ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.-В. ГЕТЕ

3. Особенности баллад И.-В. Гете. «Лесной царь», «Рыбак»

 

Среди созданных Гете на рубеже 1770 - 1780-х годов стихов наибольшую популярность приобрели баллады - «Рыбак», «Лесной царь», «Певец» и др. Основателем жанра литературной баллады в немецкой поэзии был Готфрид Август Бюргер, принадлежал к движению «Буря и натиск».

В соответствии с особенностями жанра, события в балладе не имели разветвленного характера, они строили по принципу повторения, эмоционально растущей цикличности, согласно народной поэтикой. Окрашенность баллады трагическими или комическими тонами не имело принципиального значения. Баллада - удивительно открытый жанр, она может дополняться и другими элементами; но, лишенный присущих фольклору наивной назидательности или приема повтора, может перерастать в литературную поэму. Баллада - не исключительно немецкий жанр, хотя далеко не каждая литература может похвастаться наличием жанра народной или литературной баллады в народном стиле.

В балладе «Лесной царь» (1782) Гете противопоставлял два начала, взаимодействие которых в жизни так волновала просветителей: чувство, воображение и здравый смысл. Дж. Локк называл чувство «призраком разума».

На создание баллады поэта вдохновила датская народная песня «Дочь короля эльфов».

Балладу Гете создал как вставную песню из пьесы «Рыбалка» по одноименной балладой, а впоследствии она приобрела самостоятельное значение.

Напрасно отец пытался своими рациональными объяснениями развеять страх ребенка, которого пугают образы собственной фантазии.

Некоторые образы баллады можно трактовать как символы:

ночь - стихия непознанного, неразвитых возможностей;

ветер - символ разрушения и обновления; дух (дыхание) Вселенной;

туман - символ блуждания и неопределенности пути;

ива - символ печали, тоски, судьбы;

ольха - (низменное дерево) - символ соединения в одно целое воды и земли.

Начиная с середины 1790-х годов, после возвращения из Италии, во времена сближения

с Шиллером Гете охотно продолжал работать в жанре баллады. Так появились «Коринфская невеста», «Бог и Баядера», «Ученик колдуна» (все произведения 1797), «Крысолов» (1802), «Верный Эккарт», «Танец мертвецов» (обе 1813) и другие.

 

Драматургия Гете. Прозаические пьесы

В течение последнего года штюрмерського периода одним из любимых жанровых форм Гете стали прозаические пьесы. Остановимся на одной из них - трагедии «Эгмонт». Писатель работал над ней в течение 1775 года. Дописана она была в 1787 году, во время путешествия поэта Италией, причем и написанные ранее части были подвергнуты переработке.

Сам Гете замысел «Егмонта» связывал с «Гетцом фон Берлихинген с желеВНОй рукой»: «После того, как я по-своему отразил в «Гетці фон Берлихинген с желеВНОй рукой» символ выдающегося исторического суток, я начал искать подобный поворотный пункт в истории других государств. Мое внимание привлекло восстание в Нидерландах».

В трагедии перед нами предстает Брюссель середины XVI ст., когда на территории Нидерландов начиналось национально-освободительное движение против испанского владычества, совпал с демократической революцией. В соответствии с исторической действительности Гете показывает, что основной движущей силой этого движения выступали народные массы.

Народ возмущен жестокостью инквизиции; распространились религиозные беспорядки, потому что люди склонялись к новой, протестантской веры; испанские законы, по которым здесь правит регентша, вызвали недовольство у горожан.

На фоне этих беспорядков народ воспринимал графа Егмонта как опору и гарантию спокойствия. Эгмонт прославился своими подвигами на войне, и все знали его мужество; он спасал горожан от суда инквизиции; наконец, его открытый и жизнерадостный характер, свободный образ жизни импонировал всем. К тому же граф был влюблен в простую девушку Клерхен.

Однако, его положение в определенной степени двусмысленное. От предан королю Филиппу и слепо верил ему. Граф - скорее покровитель народа, чем его главарь. Так, когда народ был готов дать отпор армии Альбы, Эгмонт успокоил людей и сдержал их от бунта.

Герою показалось, что он ни от кого не зависит: лоялен к королю и чувствует себя свободным от диктата толпы, не таясь посещал Клерхен, гордился своим нидерландским патриотизмом, а когда Альба, прибыв с армией, пригласил его во дворец, он явился туда без страха и колебаний.

Этот любимец народа и патриот казался герцогу Альбе особенно опасным, и он именем короля арестовал его. Тут выяснилось, что народ боялся выступить на защиту своего кумира; только Клерхен пыталась ему помочь. Альба готовил публичную казнь Егмонта, потому что мог не бояться беспорядков. Хотя Эгмонт еще верил в поддержку народа, судьба приготовила ему страшное испытание - встретить смерть в полном одиночестве. Клерхен от горя и бессилия выпила яд. В своем последнем сне Эгмонт увидел девушку в символическом образе Свободы. Его повели на казнь, трагедия завершились, как указано в ремарке, барабанным боем и «победной симфонией».

В один год с «Егмонтом» (1787) Гете закончил драму «Ифигения в Тавриде» (премьера 1800 года в Вене), которая вместе со следующим произведением - «Торкватто Тассо» - принадлежала к качественно новой эстетической и стилевой системы в творчестве поэта, получившее в науке название «веймарской классики». В обоих произведениях Гете ориентировался на «катарсис» Аристотеля, который он понимал не просто как «очищение» через страх и сострадания, а как «гармонизацию» души (гармоничную согласованность с реальностью) путем освобождения ее от страха.

В драме Гете возрождал некоторые композиционные элементы древнегреческой трагедии.

Драматург сохранил в произведении все сюжетные особенности аутентичного древнегреческого мифа. После того как Агамемнон принес в жертву богам свою дочь Ифигению, она не погибла на жертвеннике, ибо Артемида перенесла ее в Тавриду (Крым), где девушка стала жрицей в храме богини. Через много лет здесь, возле храма, она случайно встретила своего брата Ореста. По словам Аполлона, тот очистится от скверны убийства, если привезет в Грецию из храма Артемиды сестру. В греческом мифе этот приказ понимался буквально: Орест должен был привезти священное изображение Артемиды, то есть сестры Аполлона. Между тем, по обычаю, царивший в Тавриде, всех чужеземцев приносили в жертву Артемиде. Такая же судьба ждала и Ореста. Когда брат и сестра узнали друг друга, Ифигения хотела помочь ему похитить священное изображение и отправиться домой. Царь Тавриды Фоант разгадал их замысел. И тут открылся чудесный, настоящий смысл слов бога: Орест должен был привезти домой совсем не изображение Артемиды, а свою собственную сестру Ифигению. На этом драма закончилась.

Гете подражал одно из правил древнегреческой трагедии: события должны происходить не столько на сцене, сколько раскрываться в рассказах персонажей.

Автор ставил себе целью создать определенное драматическое напряжение и затем снять его.

«Ифигения» построена как драма узнавание, в которой поэт мастерски разворачивает течение пяти актов нарастание психологического напряжения и его радостное «снятие» в конце.

Драма «Торкватто Тассо» была задумана поэтом на пятом году пребывания в Веймаре, одновременно с «Егмонтом», и закончена сразу после возвращения из Италии - в 1789 году, вместе с циклом чувственных «Римских элегий». Премьера пьесы состоялась в 1807 году в Веймаре. Поэт отразил в ней проблему внутренней независимости индивида и возможности ее достижения в условиях реальной действительности.