ЗАРУБЕЖНАЯ ФАНТАСТИКА XX-XXI ВЕКА
2. С. Лем - представитель философской фантастики
Станислав Лем (1921-2006)
Польский писатель, сатирик, философ и фантаст.
Родился 12 сентября 1921 года во Львове (в то время - территория Польши) в семье врача. Там же прошли его детские и юношеские годы, о которых он рассказал в книге «Высокий замок». Окончив гимназию, в 1939 году Лем поступил в медицинский институт родного города. Высшее образование получил на медицинском факультете Львовского университета. Немецкая оккупация Львова летом 1941 года прервала учебу. Юноша оказался в Кракове и поступил на медицинский факультет Ягеллонского университета. Поскольку отказался сдавать выпускные экзамены, не захотел быть врачом, получил сертификат об окончании курса обучения.
Работал ассистентом на кафедре психологии, в научно-исследовательском институте, занимался историей и теорией науки.
Итогом его исследований стали труды из философских основ кибернетики «Диалоги» (1957) и философских аспектов прогнозирования будущего «Summa technologiae» (1964).
Станислав Лем - самый известный представитель философской фантастики. Имел почетное членство с 1973 по 1976 год в американской организации писателей - фантастов. За критику американской научно-фантастической литературы его было исключено. Писатель написал такие произведения: научно-фантастический роман «Астронавты» (1954), утопия «Магелланово облако» (1955), роман «Эдем» (1959), «Солярис» (1961), «Возвращение со звезд» (1961) и др.
Станислав Лем был женат на Барбаре Лесняк, имел сына Лукаша. С 1947 года он почетный житель Кракова. В 1981 году писатель - фантаст получил почетную научную степень Вроцлавского Технического университета, позднее - Опольского, Львовского и Ягеллонского университетов.
Лем - один из наиболее известных авторов.
Умер Станислав Лем 27 марта 2006 года от продолжительной болезни сердца в г. Кракове.
Солярис (1961)- один из шедевров современной научной фантастики. С. Лем в своем произведении пытался изобразить не столько какую-то конкретную космическую цивилизацию, сколько неизвестную форму материи, явление биологическое, а может даже психологическое, которое не совпадало с ожиданием, надеждами, предвидением современников.
Главная тема романа - гипотетическая встреча людей с носителями инопланетного разума, поиск ответа на вопрос: «готово Ли человечество к встрече с Неизвестным?», описание границ человеческого познания.
В произведении освещены следующие проблемы: философские - взаимоотношение материи и духа, сознания; метафизические - возможно ли мышление без сознания; моральные - чего могут ждать люди, на что надеяться, установив связь с мыслящими морями.
Повествование в романе шла от имени ученого - биолога Криса Кельвина, который прибыл на исследовательскую станцию удаленной планеты Солярис с целью подтвердить или опровергнуть необходимость поиска контакта с огромной субстанцией Океан.
Планету Солярис был открыт давно. Однако почти 40 лет к ней не приближался ни один корабль, поскольку аксиомой считалась теория Гемоу-Шепли о невозможности возникновения жизни на планете из двойных звезд. Однако ученые через наблюдения и вычисления, пришли к выводу, что Солярис имел постоянную орбиту и заслуживал исследования.
Планета Солярис почти целиком покрыта разумным Океаном, мыслящей структурой, которую ученые - физики назвали «плазматичною машиной», способной к целенаправленным действиям в астрономическом масштабе. Океан - это гигантский мозг, который опередил в своем развитии цивилизацию. Он не строил мостов, летательных машин, а занимался тысячекратным преобразованием - «онтологічним аутометаморфозом», то есть искусственно синтезировал человеческие тела, даже совершенствовал их, внося в их субатомну структуру непостижимые изменения. Он - единственный житель загадочной планеты, которую много лет исследовала научная станция землян.
Океан - высокоорганизованная плазма, способна не только стабилизировать орбиту Соляриса, вращающейся вокруг двух солнц - красного и голубого, но и воспроизводить на своей поверхности раВНОобразные земные образы, добытые в памяти людей, которые постоянно находятся на станции. Поэтому на станции появляются «гости» - те, кого уже нет в живых, чтобы раскрыть темные стороны ее жителей, тщательно скрытые от общества и самих себя. Кельвин приходит навестить его покойная жена Харри, которая совершила самоубийство через духовное одиночество 10 лет назад. К Гібаряна - уродливая негритянка, кто посещает и Снаута. Из-за дверей лаборатории Сарториуса доносился детский голос и топанье босых ног. Все эти существа - не фантомы, они дышали, разговаривали, целовались, имели все, кроме памяти о прошлом. Попытки уничтожить совместные порождения человеческого подсознания и активной воли Океана оказываются невозможными - они снова возродились.
Однако не все члены станции способны встречаться с такими «гостями». Гібарян покончил жизнь самоубийством, ввел себе перностал, Старторіус близок к сумасшествию. Кельвин и хотел общаться с Харри и вместе с тем боялся ее. Однако не сдерживал своих чувств, и влюблялся в новую Харри.
Сарториус сконструировал анігілятор, который уничтожал «гостей». Он и кибернетик Снаут стремились как можно скорее покинуть Солярис. Кельвин, наоборот, пережив возвращение и потерю любимого человека, решил остаться на Солярисе, чтобы понять то, что произошло, понять тайну жизни Океана. Сарториус считал, что в процессе познания цель оправдывает средства, даже до полного уничтожения самого объекта познания. Кельвин же, наоборот, считал познание средством достижения благородных социальных идеалов человечества.
Океан подвергался облучению жестокими рентгеновскими лучами в течение 4 дней.
Как вывод, звучали слова автора: «Само существование мыслящего колоса никогда уже не даст людям покоя».
Роман «Солярис» был экранизирован российским режиссером А. Тарковским (1972). Фильм удостоен приза на международном фестивале в Каннах.
Художественный метод С. Лемма:
• глобальный масштаб проблематики;
• действительный характер прогнозов;
• современная трактовка морально-философских проблем;
• углубленный психологизм;
• острый философский анализ;
• реалистическая достоверность в изображении фантастических обстоятельствах;
• юмористический гротеск.