XIX ВЕКА
Специфика развития литературы XIX
века
XIX ст. - один из самых интересных
периодов в истории мировой литературы. Его по праву относят к золотому
фонд мирового искусства. Динамичное развитие экономического бытия, науки,
политические, социальные процессы в мире, особенно на европейском континенте,
дали новый толчок развитию искусства. В водовороте этих процессов находилась и
литература, как форма анализа и отображения тогдашней эпохи, то как фактор,
который свидетельствовал о существовании новой - эстетической - действительности, создаваемой в настоящий писателем
по законам, свойственным только литературе.
В ходе этой борьбы заявили о
себя, развивались и сходили с литературных горизонтов направления, жанры, фигуры.
Литература этой эпохи в каждой стране имела свои особенности, связанные со
спецификой общественной жизни, истории, национального характера. Но
прослеживается определенная закономерность, в частности ведущая роль двух литературных
направлений - романтизма и реализма, которые в конце XIX в. уступают
модернизма.
Конец XVIII в. и первая треть XIX
в. характеризовались господством романтической эстетики в европейских странах. В
последующие десятилетия романтизм не исчезает полностью: продолжают творить
писатели-романтики (В. Гюго), сохраняются элементы романтического стиля в
произведениях многих реалистов. В Америке зрелый и поздний этапы романтизма приходятся
на 40-60-е годы XIX в.
Романтизм (фр. Romantisme) - литературно-художественное направление,
которому присущи интуитивно чувственное мировосприятие, внимание к внутреннему
мира человека, неприятие обыденности, возвеличивание «жизнь духа», конфликт желаний и
действительности, увлечение бессознательным, таинственным, фантастическим, обращение к
фольклора и национальной мифологии и т.д.
Появление каждого литературного направления
обусловлена многими факторами: социально-политическими, мировоззренческими,
эстетическими. В социально-политических предпосылок возникновения романтизма и реализма
принадлежат революционные движения, которые сопровождались изменениями в обществе, в частности
Французская революция (1789-1794). Она проходила под лозунгом идей Равенства,
Братства и Свободы, которые не могли не привлекать художников, Но последствия
революции (много невинных жертв, террор, приход к власти буржуазии и
утверждение в обществе власти денег) привели к разочарованию в ее идеалах.
Отсюда - попытки романтиков убежать от действительности в мир фантастики, в прошлом,
сосредоточиться на проблемах личности, а реалистов все больше начинают
привлекать социальные вопросы.
Романтизм и реализм были
отрицанием нормативной эстетики классицизма с ее жанровой иерархией,
обязательным соблюдением правил трех единств - места, действия и времени,
структурными канонам. Идеал свободы, который утверждается в общественной жизни,
распространяется и на искусство: романтики провозглашают идеал поэтической свободы;
реалисты тоже стремятся освобождение от традиционных правил, от каноничности.
Романтизму присуща собственная система
принципов отбора и оценки изображаемого. На первом плане - то, что трудно
объяснить с помощью разума, а также внутренний мир человека, мир чувств.
Романтики были большими мастерами в воспроизведении различных душевных состояний,
пристрастий. И когда Бальзак или Стендаль, Толстой или Достоевский, которых
принято считать реалистами, пытались воспроизвести чувства, то обращались к
художественного средства - романтического психологизма (усиленное внимание к внутреннему
мира человека).
Неотъемлемой особенностью романтического
стиля является символика (например, роза и огонь - символы любви; море и ветер
- свободы; белый цвет - чистота; черный - тоска).
Романтическая литература имеет свою
систему жанров: лирические (элегия, баллада, лирическая поэма), прозаические (психологическая
повесть, новелла, исторический роман).
Наряду с романтизмом как художественной
системой большого значения в европейских литературах XIX в. приобретает реализм.
Некоторое время они развивались нейтрально. Однако романтизм был доминирующим художественным
направлением первой половины века, а реализм второй.
Реализм (лат. realis - вещественный, действительный) -
литературно-художественное направление, которое заключается во всестороннем отражении взаимоотношений
человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование
личности.
Начиная с 30-х гг. XIX в. реализм
приобретает классических форм во Франции, затем и в других странах. В типологических черт
реализма XIX в. относятся:
• притяжение
к достоверности, объективности;
• освобождение от каноничности,
преобладание индивидуальных стилей над «общими»;
• познавательное направление (связи с
естествознанием, историей, социологией, психологией);
• попытки
воссоздать мир как сложное единство;
• внимание
к проблемам взаимодействия человека и среды, типичных характеров при типовых
обстоятельств;
• перенос
центра внимания на социальную сферу;
• появление
синтетических индивидуальных стилей, которые сочетали реалистичные и романтические
элементы.
Реализм отличается от других,
предыдущих художественных систем, однако реалисты заимствовали приемы, средства, темы в
своих предшественников.
В творческой практике многих
писателей, которые считаются реалистами, заметны романтические тенденции (Стендаль
«Красное и черное», Бальзак «Утраченные иллюзии»; Мериме; Пушкин, Лермонтов, Гоголь
- в русской литературе; Диккенс, сестры Бронте - в английской литературе;
Уитмен, Мелвилл - в американской литературе; Шевченко, Кулиш в украинской
литературе). В этом нет ничего удивительного, потому что ни одно литературное направление в
чистом виде не существует, но на отдельных этапах исторического и культурного
развития выделяется как доминирующий.
Итак, в 30-40-е годы XIX в. в
европейских странах под влиянием философских, социально-экономических,
эстетических факторов утверждается реализм.
Термин «реализм» появился позже
чем само явление. В течение первой половины XIX в. для обозначения реальных явлений
употреблялся термин «романтизм», а начиная со второй половины века понятие
«реализм» становится общеупотребимым. Теоретическое обоснование нового направления
содержится в работах Стендаля «Расин и Шекспир» и О. де Бальзака в предисловии к
«Человеческой комедии».
Аналитическое начало - одно из ведущих
в эстетике реализма, в отличие от эмоционального, личностного начала, на которое
ориентировались романтики. (Пример: прежде чем писать о чувствах любви в художественных
произведениях, Стендаль изучает его как ученый и пишет трактат «О любви» (1822), в
котором выделяет различные виды этого чувства и прослеживает этапы его зарождения).
Одной из черт реализма является тяготение к
правдоподобия, что проявляется в изображении мельчайших подробностей жизни.
Реалисты XIX в. подчеркивали социальную обусловленность общественных
взаимоотношений. Они исследовали связь человека и среды, влияние власти
денег на формирование характеров.
Реализму как направлению, которое
утвердился в литературе 30-40х годов XIX ст., соответствовала определенная система жанров:
прозаические произведения (роман, повесть, физиологический очерк). В это время реализм приобретает
четко определенных признаков, что дало основание исследователям назвать его классическим.
Реализм 50-60 х годов XIX ст.
заметно отличается от реализма предыдущего этапа. Создатели реалистичных
романов передавали сложные душевные прерывания героев. Представители: Г. Флобер;
Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Ч. Диккенс, Дж. Эллиот.
Также в литературном процессе XIX
в. появляется натурализм (лат. nature
- природа) - направление, которое характеризуется стремлением к об'єктивістського,
фактографического изображения действительности и человеческих характеров, обусловленных
биологическими, наследственными факторами и социально-материальным средой. Он
возник во Франции в 70-е годы XIX в. и охватил в 80-90-е литературу Западной
Европы и США (Е. Золя, Ги де Мопассан, Г. Ибсен, Г. Гауптман). Натуралисты, как
и реалисты, стремящиеся вести рассказ в объективном плане. Большую роль в их
произведениях играют документализм, желание охватить социальные явления и живу
природу. Они воспринимают человека как не только социальный феномен, но и природный,
подчеркивая проблемы наследственности; пытались приблизить искусство к науке.
В конце XIX в. коренным образом
меняются формы искусства, что приводит к возникновению модернизма.
Модернизм (фр. modern - современный, новейший) - общее
название новых литературно-художественных течений конца XIX в. начала XX в.
нереалистичного направления, которые возникли как отрицание традиционных форм и
эстетики прошлого.
Возник в 60-70-е годы XIX в. в
Франции (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо), распространился в других странах.
Появление модернизма связана с
принципиально новым пониманием искусства и его соотношение с человеческим бытием,
Стремление к свободе самовыражения
художника, осознание произведения как особой реальности» не менее значимой, чем
действительность, а также настойчивый поиск новых форм творчества обусловили развитие
модернизма в конце XIX ст. Характерные черты модернизма:
• особая
внимание к внутреннему миру личности;
• предоставление преимущества творческой интуиции;
• понимание литературы
как высшего знания, что способно проникнуть в самые интимные глубины существования
личности и одухотворить мир;
• поиск новых формальных средств в
искусстве (символика, мифотворчество);
• стремление к открытию
вечных идей, которые могут преобразовать мир по законам красоты и искусства;
• создание
новой художественной реальности.
В процессе становления модернизм
прошел два этапа: ранний и зрелый. Ранний модернизм - условное название первых
течений, которые возникли в последней трети XIX в. Художественное произведение осознается как
выявление творческой свободы художника. Мысли, впечатления личности определяют
развитие сюжета, который лишается фабульності (описания событий). В течений
раннего модернизма относятся:
• импрессионизм;
• неоромантизм;
• символизм.
Итак, в 1830-1890 гг. XIX ст.
большое значение в развитии литературы приобретает реализм, которому присущи
историзм, социальный и психологический анализ, показ и взаимодействие типовых
характеров при типичных обстоятельствах «саморазвитие» характеров, достоверность,
попытка воссоздать мир как непростую единство противоречивых начал. В первой
половине XIX в. реализм был связан с романтизмом, во второй половине - с
натурализмом. Однако в последней трети суток возникает новое направление - модернизм,
который обусловил настоящую революцию в литературе.