ОНОРЕ де БАЛЬЗАК (1799-1850)
КОМПОЗИЦИЯ И РАЗЛИЧНЫЕ РЕДАКЦИИ ПОВЕСТИ, СОЧЕТАНИЕ В НЕЙ ЭЛЕМЕНТОВ РЕАЛИЗМА И РОМАНТИЗМА
Особенности композиции и стиля произведения
По форме повесть «Гобсек» есть «рассказ в рассказе». Это был довольно типичный прием в литературе XIX в. и литературе прежних времен, например знаменитый «Декамерон» Джованни Боккаччо. Для чего же автору понадобился адвокат Дервіль? Ведь его присутствие только запутывает ход рассказа: адвокат в приемной віконтеси где Гранльє рассказывает историю, которая заставит изменить мнение о положении графа Эрнеста де Ресто в высших кругах Парижа, а из названия понятно, что внимание читателей должно быть сосредоточено на ростовщику Гобсекові.
Д. Штеренберг. Иллюстрация к повести О. де Бальзака «Гобсек». XIX ст.
По своей природе Дервіль наблюдательный, он проникает везде, видит то, что притаилось в глубинах жизни. Это посредник, человек простой и ясной души, что помогает понять суть других людей. Почему все же между Гобсеком и читателем стоят два человека: автор и рассказчик? Так, Дервіль - один (если не единственный) из тех, кто хорошо знает Гобсека и принимает непосредственное участие в делах семьи де Ресто. Вспомним, что Бальзак в своих произведениях дает вроде бы двойное изображение человека: под углом зрения общества и ее самой.
К тому же автор произведения может оказаться в позиции «всезнайки»: ему заблаговременно известно о герое и его судьбе то, о чем читатель узнает постепенно, с каждой прочитанной страницей повести. Совсем другим является восприятие Гобсека Дервілем. Он тоже познает старого ростовщика постепенно, и это больше нравится читателю, который узнает некоторые факты и детали вроде «вместе с Дервілем», смотрит на ситуацию и героев глазами не только писателя, но и рассказчика. Все это создает особую атмосферу задушевности разговора и достоверности рассказа.
В повести в полной мере отразились особенности стиля писателя, важное место в его произведениях принадлежит описаниям - портрета и интерьера. Для произведений Бальзака характерны большие экспозиции, подробно описывается время действия, материальное и общественное положение персонажей и т.д.
Повесть «Гобсек» начинается с описания салона где Гранльє, характеристики рассказчика Дервиля, объяснений причины его присутствия в доме віконтеси, сказания адвоката о Гобсека предшествует детальный портрет ростовщика. Кажется, что первые страницы повести несколько аморфны, многословные и нединамічні. Однако в этом есть свой смысл. Неспешный ход разговора в салоне віконтеси, что прерывается то подачей стакана сладкой воды, то тем, что Камилла идет спать, противопоставляется ее внутреннем напряженном динамизма и драматизма, усиливая эффект воздействия на читателя. Кроме того, здесь есть еще одно, теперь уже псевдопротиставлення почти до конца повести. Бальзак постоянно акцентирует внимание на контрасте между тонко изысканной атмосферой салона где Гранльє и грязью и душной атмосферой лжи, царящей в семье де Ресто. И только по одной-единственной фразой мы и узнаем, что это псевдооппозиция. В начале повести Дервіль рекомендует Гобсека как человека, которого в салоне где Гранльє «конечно, не могли знать», но, как отмечалось выше, в конце произведения мы видим, что и там его, конечно, могли знать очень хорошо, ведь госпожа де Гранльє, как и Гобсек, ценит материальные блага превыше всего.
В произведениях Бальзака нет неожиданных сюжетных ходов, все действия и поступки мотивированы. Преодолевая традиции романтизма, не придавая внимания внешним эффектам, автор не отказывается полностью от достижений этого направления: его герои, как и у романтиков, люди одной страсти. Хотя действие в его произведениях динамична и драматична, она базируется не на внешних, а на внутренних, иногда глубоко скрытых противоречиях и контрастах, в полной мере касаются повести «Гобсек».