ЗАРУБЕЖНАЯ ФАНТАСТИКА XX-XXI ВЕКА
1. Фантастика как раВНОвидность художественной литературы
Фантастику читают гуманитарии и техники, рабочие и служащие. Практически, фантастикой интересуется каждый. А особенно - молодежь от 14 до 25 лет. Научная фантастика заняла достаточно прочные позиции в мировом литературном процессе. Однако наблюдалось немного пренебрежительное отношение к этому жанру, во-первых, через подачу серьезных проблем в стиле захватывающих приключений; во-вторых, наука развивается все быстрее, поэтому научно-фантастические предсказания и открытия не успевают за фантастическими научными исследованиями.
Фантастика (греч. phantastike - искусство воображать) - это 1) раВНОвидность художественной литературы; 2) способ художественного творения, в основе которого лежит нереальное, воображаемое, волшебное, наприроднє.
Интерес к фантастике усиливался в переломные моменты истории, научные и промышленные перевороты, социальные и духовные потрясения.
Роль фантастики большая, она влияла на сознание читателей, помогала почувствовать себя землянами, отвечать за планету, за человеческий род, психологически готовила их к восприятию будущего мира. Фантастика сыграла большую роль и для науки, в частности космических исследований. Писатели - фантасты известили о выходе в космос, наметили этапы проникновения в пространство мировой и создали экстремальные ситуации, с которыми на практике столкнулись космонавты. Итак, приобщила миллионы людей до космического мировосприятия, приблизила Вселенная до человечества.
Фантастика - популярная раВНОвидность художественной литературы. Она делится на научную фантастику и фэнтези.
Научная фантастика - литературный жанр, популярный среди молодежи.
«Фэнтези» - своеобразные сказки для взрослых, в центре которых преимущественно борьба со злом. Лин Картер, автор книги «Воображаемые миры», определил «фэнтези» как повествования о чудесах, которые не принадлежат ни к научному миру, ни к потустороннему. Такие произведения часто создавались на основе мифологических и сказочных образов, сюжетов.
Термин «научная выдумка» или «научная беллетристика», возник в 1926 году в Америке и был впервые введен писателем X. Гернсбеком. До его появления и внедрения существовали другие понятия: «научный» и «фантастический» (так свои романы называли Жюль Верн и Г. Уэллс). Оба понятия объединил в одно «научно - фантастическое» Я. Перельман в 1914 году, добавив его как подзаголовок к своему рассказ «Завтрак в воздушном кухни».
Научная фантастика соединила в себе метод художественной литературы с познанием и отражением мира, в котором на первом плане - воображение и интуиция, метод науки с экспериментальной основой и строгой логикой анализа.
Рэй Брэдбери утверждал: «Фантастика - это реальность, которая нас окружает», она «учит мыслить, а следовательно, принимать решения, выявлять альтернативы и закладывать основы будущего прогресса».
Тематический спектр научной фантастики раВНОцветный:
• прогностическая, изобретательская;
• ненаучная, сказочная;
• утопическая, положительная;
• предупреждение от опрометчивых путей, которые могут оказаться фатальными завтра.
Научная фантастика ставила и решала социально-эстетические проблемы: изображение модели будущего, психологических нюансов во взаимоотношениях людей и поведении отдельной личности, невероятных предположений форм разумной жизни, анализа раВНОобразных путей, которые ведут не только к цивилизации, но и к ее физического и духовного уничтожения, ответственности людей науки и людей, отвечающих за науку.
Проблема ответственности - одна из главных. Она требовала от человека научиться обращаться с собственными знаниями, быть добрее, чем она есть, сохранить планету для следующих поколений,
Основные направления развития научной фантастики:
социально-философский - Пьер Буль «Планета обезьян»; братья Стругацкие: «Трудно быть богом»; «Хромая судьба»; Рэй Брэдбери «451° по Фаренгейту»;
отношений с внеземными цивилизациями - Г. Уэллс «Война миров»;
ответственности людей за последствия научных открытий - Г. Уэллс «Человек - невидимка»;
взаимоотношений человека и природы - Г. Уэллс «Остров доктора Моро»;
психологическая непримиримость «личности» и «общества».
Научно-фантастическое произведение содержал в себе:
• парадоксальную идею, невиданный эксперимент, странную гипотезу;
• конфликтную ситуацию и внезапный поворот действия, что акцентировало внимание на моральном основании проблемы;
• функциональную роль героя, нивелирование его личностного начала, типизация лучших рис современников;
• безграничные возможности человеческого разума и сердца;
• соотношение «жизненной правды» будущих дней с реальным историческим опытом, продолженным во времени;
Для фантастики в целом были присущи такие черты: динамизм сюжета и события, обязательное сочетание интересов научно-технического прогресса, наличие приключенческого элемента, героические характеры персонажей.
Рассматривать социальную фантастику в отрыве от научных идей времени неправомерно, как исторические романы от исторических событий. Она должна прогнозировать научные открытия.
Своеобразие научной фантастики
Она ориентировалась не только на технический прогресс, но и на социальные и моральные последствия изобретений и открытий, исследовала конфликты и проблемы современной действительности. В збільшуваному стекле фантастики отражались жизненные процессы. Она впитала в себя человеческий опыт, любые фантастические образы не могут быть совершенно произвольными, сотканы «из ничего». Вместе с тем содержат и приемы фантастики: условность, гротеск, гиперболу, аллегории, символику, неологизмы, условные сроки, науковоподібну лексику, тяготение к всеобщности, к гуманизму. «Ошибка - противопоставлять фантастику реализму, - говорил И. Ефремов. - Фантастические произведения в основе своей должны быть реальные, точнее, казаться таковыми».
Под понятием «фэнтези» понимают ненаучную, близкую к типу сказочной фантастике.
Сходство между научной фантастикой и «была» помещалась в одном: фантасты прибегают к сказочной выдумки, решению тех же проблем, что и НФ: времени и пространства, жизни и смерти человека.
Отличались тем, что «фэнтези» объясняла необычное, невозможное в самых причудливых отражениях, где преобразования мотивировалось научными экспериментами, чудеса создавались пришельцами из космоса и др. В «фэнтези» могло случиться всякое, но, как правило, то, чего в действительности не бывает. В научной фантастике речь шла о том, что может произойти в будущем или при каких-нибудь обстоятельствах.
Значение научной фантастики заключалось в том, что она пробудила интерес к науке, показала необычную реальность, подготовила почву для лучшего усвоения информации о будущем. Ее цель - показать влияние науки на развитие общества и человека, отразить научный прогресс, освоить природу и познать мир психики будущего человека.