ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература сокращено. Все произведения школьной программы в кратком изложении.

7КЛАСС

 

ДРЕВНЕРУССКИЕ БЫЛИНЫ

 

Былина - героическая, иногда социально-бытовая, эпическая песня, распространенная в XI-XIII вв. В народе подобные песни обычно называли «старинами» или «старинками», а термин «былина», как полагают, был введен в XIX ст. И. Сахаровым, который взял его с выражения «Слова о полку Игореве»: «по былинам сего времени» (к тому времени подобные произведения называли «богатырскими сказками»).

Основное содержание былин - рассказ о героических подвигах и деяниях русских богатырей в борьбе с поработителями родной земли (южные кочевые племена, монголо-татарская орда, различные фантастические существа).

Былинный богатырь - это обобщенный образ идеального героя (преимущественно из народа), в котором воплощены черты реальных лиц, а в событиях, описанных в былинах, в фантастическом преувеличении доносится отголоски реальных исторических событий далекого прошлого.

Былины обычно разделяют на два типа: военные, собственно героические (былины про Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича) и социально-бытовые, в которых, однако, также имеющийся героический элемент («Вольга и Микула», «Дюк Степанович», былины о Сада).

В украинских народных сказках, преданиях и легендах сохранились герои былин (например, Илья Муромец).

 

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК

 

Из города Мурома, из села Карачарова выезжал удаленький добрый молодец Илья Муромец. Помолился он рано в церкви в Муроме, а к обедне хотел уже стольного города Киева добраться.

Подъехал он до славного города Чернигова и видит: словно черное воронье, осадило город войско большое, и нельзя ни пройти пешком, ни верхом проехать, птица здесь не пролетает, серый зверь не пробегает . Начал Илья то войско большое конем топтать и копьем колоть, пока его не одолел. Когда же до самого Чернигова приблизился, вышли оттуда жители черниговские, городские ворота открыли, и просили его быть у них за воеводу.

- Не пойду я к вам воеводой в Чернигов, - ответил Илья. - Покажите мне лучше найпрямішу дорогу до стольного города Киева.

Сказали ему жители черниговские:

- Самая прямая дорога завалена бревнами, травой заросла, и давно уже никто по той дороге не проходил и на добром коне не провідин. Там, у черного болота, возле березы кривої2, возле страшной реки Смородины и возле креста Левонидового3 сидит на дубу Соловей-разбойник, Одихмантів сын. Свищет Соловей по-соловьином, кричит злодей-разбойник по-звериному, и от того посвиста и покрику вся трава-мурава сплетается, лазурные цветочки осыпаются, темные леса к земле пригибаются, а кто из людей поступит - все мертвы лежат. Пятьсот верст самый прямой путь тянется, а кружный путь - тысячу верст4.

1Соловей-разбойник - воплощение враждебной силы, что постоянно приступили к Киева. Кое-кто из ученых считает, что это - воплощение разбойничьих ватаг, которые не подчинялись князю киевскому (В. Авенариус) и которые пользовались звуковой языке - свистом.

2Полото и кривая береза в народных представлениях были местами, где собирались нечистая сила, представителем которой является также и Соловей-разбойник. Подкрепляет эту мысль и упоминание про реку Смородину.

3 Левонидів крест - крест, взятый князем Владимиром из Корсуня и затем установлен в Киеве на Лугах. Впоследствии так назывался крест на безлюдді, «кий по народным представлениям также был местом, где собиралась нечистая сила. Левонидів, - возможно, от епископа Левонтія, а может, крест был из ливанского кедра. Возле этого креста, за былинами, братались также богатыри и отсюда начинали свои путешествия.

1 Расстояние здесь сказочно преувеличена.

Пустил Илья своего коня богатырского и поехал найпрямішою дорогой. С горы на гору добрый конь перескакивает, с холма на холм перемахивает, а мелкие реки и озера меж ног пропускает.

Как приблизился он к реке Смородины и до болота черного, до кривой березы и до креста Левонидового, засвистел тут Соловей по - соловьином, закричал злодей-разбойник по-звериному, и сразу же богатырский конь начал спотыкаться. Должен был Илья Муромец бить коня канчуком по крутым ребрам, и конь помчался дальше. Потом взял свой тугой лук, натянул тетиву и выпустил гартовану стрелу в Соловья-разбойника. Попала стрела Соловью в правый глаз, и тот покатился на сырую землю.

Пристегнул Илья разбойника к правому стремени булатного и повез по чистому полю до его гнезда. А в том гнезде Соловьином были как раз три его дочери любимые. Глянула старшая дочь в окошко и говорит:

- Идет наш батюшка Соловей-разбойник чистым полем, на добром коне сидя, и везет он человека, к правому стремени припнутого.

Глянула в окошко средняя дочь.

- Идет батюшка по роздоллю, по чистому полю, и везет мужа, к правому стремени припнутого.

Посмотрела и младшая дочь.

- Идет человек, и сидит он на добром коне и нашего батюшку везет, к стремени булатного припнутого и с выбитым правым глазом.

Загукала она к зятьев Соловьиных:

- Ой, мужчины наши любимые!!! Берите вы рогатины звериные, и бегите на раздолье, в чистое поле, и убейте того человека.

Похватали зятья рогатины и побежали в чистое поле, чтобы убить мужа. И сказал им Соловей-разбойник, Одихмантів сын:

- Бросайте, зятья мои, рогатины звериные и позовите этого человека в гнездо Солов'їне, накормите его вкусной едой, напоит питьем медовим1 и наделите камнями драгоценными.

Покидали зятья рогатины и призвали мужчину до гнезда Соловьиного. Не послушал он зятьев и отправился дальше чистым полем и найпрямішою дорогой.

А в славном Киеве-граде Владимир-князь, выйдя из церкви, обедать собирался в банкетной комнате. Тут подоспел на широкий княжеский двор Илья Муромец. Остановил коня посреди двора и в палату белокаменную ступил. Крестом себя осенил, князю Владимиру и всем его родственникам поклонился на четыре стороны. Стал Владимир-князь молодца выспрашивать:

 

1Питво медовое - изготовлено из меда, разбавленного водой, и сваренное, - любимый хмельной напиток во времена Киевской Руси. В Украине мед как напиток был популярен вплоть до XX века.

 

Расскажи, с какой ты земли и как тебя по имени, по отчеству величают.

Я из славного города Мурома, из села Карачарова, а зовут меня Илья Муромец, Иванов сын.

Говорит тогда Владимир:

Давно ли ты из Мурома выехал и какой дорогой до стольного Киева-града добирался?

Утром я отстоял Мессу в Муроме, а к обеденной службы в стольном Киеве-граде хотел быть. Однако пришлось в дороге задержаться, ехал я найпрямішою дорогой до Киева-града, потом ехал мимо болото черное, мимо реку Смородину, мимо кривую березу и крест Левонидів.

Не поверил ему Владимир-князь:

Врешь мне в глаза, мужское, да еще и насмехаешься! Возле славного города Чернигова войска уйма стоит; там ни пройти пешком, ни верхом проехать, серый зверь не проскочит, черный ворон не пролетит.

А у болота того черного, возле реки Смородины, у кривой березы и креста Левонидового Соловей-разбойник сидит. Как он свистнет по-соловьином, как закричит по-звериному, то, кто из людей там окажется, все мертвые падают.

Соловей-разбойник на твоем дворе, - ответил Илья. - Выбился ему правый глаз и к стремени булатного его припнув.

Быстро встал Владимир-князь, накинул на плечо шубу куничу, соболью шапку наложил на одно ухо и вышел на широкий истинными посмотреть на Соловья-разбойника, к стремени припнутого.

Засвищи-ка ты, - повелел ему князь, - по-соловьином, закричи, собака, по-звериному.

Ответил Соловей-разбойник:

Не у тебя я сегодня, князь, хлеб им, поэтому не хочу тебя слушать. Я обедал сегодня у Ильи Муромца и только его и послушаю.

Приказал Илья Муромец Соловью-разбойнику князя порадовать: Ану засвищи впівсвисту соловьиного, закричи впівкрику звериного!

Отозвался на то Соловей-разбойник:

- Мои раны кровавые были запечатаны, поэтому не могут уста мои свистеть-кричать. Пусть князь нальет мне чару вина зеленого1, выпью я ее, и раны мои заживут, а уста розтуляться. Вот тогда уже я смогу засвистати и закричать.

Сказал Илья князю Владимиру:

- Пойди, княже, к горнице своей пиршественной и налей там чару вина зеленого, и не малую, а на полтора ведра, и поднеси то вино Соловью разбойнику.

Налил князь вина полтора ведра, старым медом разведенного. Взял Соловей-разбойник одной рукой от князя чару, выпил ее од ним духом, а тогда как араВНОситься во весь голос по-соловьином, как закричит по-звериному, и сразу же все маковки на теремах покривились, окошки рассыпались, люди во дворе замертво попадали, а Владимир-князь куничою шубой покрылся.

Быстро вскочил тут Илья Муромец на коня, вывез Соловья в чистое поле, отрубил ему буйную голову, а потом произнес:

- Довольно тебе свистать по-соловьином и кричать по-звериному, достаточно смутити-слезиться отцов и матерей, достаточно удовити женщин молодых и сиротити деток малых.

И стал Илья Муромец после этого первым киевским богатырем.