3 КЛАСС
СОКРОВИЩНИЦА МУДРОСТИ И КРАСОТЫ
Урок 4
Тема. Сказки народов Евразии. «Источник край света» (английская сказка)
Цель: учить учащихся понимать познавательно-воспитательный характер народных сказок, их морально-этические ценности; дать представление о том, что сказки народов Европы бывают народные и авторские; отличать волшебные сказки от других видов сказок; учить детей сопереживать проблемам героев и эмоционально откликаться на события в сказке; формировать положительное отношение к сказкам народов Евразии.
Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением лягушки; рисунок ассоциативного куста; наглядность к игре «Пословицы в лабиринте»; кроссворд; схемы анализа сказки.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
Ученики читают записанные на доске строки из стихотворения В. Симоненко.
Заглядывает в окно сказка
Серыми глазами.
Материнская добрая ласка
У нее за плечами.
- Дети! Сегодня мы поиграем в сказку. Так-так! Хотя сказка - дело очень серьеВНОе. Поэтому перед игрой вспомните, какие сказки мы уже знаем.
II. Повторение изученного материала
1. Работа по схеме
- Ну что же, к игре все готовы, молодцы! В прошлый раз вы получили задание самостоятельно прочитать сказки тибетского, индийского и киргизского народа. Проверим, как вы справились с этим заданием.
2. Игра «Сказочная плутанка»
• «Как-то поставил охотник в лесу силки, и попало в него малое шакаленя».
• «В одном лесу жил старый умный крокодил».
• «- И не съешь, - сказал дровосек, - потому что побеждает тот, кто умнее, а не тот, кто сильнее. Прощай, глупый крокодиле. Твой отец был умнее тебя!»
• «А тут и охотник подоспел: схватился за веревку, которая свисала вниз, и сетка упала на землю. Обрадовался охотник богатой добычи, забрал тигра и отнес домой».
• «Стыдно было возвращаться тигровые в лес без хвоста, ведь засмеют, - а позора и стыда ему и так хватало».
- Вы прекрасно справились с задачей! Быстро определили, что в сказках перепуталось.
3. Игра «Пословицы в лабиринте»
- Прочитайте пословицы в лабиринте.
Из прочитанных сказок касаются эти пословицы? Докажите свое мнение.
III. Сообщение темы урока
- Хорошо справились и с этим заданием!
Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой народов Европы «Источник край света» (английская сказка). Главные герои сказки спрятались в кроссворде. Отыщите их!
- Итак, главные герои нашей сказки: девушка, мачеха, юноша, лягушка.
Кроссворд
IV. Работа над новым материалом
1. Чтение сказки учащимися самостоятельно
- А теперь попробуем самостоятельно сказку прочитать и проанализировать. А схема анализа - у каждого в тетради.
СХЕМА АНАЛИЗА СКАЗКИ
1) Название сказки.
2) Авторская или народная.
3) Кто автор?
4) Какое по жанру.
5) Главные герои.
6) Особенности (зачин, повторы, колдовство и т.п.).
7) Тема и идея сказки.
2. Анализ содержания прочитанного
- Найдите на карте Европы страну, в которой была написана сказка.
- К какому жанру сказок она относится?
- Это волшебная сказка. В волшебных сказках мы встречаемся с самыми невероятными выдумками: с необычным таинственным миром, волшебными предметами. В этих сказках не только звери, птицы, насекомые, но и деревья, горы, ветер способны разговаривать, думать, радоваться или грустить. Здесь могут действовать мифические существа - великаны, драконы, джинны, дэвы.
Герои волшебных сказок проходят через тяжелые испытания, волшебные превращения, но они всегда выходят победителями и достигают добра и справедливости.
- Как вы думаете, почему веселой и трудолюбивой девочке жилось плохо?
- Какое задание придумала мачеха для Розмари, чтобы избавиться от нее?
- Кто и как помог Розмари выполнить задание мачехи?
- Какое волшебное превращение произошло в сказке?
- По вашему мнению, заслуживала Розмари на счастье? Почему?
- Чему учит нас эта сказка?
3. Работа в группах
Ученики объединяются в две группы, каждая получает карточку с заданием.
1-ша группа характеризует мачеху;
2-я группа - девушку.
- Из представленных определений выберите те, которые характеризуют девушку, и те, что подходят для мачехи: добрая, злая, жадная, искренняя, добросердечная, послушная, веселая, трудолюбивая, жестокая
- Подтвердите свое мнение эпизодами из текста.
>> Игра «Продолжи предложение»
• «В добрые старые времена - а они действительно были добрыми...»
• «А однажды мачеха решила и вовсе лишиться ее. Подзывала падчерицу и говорит...»
• «А вот и источник. Нагнулась Розмари, зачерпнула решетом холодной воды. И только подняла его...»
• «На этот раз вода уже не вытекала. Розмари хотела идти домой, но ...»
• «Розмари открыла дверь и увидела на пороге лягушку. Скок-скок - лягушка прыгнула к девушке и попросила...»
• «И вдруг - о чудо!...»
4. Задача для эрудитов
- Рассмотрите изображения лягушек. Что вы знаете об этом животном?
ЛЯГУШКИ-БАРОМЕТРЫ
Люди, которые часто общаются с природой, предсказывают погоду по поведению лягушек. И вот что они говорят. Если лягушки сидят в воде, дождя не будет. Даже когда облако на небе, все равно дождь не пойдет.
А если лягушки вылезают из воды, прыгают вдоль берега, - ждите дождь.
Если лягушки держатся на поверхности воды и квакают, выставляя мордочку кверху, - будет ненастье.
Лягушки квакают крикливо и неприятно - на дождь, с приятной трелью - на ясную погоду.
V. Итог урока
- Понравилась ли вам сказка?
- Как вы относитесь к ее главных героев?
- Подтвердите, что это произведение - волшебная сказка.
- Чему учит эта сказка?
- Все английские народные сказки прославляют верность и готовность помочь обиженному, а также добро, справедливость, разум.
Задания эрудитам
- Прочитайте самостоятельно сказки «Золотая гусыня» (немецкая сказка), «Ленивый Ахмед» (турецкая сказка), «Чей подарок лучше» (корейская сказка).