ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 11 класс

ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

 

Литература как каждой нации (национальная литература), так и всего человечества (мировая (всемирная) литература) - это необъятный космос: со своими звездами и галактиками, со своими «законами притяжения и отталкивания», со своими катастрофами и «планетотворенням»... Тож. чтобы хорошо ориентироваться в этом космосе, попробуем мысленно окинуть его безграничность, иначе говоря, - вспомним все те сведения о мировой (всемирной) литературы, которые рассматривались в течение всего вашего обучения в школе.

Понятие «всемирная литература» возникло и вошло в обиход не сразу, тем более не от самого начала существования этого явления, а в исторических масштабах не так уж и давно - впервые йот предпринял в 1827 г. выдающийся немецкий писатель и мыслитель И. В. Гете. Издавна было замечено, что художественная литература является не чем-то неподвижным и навеки закам'янілим, а наоборот - она чрезвычайно изменчива и скоротечна. Именно поэтому развитие литературы издавна стал восприниматься как процесс. Итак, всемирным литературным процессом обычно называют поступательное развитие мировой литературы от древнейших времен до современности.

 

С ДРЕВНИХ ЛИТЕРАТУР

 

Одними из древнейших литературных памятников мира считаются Веды (от 2 тыс. до н. э.), Библия (от XII в. до н. э.) и Коран (от 610-632гг.). Интересно, что все эти книги в то же время t’ и священными книгами разных религий, и шедеврами словесного творчества. Это настоящая энциклопедия знаний, своеобразный культурный фонд и нравственный кодекс народов, которые их создали. В то же время эти священные книги есть и неисчерпаемым источником мотивов, тем, сюжетов, образов для искусства всего мира, в частности - для мировой литературы. Так, в 11 классе вы изучали постмодернистское «рассказы для компьютера и циркуля» М. Павлина «Дамаскин», в котором есть реминисценция (скрытый намек, ссылка на Библию - «сначала было Слово...».

На удивление богатой является античная (древнегреческая и древнеримская) литература, которая по праву считается исходной основой европейских (в т. ч. украинской) литературе. Достаточно вспомнить, что новая украинская литература, началом которой традиционно считается выход в свет «Енеиды» И. Котляревского (публикация первых глав 1798 p.), является своеобразным отголоском античной литературы, поскольку сюжет о троянца Энея возник в римской литературе - «Энеида» Вергилия, который, в свою очередь, творчески использовал достижения Гомера. Вот какое глубокое корни питают дерево украинской литературы.

В проходящего авторитета античной литературы есть много источников. Среди них можно назвать ее художественно-эстетическое совершенство, и тонкий психологизм, неожиданный в таких древних произведений (гомеровский эпос - от IX в. до н. э.). Важными были также ее философичность и гуманистический пафос. Однако едва ли не самым главным из таких источников можно считать склонность античных авторов до восхваления и воспевания человека и его мира, изображение души героев, их сложного внутреннего мира и отношений с внешним миром. Недаром же своеобразным эпиграфом к античной литературы могли бы стать первые строки из трагедии «Антигона» Софокла: «Странных много в мире чудес, самое удивительное из них - человек...», которые часто называют «гимном человеку».

Именно античные авторы начинали формировать такие привычные ныне литературные роды, как эпос, лирика и драма. Так, вы убедились в том, что Гомера не зря считают легендарным основоположником европейской литературы. Ведь поэмы «Илиада» и «Одиссея», авторство которых традиционно приписывают этому полулегендарному аедові, созданные с невероятной для такой ранней эпохи художественным мастерством. Недаром сейчас появляется множество супермодных и компьютерно обработанных экранизаций по мотивам ноем Гомера и фактов древнегреческой истории («Троя», «Триста спартанцев» и др.).

Незаурядным явлением мировой литературы была также древнегреческая лирика, которая представляла собой синтез поэзии и музыки. К большому сожалению, греки еще не звали нот. поэтому мы никогда не сможем прочути тексты их лирики (а выполнялись они в сопровождении лиры - отсюда и название) в ее первоначальной красоте. Можно только представить, как божественно красиво звучали поэтические шедевры в сочетании с шедевральной музыкой, ведь певучесть эллинов вошла в поговорки...

В лирических произведениях сливались личные чувства и переживания постов с реалиями жизни, утверждение самоценности человеческой личности. РаВНОвидности эллинской лирики, по всей ее самобытности, оказали на развитие мировой поэзии сильнейший влияние. Достаточно вспомнить такие ее жанровые іВНОвиди, как элегия, ямбы гимны. А имена Тіртея, Архилоха, Сапфо или Анакреонта есть бриллиантами первой величины в короне мировой лирики всех времен и народов.

В то же время не теряет своей актуальности также проблематика древнегреческой лирики. Так, строки патриота Тіртея о печальной судьбе людей, которые покидают свою родину, идут «попрошайничать в миры», видимо, не потеряют значимости никогда. То же относительно философской позиции Архилоха, который предлагал познать «изменения в человеческой жизни» и не делать ничего «сверх меры». А в тонких и изысканных

стихах Сапфо, Алкея и Анакреонта филигранно воспроизведены тончайшие движения человеческой души, радость от жизни.

Однако наивысшим взлетом духа в Элладе была драма, особенно трагедия. Имена трагіків Эсхила. Софокла и Еврипида, комедиографов Аристофана и Менандра могли бы украсить литературу любого народа мира. Древнегреческий театр (кстати, само слово «театр» тоже греческого происхождения) подарил мировой литературе, например, такие жемчужины, как трагедии «Прометей закованный» или «Персы» Эсхила, «Антигона» и «Эдип-царь» Софокла, «Медея» или «Ифигения в Тавриде» Еврипида, а также блестяще-остроумные комедии «Лисистрата» или «Облака» Аристофана, «Третейский суд» или «Отшельник» Менандра. Непроминуща роль эллинской драмы заключалась также в том, что она не только развлекала, но и была как важное средство воспитания широчайших масс народа. Недаром французский литературовед А. Боннар подчеркивал, что именно драма «из всего наследия эллинов найпіднесеніша и смелая».

Вторым крылом античной литературы была литература Древнего Рима. Среди величайших римских поэтов выделяется мощная фигура уже упомянутого автора «Энеиды» - Вергилия. Вслед за Гомером он так ярко описал загробный мир (где побывал Эней), что впоследствии итальянец Данте в «Божественной комедии» удостоил Вергилия чести сопровождать в путешествии Адом.

Выдающимся поэтом был также римлянин Гораций Он начал ряд тем и мотивов, которые впоследствии стали традиционными в мировой литературе. Прежде всего это касается мотива подведения поэтом итоге своей творческой жизни, реализованного в знаменитой оде «К Мельпомене». Этот мотив впоследствии подхватили поэты різнігх стран. Это и англичанин Дж. Мильтон («Памяти Шекспира» («Зачем тебе, Шекспіре, то камни...»), и россиянин В. Пушкин («Япамятник себе воздвиг нерукотворный...»), и украинец М. Рыльский («Я памятник себе воздвиг непродолжительный, не из меди гордой, не из мраморных глыб...».

А стихотворное наставление поэтического искусства, воплощенное Горацием в знаменитом «Послании к Пізонів» («Поэтическом искусстве»), впоследствии было подхвачено теоретиком классицизма французом Н. Буало («поэтическое Искусство), а позже - М. Рыльским и О. Забужко.

Римский поэт Овидий известен многими произведениями, однако самой известной) в его работах есть мифическая поэма «Метаморфозы» (о перевоплощении). Интересно, что существует версия о происхождении названия украинского города Овидиополя именно от фамилии Овидия (по преданию, вблизи него находится могила опального римского поэта).