Федор Достоевский 1812 - 1881
Открытая книга
РОМАН «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ»
Достоевский приступил к созданию романа «Преступление и наказание» в тот исторический период, когда после общего подъема в конце 1850-х - начале 1860-х годов Россия вошла в полосу «тяжких времен», оказавшись в ситуации бездорожья и разочарование, что сопровождалось занепадницькими общественными настроениями и крахом надежд и иллюзий. Писатель чувствовал свою эпоху как «переходную», сравнивая ее с периодом поражения Великой французской революции, а дегуманізаційні процессы «желеВНОго» XIX века. - с упадком античной цивилизации.
Осмысливая и анализируя в своем романе кризисные явления, Достоевский если не всесторонне, то чрезвычайно глубоко и ярко художественно воплотил контрасты и противоречия социальной и духовной жизни России. «Преступление и наказание» - первый из крупных прозаических произведений, в котором новое мировоззрение писателя и новая поэтика оказались наиболее полно.
Проблемный роман Достоевского не чурается авантюрного сюжета; он и построен по всем правилам криминального романа, где есть логические ловушки, неожиданные встречи, поединок преступника и следователя. Однако это произведение не принадлежит к детективной беллетристики, а является новым в мировой литературе XIX в. типу идеологического романа, в котором все линии повествования ведут к раскрытию личности преступника и тех идей, под влиянием которых он действовал. Здесь автор, по его собственным словам, задумал вынести на суд читателя «психологический отчет одного преступления», показать, как чувство разъединенности с человечеством» мучает преступника.
Философский пласт произведения Достоевского содержит целый комплекс вопросов, которые волновали общественное мнение 1860-х годов. В монологах и диалогах персонажей ощутимый отголосок утопически-социалистического учения, теории «разумного эгоизма», концепции «нового человека», идей позитивизма, дарвинизма, теории британского писателя и философа Т. Карлейля о «героях и героическом в истории, представлений немецкого философа М. Штирнера о «сильную личность» и право «Единого» на вседозволенность.
Nota bene. В переводах на другие языки оригинального названия романа - «Преступление и наказание» - теряются определенные нюансы ее смысловой нагрузки, важные для понимания произведения. Русское слово «преступление» не просто обозначает действие, что нарушает закон, но и тесно связано с глубоко личным, духовным миром человека, с такими понятиями, как «совесть», «честь», «стыд» наконец. «Преступление» как «переступания» череВНОрму, ограничительную линию, препятствие. «Переступания» как нарушение не только официального закона, но и той нравственной границы, которая существует в душе и сознании человека изначально и регулируется не столько уголовным кодексом, сколько человеческой природой, натурой, жизнью и пониманием его божественной сути.
Почти все ведущие герои произведений Достоевского, как люди неординарные, «неуравновешенные» в своих пристрастиях и нравственных исканиях, «переступают» и вследствие этого оказываются в состоянии или катастрофического падения, или невиданного подъема.
Для романа «Преступление и наказание» ситуация пребывания персонажей «на пороге принятия жизненно важных решений является особенно характерным. В наибольшей степени мотив «переступания» связан с поступками, действиями и судьбой главного героя - Родиона Раскольникова.