Федор Достоевский 1812 - 1881
Вехи жизни,вехи творчества
В поисках ответа на «проклятые вопросы» человеческого бытия
Ф. Достоевский появился на свет 30 октября (11 ноября) 1821 г. в Москве в многодетной семье врача. Семья будущего писателя принадлежала к древнему обедневшего дворянского рода.
Осознание особой общественной роли литературы сформировалось в Достоевского во время учебы в петербургском Инженерном училище. Воспитанники этого учебного заведения получали знания не только в технической и военно-инженерной отраслях, но и гуманитарных наук. Кроме специальных (геометрия, фортификация), читались курсы французского языка, рисования, отечественной и мировой истории, русского писательства. Первой попыткой пера, что показала литературное дарование Достоевского, был перевод бальзаківської «Эжени Гранде» (1844), выполнен очень быстро, на одном дыхании (возможно, на творчество вдохновил юношу приезд французского писателя в Санкт-Петербург в 1843 г.). Итак, можно сказать, что имя Бальзака стоит у истоков творчества Достоевского.
Военно-инженерная карьера не привлекала начинающего литератора, поэтому, выйдя в отставку в чине поручика, Достоевский начинает новую жизнь, всецело посвятив себя литературной деятельности.
В русскую литературу Достоевский вошел стремительно. Первый же роман - «Бедные люди», - напечатан в 1846 г. в альманахе «Петербургский вестник», принес ему славу и признание. Это произведение разворачивает перед читателем летопись трогательной дружбы-любви летнего департаментського чиновника, скромного переписчика служебных бумаг Макара Алексеевича Дєвушкіна и бедной молодой швеи Вареньки Добросьолової. Впервые в русской литературе «маленький человек» была изображена не только страдалицей, оскорбленной и униженной нищетой, но и гордой, исполненной достоинства и самоуважения личностью.
Подробности. Макар Дєвушкін ищет идеальное в жизни, в литературе, в человеке, он считает, что достичь высшей гармонии можно только найдя путь к человеческим сердцам. Герой испытывает потребность в «деятельной любви», «деятельном дружбе», в сознательном самоотречении. Отъезд Вареньки, ее вынужденный брак с богатым господином вызывают в душе Макара не оскорбление, не ревность, не злость, а сожаление и всепрощения. В своем желании видеть дорогу человека счастливым («Я рад, да, я буду рад, если вы будете счастливой!») герой Достоевского проявляет истинное благородство.
Чрезвычайно глубокому раскрытию духовной жизни персонажей в романе во многом способствовало то, что автор посмотрел на героя литературного произведения не с позиции спокойного, непредвзятого, объективного рассказчика, а глазами самого героя. Слово о герое в «Бедных людях» является словом самого героя о себе, ведь Достоевский избрал найсповідальнішу жанровую форму - роман в письмах. В творчестве писателя этот жанр получил новую жизнь, приобрел новых функций: стал средством отражения самосознания человека.
Повести «Двойник» и «Хозяйка», появились сразу после «Бедных людей», разочаровали литературную критику, которая увидела в них надуманность проблем и ситуаций (в «Двойнику», например, изображается болезненное самолюбие, расстройство психики, безумие героя), а также преобладание «фантастического» колорита. Все это, по мнению критиков, не соответствовало специфике и задачам реализма. По этому поводу стоит отметить, что литературно-эстетическая программа Достоевского предполагала обращение к широкому спектру сложных духовных и душевных проблем, в том числе и к существенно важной проблемы «двійництва», которая является одной из основных в творчестве писателя. Что же до роли «фантастического» элемента в структуре реалистического произведения, то и здесь Достоевский проявил неординарность художественного мышления, считая, что «фантастическое» совсем не противоречит реализму, а есть для писателя-психолога эффективным средством изображения острых жизненных ситуаций, гротескных характеров и необычных состояний личности.
Nota bene. С первых шагов своей литературной деятельности Достоевский формировался как писатель урбанистической темы, художник большого города, продолжатель традиций Диккенса, Гюго, Бальзака. Раскрытие сложных психологических состояний человека, анализ социальных обстоятельств и противоречий жизни прочно связаны в его творчестве с так называемым «петербургским мифом». Петербург вошел в прозу писателя как полномочна действующее лицо, приобрел черты персонифицированного образа.
Любование Петербургом - одним из самых красивых городов мира и культурным центром России XIX в., городом каналов, набережных, великолепных архитектурных ансамблей, дворцов, парков и соборов - почти отсутствует в произведениях Достоевского. Зато атмосфера неуютности, тусклые картины удручающего городского пейзажа изображены точно и рельефно как параллель к «катастрофической» действительности и болезненного психологического состояния персонажей. Природная среда, что окружает героев, формирует их сознание, вмешивается в их жизнь и судьбу. Символами тоски, безысходности, безнадежности выступают стоячая вода, болото, топь, дождь, мокрый снег, туман, темнота, сумерки. И на этом фоне - призрачные, «фантастические» лица людей. У Достоевского культурно-городская среда является враждебным человеческому естеству. Дом как пространство любви, уюта и взаимопонимания исчезает. Вместо него появляется дом «Ноев ковчег» с множеством жителей, каморками-комірчинами, скользкими от грязи лестнице, бранью, теснотой, духотой. Жизнь выплескивается на улицы, площади, в шумные переулки и дворы-колодцы. Голос одинокого человека, заблудившегося в сутолоке, утопает в криках толпы, хохоте, дебошах и драках. Проявлением тревожности является внутреннее состояние человека: бред, беспокойный, тяжелый сон, галлюцинации, видения, безумие, страх, болезнь.
И. Глазунов. Петербургский двор
Благодаря своему широкому символическом подтекста «петербургский миф» тесно связан с философско-психологической концепции творчества Достоевского.
Трагическим событием в жизни писателя стал его арест как участника тайного кружка Петрашевского (1848) и осуждения к смертной казни. За секунду до исполнения приговора расстрел был заменен на каторжные работы. Чувство ужаса от пережитого на эшафоте навсегда запечатлелось в сознании Достоевского. За двадцать лет с необычайной силой оно будет передано в романе «Идиот» в монологе князя Мышкина, который протестует против смертной казни.
Духовные и физические мучения Федора Михайловича усиливались тем, что на каторге он вынужден был общаться с уголовниками, убийцами, увидел ад человеческого существования и дно человеческого существа. Тюрьма, каторга, сибирское ссылку, солдатская служба в арестантских ротах забрали в писателя девять лет жизни и подорвали его здоровье.
Благодаря хлопотам родных и друзей в конце 1859 г. Достоевский вернулся в Петербург, где начался новый период его творческой деятельности. Вместе с братом Михаилом писатель издает журналы «Время» (1861-1863) и «Эпоха» (1864-1865).
1860-1864 гг. Достоевский считал переходящими в своем творчестве. Жизненные потрясения и разочарования в западных буржуаВНО - капиталистических ценностях (к этому привели поездки до Франции, Англии, Италии), вдумчивое чтение великих книг человечества» - Евангелия, Библии, Корана - вызвали духовный перелом, названный самим художником «перерождением убеждений».
Нравственные искания Достоевского развивались в направлении отказа от крайних, экстремистских, открыто революционных форм борьбы и деятельности. Его новое мироощущение выразилось в переходе к религиоВНО-нравственных взглядов. При этом универсальным основой убеждений писателя остались гуманизм, демократизм, народные идеалы. Достоевский пришел к признанию этики христианства как высшей нравственной ценности и абсолютного ориентира в жизни.
Особое место не только в творчестве писателя, но и в мировой литературе XIX в. занимает повесть «Записки из подполья» (1864). Это повесть - исповедь, монолог высокого эмоционального напряжения, созданный в стиле «потока сознания» героя. Важность этого произведения определяется тем, что в литературе впервые с такой силой было изображено антигероя (носителя негативных моральных принципов) - тип личности, который стал характерным для исторической жизни России и Западной Европы XIX, а затем и XX вв.
«Записки из подполья» были своеобразным прологом к «великому пяти - книжжя» - романов «Преступление и наказание» (1866), «Идиот» (1869), «Бесы» (1872), «Подросток» (1875), «Братья Карамазовы» (1879-1880). Все эти произведения объединяет то, что каждый из них представляет новый в мировой литературе тип проблемного философского полифонического романа.
Кабинет Ф. Достоевского в его квартире в Санкт-Петербурге
Роман «Преступление и наказание» является вершиной философской романистики Достоевского. В романе «Идиот» он решает одну из самых сложных для любого писателя и важных для любой национальной литературы проблем - создание образа «положительно прекрасного человека», нравственного идеала личности.
Сложное и неоднозначное отношение критики вызвал роман «Бесы» - гострополемічний произведение, которое нередко определяют как роман-«памфлет», настолько полно выраженный в нем сатирический пафос, столь непримиримой есть авторская критика и осуждение политического экстремизма, анархизма и вседозволенности. Еще до появления теории Ницше о «сильную личность», которая стоит над обществом и презирает его юридические и моральные законы, Достоевский показал губительную силу таких идей. Молодую Россию представлено основным объектом изображения в романе «Подросток».
Всемирное признание получил роман Достоевского «Братья Карамазовы». Он был задуман как фундаментальный символико-философское произведение энциклопедического характера, что-то вроде «Божественной комедии» Данте, где звучит тема «восстановления погибшего человека, такая близкая сердцу Достоевского и впервые провозглашенная им после прочтения «Собора Парижской Богоматери» В. Гюго. В «Братьях Карамазовых» воплотились впечатления всей жизни автора, его размышления над исторической судьбой России и всемирными путями человеческой цивилизации.
Подробности. В «случайном семействе» (постоянная тема Достоевского) Карамазовых произошла трагедия, замешанная на пошлости существования, цинизме, жажде жизненных наслаждений, которые можно получить без больших усилий, за деньги, накопленные путем мелкого мошенничества. Из четырех сыновей захудалого дворянина, некоего провинциального шута, человека без правил, Федора Павловича трое оказываются причастными к убийству отца. По мере того как разворачивается сюжет, выясняется, что осужденный на каторгу Дмитрий является мнимым убийцей, вдохновитель преступления - Иван, а настоящий убийца - их сводный брат, внебрачный сын Федора Павловича Смердяков.
Иван Карамазов, который своей проповедью «все позволено» подготовил Смердякова к преступлению, выступает героем-«идеологом», типичным для философских романов Достоевского. «Двойники» Ивана, черт и Смердяков, братья Дмитрий и Алеша также являются носителями определенных философских теорий, определенных этических учений, столкновение которых по принципу pro et contra («за» и «против») собственно и создает философскую канву сюжета.
Еще острее, чем в предыдущих произведениях писателя, в «Братьях Карамазовых» звучат вопросы о возможности всемирной гармонии и путей ее достижения, проблема страдания и «цены» счастье. Мятежная душа Ивана Карамазова не может принять «мировую гармонию», если для ее достижения необходимо принести в жертву по крайней мере «одну слезинку» невинного ребенка.
Универсальные философско-моралістичні идеи романа наиболее концентрированно воплотилось в символической легенде о Великом Инквизиторе, автором которой является Иван Карамазов. По сути, эта легенда является своеобразным философским трактатом, основная тема которого - столкновение духовного и материального начал, единоборство двух принципиально разных взглядов на историю человечества, воплощенные в образах Христа и Инквизитора.
Незавершенный роман «Братья Карамазовы» стал итоговым в творчестве Достоевского. Отдельное издание произведения было осуществлено в декабре 1880 p., за месяц до неожиданной смерти автора.