ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

Возрождение (или Ренесане) - цс культурно-философский движение. основан на идеалах и возвращении к культурным ценностям античности, их возрождении (отсюда происходит и сам термин « возрождение»).

Деятели Возрождения, которых называли «гуманистами», искренне верили в самоценность и безграничные способности человека, лелеяли ее идеалы гармоничного и всестороннего развития, открывали богатства ее духа, считали человека «украшением Вселенной, узірцем всего сущего» (В. Шекспир).

Термин «Возрождение» (итал. rinascita) для обозначения важной суток европейской литературы и культуры ввел до широкого обращения историк искусства итальянец Джорджо Вазари в своих «Жизнеописаниях славных художников, скульпторов и зодчих» (1550). Но на Западе прижился его французский вариант - ренессанс (фр. renaissance).

Предвестником Ренессанса был пост Данте Алигьери (1265-1321). А родоначальниками Возрождения в литературе считается Франческо Петрарка (1304-1374), а в живописи - т. н. Флорентийская школа во главе с Філліппо Брунеллески (1377-1446), Донателло (1386-1466), Мазаччо (1401 ок. 1428).

Новый толчок развитию идей гуманизма дал изобретение в XV в. книгопечатания (И. Гутенберг), который сделал литературные произведения достоянием значительно более широких верст населения. Именно в то время начался период Высокого возрождения. Творчество деятелей этого периода полна веры в безграничные возможности человека, его воли и разума присущих Средневековью. Это также эпоха великих них открытий и бурного развития науки. В архитектуре - создание большого количества светских зданий, в живописи - отражение всего богатства действительности с помощью новых художественных средств, снятие запрета на воспроизведение красоты человеческого тела. Выдающимися представителями этого периода были Л. да Винчи, Мікелнджело, Рафаэль, Джорджоне, Тициан (Италия), А. Дюрер. У. фон Гуттен, Г. Гольбейн (Германия), Ф. Рабле (Франция), В. Шекспир, Т. Мор (Англия), М. Сервантес, Лопе де Вега (Испания), Е. Роттердамский. П. Рубенс, Рембрант (Hiдерла, Фландрия) и много других.

Итак, наиболее характерными признаками культуры Ренессанса были:

1) освобождения культуры из-под власти церкви, обретения ею ее светского, неклерикального характера;

2) возрождение интереса к античному культурному наследию, почти полностью забытой во времена средневековья;

3) перемещение акцента с изучения «наук о Боге» на «науки о человеке», прежде всего - гуманитарные науки;

4) антропоцентризм (то есть перемещение человека как основной ценности, с периферии к центру мира: как предмета изображения в литературе и искусстве, а также исследования в науке), который пришел на смену средневековому теоцентризма (когда в центре изображения и интереса находится Бог).

В эпоху Возрождения литература становится национальной, обращаясь не только к латыни, но и к родному языку и фольклору определенного народа, воспроизводит самобытную ментальность народов, их специфический образ жизни, интересы, потребности и запросы. Одновременно возрастает интерес к античной культуре. Литература эпохи Возрождения является литературой нового типа: она решительно отходит от традиционных средневековых канонов, обращается к народному творчеству и темы народа, становится более демократичной, более реалистичной, становится ближе к жизни, освобождаясь от избытка символов и аллегорий, присущих средневековой литературе.

Герои ренессансной литературы (например, Гамлет, Дон Кихот и др.) являются неповторимыми личностями с присущим только им характерами, страстями, поведением, волей, они выступают активными борцами против зла, им присущ критический склад ума.

Первый итальянский и европейский гуманист, настоящий титан Возрождения Франческо Петрарка (1304 1371) углубляется в собственную душу, богатую чувствами, чтобы разобраться в тончайших оттенках этих чувств. Он отдается чарам красоты и любви, которые для поэта тесно связаны с донной Лаурой и природой, что ее он тонко чувствует и которой умеет наслаждаться. Любовь и красота - это самые большие ценности в жизни, хотя они, по мнению Петрарки, является отрицанием безоблачного счастья, мучительной и полной муки путешествием, которая не дает и минутки отдыха. Петрарка - виртуоз в жанре сонета. который довел до совершенства, совершенства. В своих шлифованных сонетах он не только поэтизирует, но и идеализирует донну Лауру, наделяя ее найдовершенішими чертами.

Джованни Боккаччо (1313-1375) считается родоначальником новой европейской прозы, прежде всего разработчиком жанра новеллы. Во многом именно с легкой руки Боккаччо новелла приобрела форму короткой рассказы с неожиданным финалом (в этой черте новелла похожа на анекдот). Тематика известного сборника Дж. Боккаччо «Декамерон» чрезвычайно раВНОобразна, как и сама жизнь, в котором трагическое переплетается с радостным, грустное - с веселым, обыденное - с необычным, странным, серьеВНОе - с комическим, понятно - с таинственным и непонятным человеку.

Крупнейшим достижением литературы эпохи Возрождения в Испании есть роман Мигеля де Сервантеса (1547-1616) «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский». Главный герой этого произведения стал одним из «вечных образов» мировой литературы, а его имя нарицательным. Произведение Сервантеса синтезировал, соединил в себе почти все известные на то время - жанровые раВНОвидности романа: приключения, бытовой, сатирический, фантастический, моралистическое, психологический, рыцарский, пасторальный, мошеннический, стал новым забором европейского романа, одним из лучших романов человечества.

Трагедия Уильяма Шекспира (1564 1616) «Гамлет» является одной из самых ценных жемчужин мировой литературы. В ней тесно переплетены два действия: внешняя (противостояние Гамлета и Клавдия) и внутренняя (острая борьба в душе Гамлета, поиски им смысла человеческого бытия). Это произведение имеет общечеловеческое значение, поскольку в нем нарушены и на высочайшем художественном уровне раскрыто много «вечных» проблем и тем: конфликта добра и зла, общественных отношений, государства и государственного правления, нравственности власти, придворного служения, семьи, любви, дружбы, чести и благородства, долга, верности и много других. Язык произведения афористичная, много строк из него стали крылатыми: «быть или не быть - вот вопрос», «бедный Йорик». «Какая-то гниль в Датском королевстве». Гамлет, как и Дон Кихот, тоже пополнил галерею " вечных образов мировой литературы.

В своих совершенных сонетах Шекспир углубляется в человеческую психологию, поэтизирует человека и красоту его чувств, воспевает дружбу и любовь, а также наделяет образ своей возлюбленной чертами реальной, земной женщины (в отличие от идеализации донны Лауры в сонетах Петрарки).