ОНОРЕ де БАЛЬЗАК (1799-1850)
ПОВЕСТЬ «ГОБСЕК»
Неоднозначная повести «Гобсек»
О. де Бальзак усложняет фигура Гобсека понимание читателем образа главного персонажа. Мы воспринимаем Гобсека под тремя углами зрения: его жертв, адвоката Дервиля и так, как он воспринимает себя сам.
Итак, каким видят его клиенты Гобсека? Для них он - человек без сердца, которая использует любые средства для обогащения. Здесь сомнений нет: Гобсек - он и есть гобсек, т.е. живоїд. К тому же в некоторых ситуациях ростовщик не сдержал данного им слова. Так, пообещав госпожа де Ресто прийти за деньгами на следующий день, он уже через несколько минут шантажирует ее в присутствии мужа и получает бриллиант, драгоценность которого значительно превышает сумму долга. Отсутствуют в Гобсека и родственные чувства, ведь он никак не отреагировал на смерть своей ближайшей родственницы - Очаровательной Голландки.
В начале знакомства Дервіль воспринимает как старого человека - автомат, человек-вексель. Вот слова адвоката о нем: «Если человечность, общение меж людьми считать своего рода религией, то Гобсека можно было назвать атеистом».
Итак, перед нами вроде бы полностью негативный образ. Однако почему же Дервіль заявляет, что на случай своей смерти не желал бы для детей лучшего опекуна, чем этот живоїд? Разве нормальный человек пожелает что-то плохое своим детям? Он не дает совсем отрицательную оценку Гобсекові в разговоре с графом де Ресто: «В нем живут два существа: скряга и философ, существо подлое и мыслящий». В конце повести адвокат Дервіль почти нежно называет ростовщика «старым младенцем», у которого игрушки - бриллианты. Однако это не делает его более привлекательным для читателя: «старый младенец» берет с Дервиля высокие проценты и еще и называет себя его другом, получая, кроме того, право на обеды и бесплатное ведение дел. Описание товаров, которые портятся в каморке Гобсека, довершает картину моральной и духовной деградации этого героя.
Вспомним также точку зрения о Гобсека, которого не только Дервіль, а граф де Ресто называет философом: «Я старательно собрал сведения о том человеке, которому вы обязаны своим положением... и из всех моих сведений видно, что этот Гобсек - философ из школы киников». Не слишком высокая оценка для ростовщика, у которого только один Бог - Нажива?
Гобсек саркастически говорит Дервілю: «У меня принципы менялись сообраВНО обстоятельствам, - приходилось менять их в зависимости от географических широт. То, что в Европе вызывает восторг, в Азии карается. То, что в Париже считают пороком, за Азорскими островами признается необходимым. Нет на земле ничего прочного, есть только условности, и в каждом климате они различны».
Пифагорейцы
Одной из самых известных философских школ античного мира была школа киников. Ее в IV в. до н. э. основал Антисфен Афинский, который преподавал в гимнасии Кіносарг (Остроглазому пес) при храме Геракла. Антисфен считал, что жить нужно так, как живет собака: сочетать простоту жизни с презрением к условностям. Главной задачей философии пифагорейцы считали познание внутреннего мира человека. Самоограничение и независимость существования, в частности, от семьи, общества и государства - это то, к чему стремились эти философы. Они признавали только практический разум, что был тесно связан с житейской мудростью. Вместе с тем пифагорейцы должны быть верными, храбрыми и благодарными.
Самым известным философом-киником является Диоген из Синопа (около 408-323 pp. до н.э.), который жил в глиняной бочке для воды на афинской площади. Он считал себя гражданином Вселенной, а не государства - полиса. Диоген жил чрезвычайно скромно, даже аскетично. О нем существует много легенд. Говорят, как-то удивлены афиняне Диогена спросили, почему он просит милостыню... у статуи. Диоген невозмутимо ответил, что хочет так приучить себя к тому, что люди часто не удовлетворяют его просьбу.
Ж. К. Жером. Диоген из Синопа. Фрагмент. 1860г.
Стоит заметить, что такой монолог героя в произведении Бальзака не случаен. Этот знаток общества глубоко исследовал его моральное состояние. Представление писателя о содержании современной ему жизни, о факторах, управляющих современным человеком, лучше всего можно сформулировать словами, которые он вкладывает в уста каторжника Вотрена, что поучает молодого студента: «Выскочить в люди - вот задача, которую стремятся решить 50 000 молодых людей в вашем положении. И вы - единица в этой сумме. Подумайте, какие усилия потребуются от вас, насколько ожесточенной будет борьба! Вы будете пожирать друг друга, как пауки! Принципов нет, а есть события; и законов нет, а есть исключительно обстоятельства, к которым приспосабливается умный человек, чтобы торговать ими по-своему. Порок теперь в силе, а таланты редки. Честность ни на что не годится. Надо врезаться в эту толпу, словно бомба, или прокрасться в нее, как язва» («Отец Горио»).