ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

СОКРОВИЩНИЦА МУДРОСТИ И КРАСОТЫ

 

Урок 3

Тема. Сказки народов Евразии. «О глупом тигра» (тибетская сказка)

 

Цель: учить учащихся понимать познавательно-воспитательный характер народных сказок, их морально-этические ценности; дать представление о том, что сказки народов Европы бывают народными и авторскими, разных видов - сказки о животных, социально-бытовые, волшебные, научные; совершенствовать умения сопоставлять, сравнивать, классифицировать действующих лиц, оценивать их поступки; расширять диапазон представлений об общности тематических мотивам сказок разных народов мира; воспитывать интерес к чтению.

Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением тигра; рисунок ассоциативного куста; наглядность к игре «Угадай, где чей дом».

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

Сегодня у нас необычный урок -

В мир сказки и фантазии сделаем шаг.

Со сказкой мы встречались не раз,

И снова она пришла к нам.

- Дети, сегодня в гости пожаловали книжки-казки. их очень много, и все они чем-то похожи, как сестрички, но много чем отличаются. Сегодня мы должны определить, что похожего между всеми сказками. Что в них общего?

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся. Мотивация учебной деятельности

1. Работа с выставкой книг

- Сказка - это художественное произведение, в котором есть что-то волшебное, необычное, фантастическое, нереальное...

А теперь подумайте, чем эти сказки отличаются друг от друга, их можно разделить на две группы. Какие именно - попробуйте это сделать самостоятельно.

Учащиеся должны разделить сказки на две группы - авторские и народные. Если учащиеся сталкиваются с трудностями, учитель расставляет книги на две полки по этому признаку. Но ученики сами должны определить принцип распределения.

 

image18

 

Народные сказки создал народ, они часто существуют в нескольких вариантах, их речь близка к народной. (Сравните две украинские народные сказки - «Колобок» и «Сказку о коржика».)

Авторские - это одноваріантні литературные сказки. Для них характерны чистота речи, стилистика, тематика.

- Назовите несколько литературных сказок и их авторов с выставки книг.

- А сейчас мы попробуем определить жанр сказки, проведя небольшое исследование. Я беру книги из первой и второй полочки и объединяю их в группы. Что общего в этих сказках? (Ученики читают названия: «Про глупого тигра», «Птичья спор», «Ученый кот».)

- Они о животных.

- Кто поможет мне выбрать сказки второй группы?

Учащиеся с помощью учителя определяют виды сказок: о животных, социально-бытовые, волшебные, научные, докучні.

2. Закрепление знаний

 

 

Вывод. Главные герои сказок о животных - животные. В бытовых сказках описан быт и жизнь людей. В волшебных происходят всевозможные чудеса, там есть волшебные существа и вещи. Научные сказки рассказывают в сказочной форме о научные факты, понятия. Докучним (бесконечным) сказкам присуще постоянное повторение какого-либо факта, события.

3. Игра «Угадай, где чей дом»

- Я имею 30 карточек с названиями сказок, вид которых вы можете определить. Все сказки вам хорошо известны. На ассоциативном кусты вы можете прикрепить свои карточки в соответствующих местах по видам.

После того как все выполнят задание, попробуем выяснить, какие карты попали на свои места правильно, проанализируем ошибки.

- Молодцы, хорошо поработали! А у меня для вас есть еще одно интересное задание. Сегодня мы познакомимся со сказкой тибетского народа «Про глупого тигра».

 

III. Работа над новым материалом

1. Слушание сказки

Читают подготовленные ученики.

2. Словарная работа

- Прочитайте сказку самостоятельно и отметьте слова, значение которых вам непонятно. (Анализ непонятных слов.)

3. Упражнения на развитие внимания

- Какой народ является автором сказки?

На карте Европы учитель показывает, где живет тибетский народ, ученики делают соответствующую отметку.

- Почему тигр не испугался мужа, когда впервые увидел его?

- Как человек доказал, что он сильнее тигра?

- Согласны ли вы с мнением, что эта сказка прославляет разум человека? Докажите это строчками из сказки.

4. Творческая работа над сказкой

- Перескажите сказку близко к тексту.

- Пофантазируйте, как могла закончиться сказка.

- Придумайте другое название к этому произведению.

5. Работа над пословицами

• Человек - вершина природы. (Индийское)

• Упрямство - признак короткого ума. (Грузинское)

• Ум - большое богатство. (Азербайджанское)

- Какие из этих пословиц характеризуют человека, а какие - тигра?

6. Задача для эрудитов

Учитель выставляет картинки с изображением тигра.

- Что вы знаете об этом животном?

Ученики высказывают мнения, учитель обобщает рассказ.

- Тигр - самая большая на планете редкая хищная кошка. Живут эти звери поодиночке и обозначают границы своей территории запаховыми метками на стволах деревьев.

На диких кабанов, оленей и других зверей тигры охотятся ночью. Раз в два-три года тигрица рожает от одного до семи тигрят. Но выживать им нелегко. Сегодня на Земле осталось несколько сотен тигров. Эти животные занесены в Красную книгу.

К следующему уроку узнайте что-то интересное про шакала, крокодила. Узнайте также, что означает выражение «крокодиловы слезы».

 

IV. Итог урока

- Как называются произведения, с которыми мы сегодня работали?

- К каким видам сказок относится сказка «Про глупого тигра»?

- Кто ее написал?

- Объясните выражение «Сказки маленькие, а ума в них много». Задача для эрудитов

Прочитайте самостоятельно сказки о животных «Птичья спор», «О шакала и крокодила».