ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ОНОРЕ де БАЛЬЗАК (1799-1850)

 

ПОВЕСТЬ «ГОБСЕК»

 

Власть золота и ее философия в повести «Гобсек»

 

«Для того, кто волей-неволей приспосабливался ко всем общественным меркам, - продолжает Гобсек, - всяческие ваши нравственные правила и убеждения - пустые слова. Незыблемо лишь одно-единственное чувство, заложенное в нас самой природой: инстинкт самосохранения. В государствах европейской цивилизации этот инстинкт именуется личным интересам. Вот поживете столько, сколько я, тогда узнаете, что из всех живых благ только одно достаточно надежное, чтобы стоило человеку гнаться за ним. Это золото. В золоте сосредоточены все силы человечества». Как видим, золото для Гобсека является не только средством и целью обогащения, как считают многие из окружения и особенно клиентов ростовщика, а еще и средством получения независимости, ведь в нем «все содержится в зародыше, и все оно дает реально». Старый философ продолжает: «Я владею миром, не утомляя себя, а мир не имеет надо мною ни малейшей власти». Он прекрасно знает тайные пружины, которые приводят общество в движение. «Я достаточно богат, чтобы покупать человеческую совесть, управлять всесильными министрами через их фаворитов. Разве это не власть? Я могу, если пожелаю, обладать красивейшими женщинами и покупать найніж - ниши ласки. Разве это не наслаждение? А разве власть и наслаждение не есть сущности вашего нового общественного строя? Что такое жизнь, как не машина, которую приводят в движение деньги? Золото - вот духовная сущность всего нынешнего общества». Вот тебе и старый скряга! И как тонко Бальзак чувствовал глубинную сущность нового общественного строя, который шел на смену монархии.

Сам Гобсек называет себя местью, укором совести. Он любит пачкать «башмаками ковры у богатых людей - не через мелкое самолюбие, а чтобы дать почувствовать когти на лапе Неотвратимости». Внутренний монолог Гобсека в доме Анастази де Ресто подобный на зажигательную обвинительную речь: «Для охраны своего имущества богачи придумали трибуналы, судей, гильотину, к которой, как мотыльки на смертельный огонь, сами летят, глупые. Однако для вас, для людей, которые на шелковые спят и шелком укрываются, существует кое-что иное: укоры сушки, скрежет зубов, который прячется за улыбкой, химеры с львиными пастями, которые впиваются когтями вам в сердце». Гобсек и его коллеги, как они считают, выполняют функции высшей справедливости, правосудия. Не случайно кофейня, где они собираются и делятся своими планами и тайнами, называется «Фемида» (у эллинов - богиня правосудия). Гобсек сравнивает себя с Верховным Судьей - Богом: «У меня взор, как у Господа Бога: я читаю в сердцах. От меня ничто не скроется».

Однако сила и секрет повести в том, что Гобсек, который прекрасно понимал власть денег над людьми, сам не смог противостоять их губительному влиянию: в конце произведения мы видим уже не философа, а жалкое существо, которое агонизирует в пустом доме, полном золота и испорченных продуктов.

Может показаться, что ростовщику не свойственны никакие человеческие чувства. И так ли это? Он сам рассказывает, как ему понравилась Анастази де Ресто, как он залюбовался Фанни Мальвы.

Не случайно автор дает не целостную биографию героя, а, так сказать, штрихи к ней. Иметь Гобсека - еврейка, отец - голландец. Своей национальности он не чувствовал, отплыв с родины десятилетним юнгой на корабле. Потом долго странствовал, пока окончательно не остановился в столице мира - Париже. Итак, Гобсек - существо позанаціональна. Нам неизвестно, был ли он религиозным человеком, но молился на золото. Как он пришел к идее обожествления денег? Из текста известно, что герой знаком со многими выдающимися людьми своей эпохи, боролся за независимость Америки, испытал много разочарований. Доподлинно не известно, как он нажил свой капитал, чем торговал - «то товаром, то ли людьми, то государственными тайнами».

 

Обложка к повести О. де Бальзака «Гобсек»

 

Да и «жестокость» Гобсека объясняется не только стремлением любой ценой Получить свою прибыль. Иногда можно прочитать обвинения в его адрес в том, что он не помог Дервілю бескорыстно, а взял с него высокий процент. Однако послушаем самого ростовщика: «Я беру за кредит по-раВНОму, минимум пятьдесят процентов, сто, двести, а когда и пятьсот». То есть пятнадцать процентов, которые он взял с Дервиля, можно рассматривать как благодеяние, а не жестокость. А какую роль сыграл Гобсек в судьбе Фанни Мальвы? Почему это ростовщику необходимо было лично увидеть девушку, ведь деньги для уплаты по векселю были оставлены в служанки? Яркая противоречие: два векселя - две должницы. Одна - графиня де Ресто, которая легко могла бы найти деньги, чтобы погасить вексель. А другая - бедная девушка, швея, ее вексель должен быть безнадежным. Однако именно он и был оплачен. Без сомнения, Гобсека, который «читал в человеческих сердцах», заинтересовала такая порядочная в финансовых делах персона. Чем же закончился для Фанни визит Гобсека? Свадьбой с Дервілем, после которого они стали счастливыми супругами. То кому же обязана эта пара своим счастьем? Живоїду? Следовательно, его правосудие не только карает, но и вознаграждает.

Гобсек жестоко ведет себя в спальне графини де Ресто в присутствии ее мужа. Или только стремление к наживе предопределяет такое поведение? Нет. Уже тогда он как бы предсказал дальнейшую судьбу женщины, которая все больше запутывается в сетях грязных связей с любовником. Однако урок не пошел на пользу: графиня не только заложила фамильные драгоценности, но и цинично шарила в постели только что умершего мужа, ища вожделенные документы о наследстве.

Казалось бы, Гобсек вознагражден за вексель графини полностью, и даже больше. Цена бриллианта значительно превышает долг. Кстати, бывшей владелице драгоценного камня и в голову бы не пришло выдвигать ростовщику какие-либо претензии по этому поводу. Однако... Гобсек возвращает должницы лишние двести франков. Как же здесь быть с идеей обогащения любыми средствами? Впоследствии Гобсек, присвоив имение де Ресто, полностью оправдает характеристику живоїда. А в конце произведения мы узнаем, что Эрнест де Ресто получил документы, которые дали ему возможность вступить во владение имуществом покойного отца. Откуда они взялись? Владелец этих бумаг - Гобсек. Почему же он выжидал, а не отдал их молодому графу раньше? Не желал расстаться хотя бы с наименьшей долей своих богатств? Нет, Гобсек считал, что молодой де Ресто еще не готов правильно распоряжаться такими большими деньгами: «В несчастье он многому научится, узнает цену деньгам, цену людям - и мужчинам, и женщинам. Пусть поплавает по волнам парижского моря. А когда станет искусным лоцманом, мы сделаем его капитаном». Попутно отметим «морскую» лексику: море, лоцман, капитан - бывший юнга ее не забыл.

 

 

С. Адіванкін. Иллюстрация к повести О. де Бальзака «Гобсек». 1980-е пока

Д. Штеренберг. Иллюстрация к повести О. де Бальзака «Гобсек». XIX ст.

 

Гобсек как тип

Бальзак неоднократно говорил, что не создает портреты определенных лиц, а обобщающие образы, часто пользуясь гиперболизацией. Однако при этом писателю удалось предотвратить схематизации и одностороннего изображения своих героев.

«Тип, - говорил Бальзак, - это персонаж, сочетающая в себе характерные черты всех тех, которые с ним более-менее подобные, образец рода». При этом тип как явление искусства - существенно отличный от явлений самой жизни, от своих прототипов. «Между этим типом и многими лицами данной эпохи» можно найти точки соприкосновения, но И предупреждал Бальзак, если бы герой «оказался одним из этих лиц, это было бы обвинительным приговором автору, потому что его персонаж не стал бы открытием».

 

Гобсек не такой уж и равнодушен к судьбе своих родственников: знает, что в Очаровательной Голландки есть дочь, ее зовут Огонек - именно ей он завещал свое наследие. Почему же Гобсек не поддерживал отношений с родственниками? Возможно, причина не только в том, что боялся наследников, которые будут с нетерпением ждать его смерти, а в том, что женщины в их роду никогда не выходили замуж. В спасительную силу благодеяний Гобсек не верил: «...если самому уважаемому и не вредит благодеяние, то для того, кому оно сделано, эта милость бывает гибельной». А свое поведение по отношению Дервиля он объясняет так: «Сын мой, я избавил тебя от признательности, я дал тебе право считать, что ты мне ничем не обязан.

И поэтому мы с тобой лучшие в мире друзья».

Оказывается, что Гобсек был прав, когда узнаем о судьбе его наследия («Блеск и нищета куртизанок») - богатство не сделало Огонек счастливой, она умерла. Однако если бы Огонек получила деньги раньше, то, видимо, зря потратила бы их, так ничего и не изменив в своей жизни.

Итак, образ Гобсека сложный и неоднозначный. Он умный, проницательный, тонкий психолог, который наказывает одних и делает добро другим. Золото сделало его своим жрецом, философом, рабом. Однако настоящей свободы Гобсек не получил, потому что не только не смог освободиться от власти денег, но и стал философом и поэтом этой власти, что и привело его к полной моральной деградации.

 

Г. Бюсьєр. Иллюстрация к повести О. де Бальзака «Блеск и нищета куртизанок». 1897 г.

 

Сколько же гобсеків в повести Бальзака? Хотя «папаша» Гобсек умер, но гобсек - живой, и он гораздо страшнее, чем старый ростовщик. Это невситиме стремление к обогащению, которое действует на некоторых представителей человеческого рода с какой-то роковой неотвратимостью.

Напоследок отметим, что власти золота распространяется не только на буржуа, ростовщиков или банкиров (то есть «новых» героев того времени), но и на рафинированных потомственных аристократов. Так, виконтесса де Гранльє сначала категорически не хотела родниться с збіднілою графиней де Ресто, которая к тому же имела сомнительную репутацию, передумала и все-таки согласилась когда-нибудь вернуться к этому вопросу, но поставил такое условие: «ладно, Ладно, дорогой Дервілю, мы подумаем, - ответила госпожа де Гранльє. - Графу Эрнесту надо быть очень богатым, чтобы наша семья захотела породниться с его матерью. Не забывайте, что мой сын рано или поздно станет герцогом де Гранльє и объединит состояние двух ответвлений нашего рода. Я хочу, чтобы он имел зятя себе в пару». А что же изменится, если молодой граф де Ресто разбогатеет? По крайней мере речь идет не о нравственности, а о состоятельности Анастази де Ресто. Следовательно, и в высшем мире все решают деньги.