ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

АЛИГЬЕРИ ДАНТЕ

 

(1265-1321)

Данте является наивысшим выражением, поэтическим венцом и увековечением того, что называем

Средними веками.

И. Франко

Как-то ночью в крепкие ворота средневекового монастыря, что напоминал крепость, постучался одинокий путник. «Чего тебе надо?» - мрачно спросил неприветливый сонный сторож и был крайне удивлен ответом незнакомца: «Мира!» Так легенда описывает один из эпизодов длительных блужданий миром Данте Алигьери. Так кто же он такой, этот суровый пилигрим, которому так не хватало мира и душевного покоя?

Точная дата рождения великого итальянца неизвестна. По сведениям, которые он дал о себе в «Божественной комедии», можно предположить, что Данте родился в мае 1265 г. А вот место его рождения известно. Это - Флоренция, один из самых богатых и развитых городов средневековой Италии, город-коммуна, где постоянно шла ожесточенная политическая борьба.

О род Данте, его детство, юность и образование известно мало. Одни исследователи считают, что поэт получил посредственное образование, другие - что очень приличное и, возможно, учился в юридической школе в Болонье. В конце концов, кто бы что не говорил, а Данте был одним из образованнейших людей своего времени. Об этом свидетельствуют не только и не столько его политическая карьера и научные трактаты, сколько бессмертная «Божественная комедия», которую недаром называют поэтической энциклопедией средневековья. Именно Данте считается одним из создателей итальянского литературного языка. За употребление народного языка его называли «поэтом сапожников пекарей», которые любили стихи Данте и распевали их на улицах.

В Средние века Италия, наследница Римской империи, была разобщена междугородными междоусобицами, которые очень часто переходили в кровавые столкновения. В городах тоже не было единства и покоя. В частности, во Флоренции за власть спорили две мощные политические партии: гибеллины (представители интересов аристократов, городской верхушки) и гвельфы (представители интересов ремесленников, городских низов). Правда, иногда политическая ориентация этих партий менялась в противоположную. К тому же партия гвельфов разделилась на два крыла, фактически на две партии: белых (противников папы; Данте стал одним из лидеров именно этого крыла) и черных гвельфов (сторонников папы). Род Данте, хоть и принадлежал во Флоренции к правящей партии гвельфов, был аристократическим. Юношу настолько привлекала политическая борьба, что он, аристократ, потомок крестоносца Каччагвіди (упомянутого в «Божественной комедии»), для того, чтобы получить право избираться в органы управления городом, приписался к цеху аптекарей и врачей (1295).

После этого Данте начал играть значительную роль в общественной жизни Флоренции: выполнял важные политические поручения, избирался ее приором (одним из семи руководителей). Однако во время дипломатической миссии в Риме в январе 1302 г. во Флоренции к власти пришли черные гвельфы, которые объявили врагами, выгнали из города и передали в суд белых гвельфов. Одним из осужденных был Данте, которого обвинили в подкупе, взяточничестве и приговорили к изгнанию из города на два года, наложили очень большой штраф и запретили занимать общественные должности. Самого Данте на суде, конечно, не было, поэтому и обжаловать приговор судьи он не смог. Поэтому судьи (непостижимая логика закона!) решили навсегда изгнать Данте из города, а если он появится в нем, сжечь на костре. Для художника это был страшный удар. Почти двадцать лет он, не имея убежища, скитался по разным городам Италии. За время своих блужданий Данте познал не только судьбу изгнанника, но и трагедию разочарований и потери идеалов: когда белые гвельфы пошли на союз против черных с гібелінами, поэт отошел от них и объявил «сам себе партией».

Данте вел свой род от римских граждан и очень гордился тем, что был их потомком. Его сердце не могло не краятися, когда он задумывался над судьбой Италии, сердцевиной бывшей Римской империи. В сознании Данте начало формироваться новое понятие родины - Италии, которое выходило далеко за пределы стен Флоренции. Он любил свой родной город. Любил и одновременно ненавидел, потому что местечковая политика флорентийцев мешала загальноіталійським интересам. Для земляков же поэт не стал «изгнанником невинным», а предателем. Несмотря на это, в 1316 г. Данте предложили амнистию. Однако ее условия были чрезвычайно постыдными: поэт должен был пройти в рубашке обреченного к смертной казни по главным улицам города с зажженной свечой. Данте отказался от такого унизительного «помилование». Тогда флорентийский суд постановил: поскольку поэт не согласился на условия амнистии, сжечь на костре его сыновей, если те после достижения четырнадцатилетнего возраста останутся во Флоренции...

В конце концов поэт оставил активную политическую деятельность. Он весь погрузился в творчество. Его психологическая сборник «Новая жизнь» Vita nuova»,1292) состоит из стихов, преимущественно сонетов, и прозы и рассказывает об истории любви и чувства лирического героя к Беатриче, с которой он познакомился еще в детстве, чье имя означает «благословенная». Беатриче предстает как небесное создание, олицетворение женской красоты и человеческих добродетелей. Данте пообещал «сказать о ней такое, чего никогда еще не было сказано ни об одной». В «Божественной комедии», оставаясь по-прежнему той женщиной, которую он любил на земле, Беатриче является символом мудрости, что превосходит мудрость человеческую. Именно она посылает поэта Вергилия, чтобы тот стал проводником Данте в Аду и Чистилище, и становится его проводницей в Раю, ведь здесь Беатриче заняла достойное место возле трона Богородицы. Свое произведение Данте назвал «Комедией» и объяснял это так: «Комедия - любое поэтическое произведение... с устрашающим началом и благополучным концом, написанное на народном языке». Прилагательное «божественная» (divina) за ней закрепился уже после смерти автора с легкой руки Дж. Боккаччо. Стройность построения «Божественной комедии» завораживает. Поэма состоит из трех частей (кантик): «Ад», «Чистилище» и «Рай», каждая из которых имеет по 33 песни, к которым прилагается вступительная песня «Ада», что дает магическую цифру 100. Каждая часть имеет по девять отделов: 9 кругов (кругов) Ада, 9 террас на горе Чистилища, 9 небесных сфер Рая. Каждая кантика кончается ключевым словом stelle («звезда»).

«Божественную комедию» Данте начал писать около 1307 г. и закончил в 1321 г. накануне своей смерти. Рассказывают, что сразу после смерти его сыновья, Якопо и Пьетро, первые комментаторы произведения, долго не могли найти последней песни «Рая» и даже собирались дописать ее самостоятельно. Но одному из братьев ночью приснился отец, который молча привел его к стене в их доме. Утром, когда каменщики разобрали стену, на которую указал» отец, в тайном тайнике якобы и было найдено заключительную песню поэмы.

Последние годы жизни Данте провел в Вероне и Равенне. И все же для него лишь поэзии было мало, и осенью 1321 г. он отправился с дипломатическим поручением в Венеции, и на обратном пути в ночь на 14 сентября умер. Похоронили Данте не в родной Флоренции, а в чужой Равенне.

Флоренция, которая при жизни поэта так и не порадовала, несколько раз добивалась разрешения перезахоронить прах выдающегося земляка, мотивируя это тем, что всю жизнь Данте было связано с ней. В «соревновании» за тело Данте им помог другой великий флорентиец. В 1520 г. Микеланджело Буонарроти уговорил тогдашнего папу поддержать своих земляков в стремлении вернуть прах Данте. Однако, когда саркофаг, в котором был похоронен художник, привезли из Равенны и открыли, то оказалось, что он пуст. На несколько веков останки поэта были утеряны. И только в 1865 p., во время ремонтных работ в монастыре, где первоначально был похоронен поэт, их нашли. Оказалось, что францисканские монахи, не желая расставаться с большой реликвией, пробили стену, возле которой стоял саркофаг, и похитили прах поэта. Сбылись пророческие слова Данте, который мечтал еще при жизни вернуться в родной город в лучах славы: «И если ни один из этих путей не ведет к Флоренции, значит, до Флоренции я не вернусь никогда!»

Город, в котором не нашлось места поэту при его жизни, не смогло дать ему убежище и после смерти. А любопытные туристы и сейчас могут посмотреть на пышную, но пустую гробницу Данте в флорентийской церкви Санта-Кроче, которую ему соорудили земляки...