ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
В эпоху Средневековья в сокровищницу мировой литературы особенно большой вклад внесли посты дальневосточного, середньосхідного и европейского культурного регионов.
Выдающиеся памятники средневековой литературы дальневосточного культурного региона находим в Китае, что имел давнюю культурную и литературную традицию. Выдающегося китайского поэта Ли Бо (701-762) называемые «вулканом поэзии», а также «бессмертным, что спустился с небес». Его произведения глубоко философские, в них воплощенное правічне стремление человека к постижению смысла своего бытия. В то же время в своих стихах он воплощал найземніші проблемы китайцев: притеснения крестьян, сумм от проводов товарища в далекой провинции, тоску женщины за мужем, который ушел на войну.
То же самое можно сказать и о стихотворении его товарища, тоже знаменитого поэта Ду Фу, строки которого на удивление созвучны с библейской метафорой о необходимости «перековать мечи на орала» (то есть изменить стремление к войне на устремление к миру): «..А что. если бы серпы, мотыги и плуга / Повилітати нам из блестящих лат...»
Следовательно, произведения двух великих китайских поэтов глубоко філософічними и обраВНО-ассоциативными, что является воплощением ведущего принципа восточной литературы - «смысл не исчерпывается написанным».
Выдающимся культурным явлением середньосхідного культурного региона является творчество персидско-таджикских поэтов Рудаки, Омара Хайяма и Гафиза. Их лирике присущи аллегоричность и философичность, внимание к внутреннему миру человека, тончайших оттенков чувств, воспевание женщины и любви.
Родоначальником персидско-таджикской поэзии считают Рудаки, которого на Востоке называют «Адамом поэзии». В его знаменитых чотиривіршах (рубаи) внедрена жизненное кредо вільнолюбного поэта: «Как станет подлый частувать, не доторкайсь еды, Тех пресных лакомства ко рту и крошки не клади... // Пусть смага у тебя на устах, пусть мучает изжога,/Ты мимо его цветущий сад, не взглянув, пройди»...
Самым известным из персидско-таджикских поэтов в Европе является Омар Хайям. Он тоже был непревзойденным мастером рубаи, в которых поднимал важнейшие проблемы человеческого бытия, множество философских вопросов, иногда даже опережая свое время. Так, главный герой трагедии В. Шекспира «Гамлет» назовет человека «украшением Вселенной, образцом всего сущего». И это его высказывание тысячекратно цитуватиметься литературоведами как доказательство гуманизма выдающегося английского драматурга, как «новое слово» в тогдашней европейской литературе. Однако Омар Хайям подобную мысль высказал гораздо раньше - почти за полтысячелетия до Шекспира: «Разве во вселенной лучшее произведение - не мы? / В глазах у ума зрачок и зрение - не мы? / Это круг Вселенной смахивает на кольцо, А камень, что горит ярче ед зрение, это мы!»
А Гафиз в своих газелях прославил человека, его свободолюбивый дух, а также родную страну и ее природу. Интересно, что в мусульманских странах издавна заведено, что в каждом доме обязательно должно быть минимум две книги: Коран и сборник («диван») стихов Гафиза, что свидетельствует о высоком авторитете и непроминуще признании поста.
В общем персидско-таджикской лирике присущи склонность к поэтическому інакомовлення и аллегорическая многозначность, а также рельефность поэтических образов. Много строк персидско-таджикских поэтов стали афоризмами, крылатыми (часто поучительными) высказываниями: «Ищи человека везде»; «Когда сияет солнце среди неба, не жил такой, кому знания не надо»; «Кто мудрых слушает, у того мир на мнении, войной и распрями утешаются безумцы»; «Зря пальца не труды, в чужой не стучи дом, потому что придет время - и кулаком застукают в твой».
Среди величайших средневековых литературных явлений европейского культурного региона можно назвать героический эпос. Он стал настоящей школой не только литературного мастерства, но и государства, поскольку в нем воспевались добродетели, присущие патриотам родной земли: борьба против иностранцев и иноверцев за родину, верность своему королю и т.д. Одним из самых ярких примеров такого эпоса является французская «Песнь о Роланде».
Замковая культура Европы дала миру рыцарскую поэзию, где внимание уделялось не столько служению государству и сюзерену, сколько интимным чувством рыцаря, его преданности Даме сердца. Это был т. н. культ Прелестной Дамы (именно этот культ спустя почти тысячелетие своеобраВНО отозвался в цикле стихов А. Блока «Стихи о Прекрасной Даме»).
Самым ярким вспышкой рыцарской поэзии стало творчество провансальских трубадуров, прежде палкой Джауфре Рюделя (с его поэтической концепцией «любви на расстоянии»), а также воинствующего Бертрана де Борна, что его за призывы к войне и вражде Данте поместил в своего Ада, где трубадур стоит, держа в руке собственную отрубленную голову.
Чрезвычайно интересным явлением было также творчество вагантов странствующих монахов и студентов. Так, именно в их шумном ріВНОплемінному среде возник ныне известный во всем мире гимн студенчества «Гаудеамус»: «...Пусть живут нам вузы все, вся наша элита: профессора и студенты, аспиранты и студенты, многая им лета!»
А венцом средневековой авторской поэзии является поэма Данте Алигьери «Божественная комедия», написанная в жанре видения: автор как будто путешествует потусторонним христианским миром, попадая в Ад, Чистиучилища и Рощи. Первую часть путешествия его воджує тень знаменитого Вергилия - свидетельство связи мирового литературного процесса.
Интересный факт: при жизни его выгнали из родной Флоренции, и он умер на чужбине, обиженный на своих земляков. И лишь в июне 2008 г. (то есть почти за 690 лет после смерти великого поэта!) власти Флоренции отменила свое решение о его изгнания из родного города. К сожалению, это горькое правило: кого не признают и гонят по жизни, по тому борются уже после смерти.
Поэма «Божественная комедия», как отметил И. Франко, одновременно является как бы своеобразным прологом к литературе Возрождения: «Данте является наивысшим выражением, поэтическим венцом и увековечением того, что называем средними веками. Все культуры, все верования, все мучения и надежды тех времен нашли выражение в его поэме. И одновременно как человек гениален он всем своим существом принадлежит более поздних времен, хотя мыслями и взглядами коренится в прошлом...»