ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Хрестоматия

ВИЛЬГЕЛЬМ ГАУФ

(1802-1827)

Короткая жизнь Вильгельма Гауфа было насыщено не внешними событиями, а неутомимым творческим трудом, внутренним напряжением. Он происходил из семьи немецкого чиновника, рано остался без отца и провел детство у родственников. Вильгельм Гауф очень много читал, а по вечерам пересказывал прочитанное домашним, пытаясь привести все к гармонии, к счастливому концу.

Мальчик окончил теологическое (богословское) отделение университета, увлекался античной литературой и историей. Впоследствии служил домашним учителем в семье известного мецената, где и начал писать книги: исторические романы, сказки, юморески. Он очень интересовался фольклором, тщательно собирал и изучал.

Вильгельм Гауф заключил три альманахи сказок. В первом альманахе «Караван» (1826) купцы, отдыхают на привале, вспоминают происшествия и случаи, которые случились с ними на экзотическом Востоке. Альманах «Александрийский шейх» (1827) составляют также восточные сказки. Относительно содержания третьего альманаха «Кабак в Шпесарті», который вышел после смерти его составителя (1828), то в него вошли сказки немецкого Средневековья.

Гауф собрал и обработал большое количество сказок, стремясь внести поэзию в будничной жизни обычного человека. «Мир взрослых,- говорил он,- давно потерял доверие к прекрасной королевы Фантазии и ее дочери - Сказки». Восстанавливая сказки, Гауф подчеркивал особенности сказочных сюжетов, поэтического принципа сказки, что строится на сопереживании, сочувствии, органическом единстве реальности и вымысла, обыденного и возвышенного. «Мы жили в тех рассказах, мы думали и чувствовали вместе с теми людьми... Сказка становилась для нас реальностью или же, наоборот, реальность становилась сказкой, потому что мы творили и жили в сказке». Ту же мысль объясняет юношам мудрый старый рассказчик сказок в «Александрийском шейхе»: «Слушая то, что выдумано другими, вы сами творите вместе с ними. Вы не задерживаетесь на предметах окружения, на обычных своих мыслях - нет, вы все сопереживаете: это с вами случались все чудеса - такое участие вы принимали в том, о чем шла речь, так ваш дух поднимался по рассказу над существующим, что казалось вам не таким прекрасным, не таким привлекательным, так ваш дух парил свободно и безгранично в неведомых горних сферах».