ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

XIX ВЕКА

 

Специфика развития литературы XIX века

 

XIX ст. - один из самых интересных периодов в истории мировой литературы. Его по праву относят к золотому фонд мирового искусства. Динамичное развитие экономического бытия, науки, политические, социальные процессы в мире, особенно на европейском континенте, дали новый толчок развитию искусства. В водовороте этих процессов находилась и литература, как форма анализа и отображения тогдашней эпохи, то как фактор, который свидетельствовал о существовании новой - эстетической - действительности, создаваемой в настоящий писателем по законам, свойственным только литературе.

В ходе этой борьбы заявили о себя, развивались и сходили с литературных горизонтов направления, жанры, фигуры. Литература этой эпохи в каждой стране имела свои особенности, связанные со спецификой общественной жизни, истории, национального характера. Но прослеживается определенная закономерность, в частности ведущая роль двух литературных направлений - романтизма и реализма, которые в конце XIX в. уступают модернизма.

Конец XVIII в. и первая треть XIX в. характеризовались господством романтической эстетики в европейских странах. В последующие десятилетия романтизм не исчезает полностью: продолжают творить писатели-романтики (В. Гюго), сохраняются элементы романтического стиля в произведениях многих реалистов. В Америке зрелый и поздний этапы романтизма приходятся на 40-60-е годы XIX в.

Романтизм (фр. Romantisme) - литературно-художественное направление, которому присущи интуитивно чувственное мировосприятие, внимание к внутреннему мира человека, неприятие обыденности, возвеличивание «жизнь духа», конфликт желаний и действительности, увлечение бессознательным, таинственным, фантастическим, обращение к фольклора и национальной мифологии и т.д.

Появление каждого литературного направления обусловлена многими факторами: социально-политическими, мировоззренческими, эстетическими. В социально-политических предпосылок возникновения романтизма и реализма принадлежат революционные движения, которые сопровождались изменениями в обществе, в частности Французская революция (1789-1794). Она проходила под лозунгом идей Равенства, Братства и Свободы, которые не могли не привлекать художников, Но последствия революции (много невинных жертв, террор, приход к власти буржуазии и утверждение в обществе власти денег) привели к разочарованию в ее идеалах. Отсюда - попытки романтиков убежать от действительности в мир фантастики, в прошлом, сосредоточиться на проблемах личности, а реалистов все больше начинают привлекать социальные вопросы.

Романтизм и реализм были отрицанием нормативной эстетики классицизма с ее жанровой иерархией, обязательным соблюдением правил трех единств - места, действия и времени, структурными канонам. Идеал свободы, который утверждается в общественной жизни, распространяется и на искусство: романтики провозглашают идеал поэтической свободы; реалисты тоже стремятся освобождение от традиционных правил, от каноничности.

Романтизму присуща собственная система принципов отбора и оценки изображаемого. На первом плане - то, что трудно объяснить с помощью разума, а также внутренний мир человека, мир чувств. Романтики были большими мастерами в воспроизведении различных душевных состояний, пристрастий. И когда Бальзак или Стендаль, Толстой или Достоевский, которых принято считать реалистами, пытались воспроизвести чувства, то обращались к художественного средства - романтического психологизма (усиленное внимание к внутреннему мира человека).

Неотъемлемой особенностью романтического стиля является символика (например, роза и огонь - символы любви; море и ветер - свободы; белый цвет - чистота; черный - тоска).

Романтическая литература имеет свою систему жанров: лирические (элегия, баллада, лирическая поэма), прозаические (психологическая повесть, новелла, исторический роман).

Наряду с романтизмом как художественной системой большого значения в европейских литературах XIX в. приобретает реализм. Некоторое время они развивались нейтрально. Однако романтизм был доминирующим художественным направлением первой половины века, а реализм второй.

Реализм (лат. realis - вещественный, действительный) - литературно-художественное направление, которое заключается во всестороннем отражении взаимоотношений человека и среды, влияния социально-исторических обстоятельств на формирование личности.

Начиная с 30-х гг. XIX в. реализм приобретает классических форм во Франции, затем и в других странах. В типологических черт реализма XIX в. относятся:

притяжение к достоверности, объективности;

• освобождение от каноничности, преобладание индивидуальных стилей над «общими»;

• познавательное направление (связи с естествознанием, историей, социологией, психологией);

попытки воссоздать мир как сложное единство;

внимание к проблемам взаимодействия человека и среды, типичных характеров при типовых обстоятельств;

перенос центра внимания на социальную сферу;

появление синтетических индивидуальных стилей, которые сочетали реалистичные и романтические элементы.

Реализм отличается от других, предыдущих художественных систем, однако реалисты заимствовали приемы, средства, темы в своих предшественников.

В творческой практике многих писателей, которые считаются реалистами, заметны романтические тенденции (Стендаль «Красное и черное», Бальзак «Утраченные иллюзии»; Мериме; Пушкин, Лермонтов, Гоголь - в русской литературе; Диккенс, сестры Бронте - в английской литературе; Уитмен, Мелвилл - в американской литературе; Шевченко, Кулиш в украинской литературе). В этом нет ничего удивительного, потому что ни одно литературное направление в чистом виде не существует, но на отдельных этапах исторического и культурного развития выделяется как доминирующий.

Итак, в 30-40-е годы XIX в. в европейских странах под влиянием философских, социально-экономических, эстетических факторов утверждается реализм.

Термин «реализм» появился позже чем само явление. В течение первой половины XIX в. для обозначения реальных явлений употреблялся термин «романтизм», а начиная со второй половины века понятие «реализм» становится общеупотребимым. Теоретическое обоснование нового направления содержится в работах Стендаля «Расин и Шекспир» и О. де Бальзака в предисловии к «Человеческой комедии».

Аналитическое начало - одно из ведущих в эстетике реализма, в отличие от эмоционального, личностного начала, на которое ориентировались романтики. (Пример: прежде чем писать о чувствах любви в художественных произведениях, Стендаль изучает его как ученый и пишет трактат «О любви» (1822), в котором выделяет различные виды этого чувства и прослеживает этапы его зарождения).

Одной из черт реализма является тяготение к правдоподобия, что проявляется в изображении мельчайших подробностей жизни. Реалисты XIX в. подчеркивали социальную обусловленность общественных взаимоотношений. Они исследовали связь человека и среды, влияние власти денег на формирование характеров.

Реализму как направлению, которое утвердился в литературе 30-40х годов XIX ст., соответствовала определенная система жанров: прозаические произведения (роман, повесть, физиологический очерк). В это время реализм приобретает четко определенных признаков, что дало основание исследователям назвать его классическим.

Реализм 50-60 х годов XIX ст. заметно отличается от реализма предыдущего этапа. Создатели реалистичных романов передавали сложные душевные прерывания героев. Представители: Г. Флобер; Л. Толстой, Ф. Достоевский, И. Тургенев, Ч. Диккенс, Дж. Эллиот.

Также в литературном процессе XIX в. появляется натурализм (лат. nature - природа) - направление, которое характеризуется стремлением к об'єктивістського, фактографического изображения действительности и человеческих характеров, обусловленных биологическими, наследственными факторами и социально-материальным средой. Он возник во Франции в 70-е годы XIX в. и охватил в 80-90-е литературу Западной Европы и США (Е. Золя, Ги де Мопассан, Г. Ибсен, Г. Гауптман). Натуралисты, как и реалисты, стремящиеся вести рассказ в объективном плане. Большую роль в их произведениях играют документализм, желание охватить социальные явления и живу природу. Они воспринимают человека как не только социальный феномен, но и природный, подчеркивая проблемы наследственности; пытались приблизить искусство к науке.

В конце XIX в. коренным образом меняются формы искусства, что приводит к возникновению модернизма.

Модернизм (фр. modern - современный, новейший) - общее название новых литературно-художественных течений конца XIX в. начала XX в. нереалистичного направления, которые возникли как отрицание традиционных форм и эстетики прошлого.

Возник в 60-70-е годы XIX в. в Франции (Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Рембо), распространился в других странах.

Появление модернизма связана с принципиально новым пониманием искусства и его соотношение с человеческим бытием,

Стремление к свободе самовыражения художника, осознание произведения как особой реальности» не менее значимой, чем действительность, а также настойчивый поиск новых форм творчества обусловили развитие модернизма в конце XIX ст. Характерные черты модернизма:

особая внимание к внутреннему миру личности;

• предоставление преимущества творческой интуиции;

• понимание литературы как высшего знания, что способно проникнуть в самые интимные глубины существования личности и одухотворить мир;

• поиск новых формальных средств в искусстве (символика, мифотворчество);

• стремление к открытию вечных идей, которые могут преобразовать мир по законам красоты и искусства;

создание новой художественной реальности.

В процессе становления модернизм прошел два этапа: ранний и зрелый. Ранний модернизм - условное название первых течений, которые возникли в последней трети XIX в. Художественное произведение осознается как выявление творческой свободы художника. Мысли, впечатления личности определяют развитие сюжета, который лишается фабульності (описания событий). В течений раннего модернизма относятся:

импрессионизм;

неоромантизм;

символизм.

Итак, в 1830-1890 гг. XIX ст. большое значение в развитии литературы приобретает реализм, которому присущи историзм, социальный и психологический анализ, показ и взаимодействие типовых характеров при типичных обстоятельствах «саморазвитие» характеров, достоверность, попытка воссоздать мир как непростую единство противоречивых начал. В первой половине XIX в. реализм был связан с романтизмом, во второй половине - с натурализмом. Однако в последней трети суток возникает новое направление - модернизм, который обусловил настоящую революцию в литературе.