ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЖИЗНЕННЫЙ И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ И.-В. ГЕТЕ

 

1. Страницами биографии и творческого пути И.-В. Гете. Лирика Гете

 

Гете жил во второй половине XVIII - первой половине XIX века. 75 лет его жизни пришлось на крупные, эпохальные изменения в истории страны и народов Европы. Он был современником французских революций, наполеоновских войн, войны североамериканских штатов за независимость, восстание декабристов в России.

XVIII столетие вошло в историю как век Просвещения. Это время обозначен крупными открытиями в области науки и техники: появились вольтовая батарея, ткацкий станок, пароход, локомотив, железная дорога, гасове освещения. Было выдвинуто смелые научные мысли - Дальтонова гипотеза атома, закон Гей-Люссака; осуществлен синтез неорганических веществ, но ни одно из этих открытий не было сделано немцем.

Германия во второй половине XVIII века оставалась отсталой страной, раздробленной на 300 больших и малых княжеств. И все же общее экономическое развитие, который происходил в мире, коснулся и ее. Прежде всего он начался в промышленности. Постепенный экономический прогресс создал условия для роста культурного слоя, в котором вполне закономерным было появление Гете - поэта мирового значения.

Его жизнь связана с большим историческим катаклизмом: феодальная Европа превратилась в капиталистическую Европу. Для Германии этот процесс был сложным и медленным. Неудовлетворенность социальными условиями выкристаллизовалась в творческую активность молодых немецких поэтов. В 70 - 80-х годах XVIII века в культурной жизни Германии произошло значительное событие: на литературную арену вышла молодежь, образовалось несколько литературных групп: геттінгенська, страсбургская, швабская.

Исторические обстоятельства обусловили и особенности немецкого Просвещения: первоочередной задачей для Германии XVIII века стала борьба за национальное объединение.

Описание жизни немецкого народа во всем его раВНОобразии стало большим национальным делом, поэтическим заданием, честь выполнения которого и пришлась на долю Гете.

Зажиточному бюргеру Иоганну Каспару Гете, доктору права, было 39 лет, когда его 18-летняя жена КатАрина Элизабет Текстор 28 августа 1749 года родила ему сына Иоганна Вольфганга (так звали деда со стороны матери). Гете родился во Франкфурте-на-Майне - городе, что пользовалось в то время правом самоуправления. Мать будущего поэта - Катарина Элизабет Текстор (на самом деле фамилия предков Гете по материнской линии был Вебер - «ткач» - однако, следуя гуманистическую традицию, прадед заменил его латинским эквивалентом - Текстор) - происходила из бюргерской семьи, в которой традиционно занимались юридической практикой. Дед был шульгейтстом - судьей, который подлежал самому императору непосредственно. Отец - Иоганн Каспар Гете, юрист, который приехал во Франкфурт с намерением получить какую-то должность в магистрате, но это ему не удалось, и он вынужден был довольствоваться жизнью просвещенного рантье.

У супругов Гете после сына Иоганна Вольфганга родилась дочь Корнелия, а затем еще две дочери и двое сыновей. К сожалению, Корнелия умерла в возрасте 27 лет, а остальные братьев и сестер Гете - в детском возрасте.

В отличие от своего мужа, Катарина Элизабет не была такой образованной. Единственным ее увлечением был театр, именно от матери это унаследовал Гете.

Учиться Вольфганг начал в возрасте 3 лет. Это были уроки чтения. Уже в семилетнем возрасте он изучал «мертвые» языки - латынь и древнегреческий. Затем, вплоть до поступления в университет, будущий поэт почти ежегодно опановуватиме какую-то область знаний, а именно:

В 9 лет - французский язык и рисование;

в 11 лет - итальянский язык;

в 13 лет - английский и древнееврейский языки;

в 14 лет - основы юриспруденции и игры на фортепьяно и флейте;

в 15 лет - античную философию;

в 16 лет - фехтование, верховую езду и латинскую литературу.

Кроме этого, Гете охотно играл в кукольных домашних спектаклях и занимался садоводством.

Среда, в которой рос будущий писатель, способствовало формированию его как универсальной личности: отец Гете был владельцем большой библиотеки (насчитывала около 2000 томов) и картинной галереи, а бабушка устраивала рождественские кукольные спектакли для детей.

В возрасте 16 лет (1765) Гете стал студентом, поступив на юридический факультет Лейпцигского университета. Там ему суждено провести всего два года студенческой жизни. Отец щедро обеспечивал сына деньгами.

На то время Лейпциг резко контрастировал по сравнению с другими немецкими городами, тем более с Франкфуртом. Стиль жизни, люди, окружение - все было другим. Уверенность в молодого Гете здесь пришла не сразу. Франкфуртский крой одежды и своеобразный диалект 16-летнего юношу сначала вызвали у людей иронические улыбки. Его стихи казались наивными. В городе, известном своей ярмаркой, царила не просто религиозная терпимость, но и поклонение всему иностранному. Некоторое время Гете находился на распутье: или стать ему образцовым «франтом», как это было принято среди зажиточных бюргеров, направлено посвятить свою жизнь научным занятиям. Письма друзей свидетельствуют, что сначала он себе ни в чем не отказывал. В это время ему улыбнулось и первая любовь, а вместе с ним появился и тяга к поэзии.

Скоро юноше стало понятно, что университет не может дать ему чего-то существенно важного. Успев «цивилизоваться», Гете стремится сохранить свою внутреннюю независимость и не стать таким, как большинство представителей бездуховного мещанского окружения.

Летом 1768 года он почувствовал себя крайне истощенным морально и физически. В день своего рождения он оставил Лейпциг и в начале сентября вернулся во Франкфурт, к родительскому дому, совсем больной. Его болезнь еще больше обострилась зимой и продолжалась вплоть до весны следующего года.

Очень часто именно болезнь пробуждает в человеке склонность к размышлениям. Несомненно, в это время юноша пережил моральный слом, завершившийся рождением личности.

В конце марта 1770 года Гете приехал в Страсбург - французский город с немецким лицом, имея намерение получить степень по юриспруденции. Одновременно с занятиями на факультете права он слушал лекции по физике, химии, анатомии, увлекался электричеством, посещал клинику и акушерские курсы.

Юноша нанял себе репетитора и уже осенью начал сдавать экзамены. Здесь, под влиянием студенческого окружения, к Вольфганга снова вернулась его когда-то потерянная влюбленность в жизнь. Он увлекается верховой ездой и фехтованием, учится танцам, не сдерживает себя ни в отношении любовных связей, ни громких застолий. Его манеры этого времени слишком свободные, так что одному из друзей он на момент знакомства показался даже невоспитанным.

Но в это время, с такой же страстной жаждой всего нового, Гете посещает университетские занятия по анатомии и психологии, изучает химию, слушает лекции по истории, изучает эстетику и т.д.

Ближайший круг друзей Гете составляли около 20 студентов. Среди них первые «штюрмери» - Г. Л. Вагнер и Я. М. Г. Ленц.

Единственное, чего не хватало юноше в это время, так это духовного наставника, который направил бы его неуемную энергию в определенное русло. Вскоре Гете находит его в лице Гердера. Свои первые встречи с Гердером Гете оценивал так: «.. мне на долю выпало счастье обогатить, расширить и связать с высшими проблемами все то, о чем я до сих пор мечтал, изучал и усваивал». Гердер был старше Гете на 5 лет, однако был достаточно известен своими работами в области литературы. Как бы там не было, но он менее всего походил на наставника. «Ему было свойственно больше испытывать и побуждать, чем наставлять и управлять». Именно эта его черта и понравилась независимом Гете. Знакомство с Гердером способствовало захвату юноши Шекспиром и немецким фольклором. В нем проснулось острое ощущение своей личности, стихийный протест против действительности. «... Гете стал появляться в обществе в потертом шляпе, небритый. В экстравагантном костюме, который был сшит по его собственному эскизу», - вспоминал один из его современников.

Таким образом, из случайной встречи в Страсбурге началась дружба двух выдающихся людей, которую прервала только смерть Гердера.

Подготовив текст диссертации «Об законодателей» на тему религиоВНОго права, Гете столкнулся с острым неприятием затронутой проблемы со стороны профессоров юридического факультета. В этой работе он высказал собственное мнение относительно того, кто имеет право устанавливать законы в государстве, причем свел на нет роль в этом деле духовенства. Декан факультета признал труд Гете опасной и предложил не публиковать ее как академическую диссертацию, но защищать ее в устной форме.

Гете забрал диссертацию (впоследствии она исчезла) и для защиты подготовил 56 тезисов латинском языке. 6 августа 1771 года (в возрасте 22-х лет), после обязательного в таких случаях диспута, Гете получил степень лиценциата права. Единственное, что разочаровало отца Гете, так это то, что сын отказался от претензий на степень доктора права.

В сентябре 1771 года молодой лиценциат открыл собственную адвокатскую контору в доме своего отца. Он закрывает ее только на 5 месяцев по случаю важной для его карьеры поездки в Вецларе (именно здесь возник замысел «Вертера»), Только за пять лет (до отъезда в Веймар) Гете пришлось провести 28 процессов.

Из воспоминаний друзей перед нами предстает образ поэта тех лет: «Этот человек независимый с головы до пят». Развернутую характеристику личности Гете мы находим у И. Кестнера, знакомого в Вецларе: «Он излучает то, что называют гениальностью, и имеет совершенно необычную, живую силу воображения. Его пылкие чувства. Его образ мыслей благородный. Это человек с характером. Он причудлив, и в его поведении и внешности появляется иногда что-то такое, что порой делает его неприятным. Однако дети, дамы и многие от него в восторге. Он поступает так, как считает нужным, не заботясь, понравится ли это другим, соответствует ли это моде, или не выходит за рамки общепринятого. Он ненавидит любое давление...».

Молодого поэта все больше обременяли и адвокатура, и само пребывание в городе, где друзья его юности стали чужими людьми с прозаическими интересами: «Франкфурт - это гнездо. Подходит, чтобы выводить птенцов, а в остальном, обраВНО говоря, - невыносимая дыра. Помоги, Господи, мне выбраться из этого болота. Аминь».

Душу Гете пленили искусство, литература. Он участвовал в подготовке к печати «Франкфуртского ученого вестника», где напечатал около 60 своих очерков. Таким образом, он всеми силами способствовал решительному обновлению немецкой жизни.

В ноябре 1775 года Гете принял приглашение молодого герцога Карла Августа и отправился в Веймар.

Герцогу было на то время 18 лет, Гете - 26. Он понравился герцогу и почти сразу стал его советчиком, товарищем в развлечениях. Выбор в пользу высшего аристократического мира Гете сделал не только потому, что его привлекала перспектива власти: поэту необходимо было преодолеть душевное беспокойство, вызванное разрывом с богатой красавицей Анной Элизабет (Лили) Шенеман.

Деятельность Гете в государственном аппарате Веймара

50 лет прослужил Гете в Веймарском герцогстве. Полтора месяца он размышлял и в конце концов решил остаться в Веймаре: «Как бы там не было, а герцогства Веймар и Эйзенах - это все же арена, где я могу попробовать отыграть роль во всемирной истории».

Гете стоял в стороне внешней политики, но его интересовало все, что могло пойти на пользу народа. Он был введен в государственный орган Веймара - Тайного совета.

1782 год - поэт получил дворянский титул, а со следующего года начал исполнять обязанности премьер-министра, министра культуры, путей, военного министра, директора театра.

В первые 4 года государственной деятельности Гете брался за все, что могло быть полезным для его родины. Он сократил наполовину армию герцогства и открыл школу для солдатских детей. Ему удалось улучшить финансовое состояние государства. Много усилий приложил писатель, чтобы поднять престиж университета в Йене, где он читал лекции по анатомии. Еще одним важным делом Гете было создание в Веймарском пригороде прекраснейших парков Германии.

Гете - путешественник 3 20-х годов, от страсбургского периода до глубокой старости, Гете пришлось вести двойную жизнь - одно в светском обществе, второе - в одиночестве. Он привык скрывать от окружения бездонные глубины своей души. Только во время путешествий поэт чувствовал себя свободным, когда в одиночестве бродил лесами, горами.

Гете добился согласия герцога на длительный отпуск, сделал себе паспорт на имя купца Иоганна Филиппа Миллера и под чужим именем тайно отправился в Италию. Он прожил в этой стране 2 года, из них 11 месяцев в Риме. Здесь Гете горячо взялся к занятиям живописью, но вскоре понял, что его истинное призвание - поэзия.

Целью путешествия в Италию было желание углубить свое образование, поэт приехал сюда учиться, хотя ему было уже 38 лет.

Поездка в Италию определила определенный рубеж в жизни Гете - мыслителя, способствовала его глубокой заинтересованности наукой.

Гете и театр. 1791 года герцог назначил Гете руководителем веймарского придворного театра, и эту должность поэт занимал более четверти века.

Игровые пьесы ему не удавались. Однако он произвел существенную реформу в театре Веймара:

разделил оперу и драму;

коренным образом изменил репертуар;

много внимания уделял воспитанию талантливых воспитанников;

открыл театральное училище;

разработал основные правила актерской игры, построенные на музыкальных законах (каждой роли соответствовала определенная тональность);

пытался улучшить социальное положение актеров, к которым в обществе относились словно к цыганам;

сделал архитектурный проект здания нового театра.

Гете - ученый. Гете был страстным и талантливым исследователем. Веймарскую издания его произведений составляло 56 томов, 12 из которых посвящена научным трудам. По содержанию они охватывали весь спектр естественных наук: ботанику, зоологию, остеологію, сравнительную анатомию, палеонтологію, мінералогію, физику, химию, астрономию и т.д.

Свои важнейшие научные труды Гете написал между 40 и 45 годами.

Среди его величайших научных достижений следующие:

разработка собственной, в общем правильной, теории прогнозирования погоды;

начало новой отрасли знаний - метаморфоз растений;

открытие міжщелепної кости у человека.

30 лет пролежали научные труды Гете в ящике его стола, поскольку тогдашний ученый мир был еще не готов к их восприятию.

В шестидесятилетнем возрасте он имел аудиенцию (1 час) с Наполеоном. Наполеон пригласил первого поэта Германии в Париж, чтобы тот написал пьесы для его императорского театра. Однако, Гете отклонил это приглашение.

Постоянной резиденцией драматурга становится дом на центральной площади Веймара.

В конце жизни к писателю приходит мировая слава, его дом становится центром мировой культуры. Юный Гектор Берлиоз посвятил Гете своего «Фауста»; геологи назвали его именем найденный ими новый камень («гетит»).

Последние годы жизни Гете обозначены неутомимым трудом и потерей близких людей. Умерла жена, Кристина Вульпиус, с которой поэт прожил 28 лет; во время путешествия в Италии умер его сын Август, умерли старые друзья.

Ранней весной 1832 года Гете простудился и через неделю 22 марта умер.

Гете - выдающийся поэт - лирик мировой литературы. За свою творческую жизнь он пережил несколько эпох в развитии европейской поэзии, и это сказалось на его лирике, которая в разные времена питалась мотивами рококо и традициями народной поэзии, идеями сентиментализма, классицизма и романтизма, а также поэзией мусульманского Востока.

Вся вместе взятая, она представляет собой самостоятельный и не самый яркий этап в развитии европейской лирики на рубеже XVIII - XIX веков.

Гете, как никто другой, развил жанровую и стилевую основу европейской лирики. Традиционные жанровые формы Возрождения и классицизма занимали в его произведениях незначительное место (сонет) или существенно переосмысливались (ога). В то же время поэту нравятся такие формы поэтического творчества как послание, поэтические поздравления и т.д. От своей ранней, «штюрмерської» творчества он унаследовал смелое, без оглядки на авторитет, освоение любой темы: возвышенной или будничной, сентиментально-незначительной или загальнозначущої, сказочно-легендарной, бытовой, пейзажной или философской, абстрактно-медитативной т.д. Гете начинал новые ритмы, строфічні формы и их раВНОвидности, обогатил рим.