писательница Жорж Санд - палка
сторонница женского равноправия («Индиана», «Валентина», «Консуэло»).
Общими чертами романтического типа
творчества являются:
• стремление к
субъективизации процесса творчества, осознание собственной чуждости «толпы», что
живет примитивными интересами и считает себя хозяином мира;
• тяготение к
чрезвычайного фона изображения, до невероятных ситуаций и неординарных героев,
нередко отражают авторскую личность;
• мифологизация действительности через
обращение к формам символізування, гротеска, фантастики.
Романтизм как направление прекратил свое
существование в конце XIX в. с исчеВНОвением имеющихся литературных кругов, но
романтизм как универсальное мировоззрение остался и занял очень важное место в контексте
развития дальнейших направлений конца XIX - начала XX вв. (символизм, импрессионизм,
неоромантизм), он занимал почетное место также и рядом с модернизмом XX вв.