ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

3 КЛАСС

 

СОКРОВИЩНИЦА МУДРОСТИ И КРАСОТЫ

 

Урок 4

Тема. Сказки народов Евразии. «Источник край света» (английская сказка)

 

Цель: учить учащихся понимать познавательно-воспитательный характер народных сказок, их морально-этические ценности; дать представление о том, что сказки народов Европы бывают народные и авторские; отличать волшебные сказки от других видов сказок; учить детей сопереживать проблемам героев и эмоционально откликаться на события в сказке; формировать положительное отношение к сказкам народов Евразии.

Оборудование: карта Европы; учебник; рабочая тетрадь; иллюстрации с изображением лягушки; рисунок ассоциативного куста; наглядность к игре «Пословицы в лабиринте»; кроссворд; схемы анализа сказки.

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой на урок

Ученики читают записанные на доске строки из стихотворения В. Симоненко.

Заглядывает в окно сказка

Серыми глазами.

Материнская добрая ласка

У нее за плечами.

- Дети! Сегодня мы поиграем в сказку. Так-так! Хотя сказка - дело очень серьеВНОе. Поэтому перед игрой вспомните, какие сказки мы уже знаем.

 

II. Повторение изученного материала

1. Работа по схеме

 

 

- Ну что же, к игре все готовы, молодцы! В прошлый раз вы получили задание самостоятельно прочитать сказки тибетского, индийского и киргизского народа. Проверим, как вы справились с этим заданием.

2. Игра «Сказочная плутанка»

• «Как-то поставил охотник в лесу силки, и попало в него малое шакаленя».

• «В одном лесу жил старый умный крокодил».

• «- И не съешь, - сказал дровосек, - потому что побеждает тот, кто умнее, а не тот, кто сильнее. Прощай, глупый крокодиле. Твой отец был умнее тебя!»

• «А тут и охотник подоспел: схватился за веревку, которая свисала вниз, и сетка упала на землю. Обрадовался охотник богатой добычи, забрал тигра и отнес домой».

• «Стыдно было возвращаться тигровые в лес без хвоста, ведь засмеют, - а позора и стыда ему и так хватало».

- Вы прекрасно справились с задачей! Быстро определили, что в сказках перепуталось.

3. Игра «Пословицы в лабиринте»

- Прочитайте пословицы в лабиринте.

 

 

Из прочитанных сказок касаются эти пословицы? Докажите свое мнение.

 

III. Сообщение темы урока

- Хорошо справились и с этим заданием!

Сегодня мы познакомимся с еще одной сказкой народов Европы «Источник край света» (английская сказка). Главные герои сказки спрятались в кроссворде. Отыщите их!

- Итак, главные герои нашей сказки: девушка, мачеха, юноша, лягушка.

 

Кроссворд

 

 

IV. Работа над новым материалом

1. Чтение сказки учащимися самостоятельно

- А теперь попробуем самостоятельно сказку прочитать и проанализировать. А схема анализа - у каждого в тетради.

СХЕМА АНАЛИЗА СКАЗКИ

1) Название сказки.

2) Авторская или народная.

3) Кто автор?

4) Какое по жанру.

5) Главные герои.

6) Особенности (зачин, повторы, колдовство и т.п.).

7) Тема и идея сказки.

2. Анализ содержания прочитанного

- Найдите на карте Европы страну, в которой была написана сказка.

- К какому жанру сказок она относится?

- Это волшебная сказка. В волшебных сказках мы встречаемся с самыми невероятными выдумками: с необычным таинственным миром, волшебными предметами. В этих сказках не только звери, птицы, насекомые, но и деревья, горы, ветер способны разговаривать, думать, радоваться или грустить. Здесь могут действовать мифические существа - великаны, драконы, джинны, дэвы.

Герои волшебных сказок проходят через тяжелые испытания, волшебные превращения, но они всегда выходят победителями и достигают добра и справедливости.

- Как вы думаете, почему веселой и трудолюбивой девочке жилось плохо?

- Какое задание придумала мачеха для Розмари, чтобы избавиться от нее?

- Кто и как помог Розмари выполнить задание мачехи?

- Какое волшебное превращение произошло в сказке?

- По вашему мнению, заслуживала Розмари на счастье? Почему?

- Чему учит нас эта сказка?

3. Работа в группах

Ученики объединяются в две группы, каждая получает карточку с заданием.

1-ша группа характеризует мачеху;

2-я группа - девушку.

- Из представленных определений выберите те, которые характеризуют девушку, и те, что подходят для мачехи: добрая, злая, жадная, искренняя, добросердечная, послушная, веселая, трудолюбивая, жестокая

- Подтвердите свое мнение эпизодами из текста.

>> Игра «Продолжи предложение»

• «В добрые старые времена - а они действительно были добрыми...»

• «А однажды мачеха решила и вовсе лишиться ее. Подзывала падчерицу и говорит...»

• «А вот и источник. Нагнулась Розмари, зачерпнула решетом холодной воды. И только подняла его...»

• «На этот раз вода уже не вытекала. Розмари хотела идти домой, но ...»

• «Розмари открыла дверь и увидела на пороге лягушку. Скок-скок - лягушка прыгнула к девушке и попросила...»

• «И вдруг - о чудо!...»

4. Задача для эрудитов

- Рассмотрите изображения лягушек. Что вы знаете об этом животном?

ЛЯГУШКИ-БАРОМЕТРЫ

Люди, которые часто общаются с природой, предсказывают погоду по поведению лягушек. И вот что они говорят. Если лягушки сидят в воде, дождя не будет. Даже когда облако на небе, все равно дождь не пойдет.

А если лягушки вылезают из воды, прыгают вдоль берега, - ждите дождь.

Если лягушки держатся на поверхности воды и квакают, выставляя мордочку кверху, - будет ненастье.

Лягушки квакают крикливо и неприятно - на дождь, с приятной трелью - на ясную погоду.

 

V. Итог урока

- Понравилась ли вам сказка?

- Как вы относитесь к ее главных героев?

- Подтвердите, что это произведение - волшебная сказка.

- Чему учит эта сказка?

- Все английские народные сказки прославляют верность и готовность помочь обиженному, а также добро, справедливость, разум.

Задания эрудитам

- Прочитайте самостоятельно сказки «Золотая гусыня» (немецкая сказка), «Ленивый Ахмед» (турецкая сказка), «Чей подарок лучше» (корейская сказка).