ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Федор Достоевский 1812 - 1881

 

Открытая книга

РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»

 

«Роман-трагедия»

 

В центре сюжета - история убийства студентом Раскольниковим старой процентщицы Алены Ивановны и ее сестры Лизавети, история морального раскаяния преступника. Преступление, совершенное Раскольниковим, не имеет ничего общего с теми противоправными действиями, которые диктуются традиционными негативными стимулами - ревностью, желанием отомстить, алчностью, тщеславием, ненавистью. Раскольников столкнулся не с отдельным человеком - антагонистом - он противопоставил себя устоявшемуся миропорядку, который категорически не воспринимал. Такой конфликт напоминает «роковые» столкновения идей и их сторонников в античной трагедии. Достоевский перенес типично трагичный конфликт в эпическое произведение, что и определило в романе доминирующую роль напряженных идеологических, морально-философских споров и дискуссий.

Nota bene. Российский писатель и философ В'яч. Иванов назвал «Преступление и наказание» «романом-трагедией». И не только потому, что философской романной повествования присущ высокий трагичный пафос, но и учитывая особенности композиционной и сюжетной строения. Действие в «романе-трагедии» разворачивается по законам драматического искусства. Трагичный конфликт стягивает все сюжетные перипетии в тугой узел. Время событий крайне сконцентрирован, сгущенный. Отсюда «быстрый летопись», динамизм изображения событий, неожиданные повороты «сценического» действия, огромное количество монологов и диалогов, преобладание патетического начала, свойственного драме, над спокойной объективностью эпоса.

Мастерство сюжетотворення в «Преступлении и наказании» так же, как и в других романах Достоевского, доведена до совершенства. В произведении, «переполненном» большими, существенно важными и мелкими, якобы незначительными событиями, многочисленными описаниями, зарисовками быта, обычаев, нельзя устранить ни одной детали. Все «подробности» подчинены общему замыслу, все они имеют целью раскрыть личность героя. Каждая отдельная сюжетная перипетия - это сложное повествование, все сюжетные коллизии в целом группируются будто в акты драмы, они «являются железными звеньями логической цепи, на которой висит, как какое-то планетного тело, основное событие, цель всего повествования...» (В'яч. Иванов).