ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

 

Федор Достоевский 1812 - 1881

 

ЗНАТОК ТАЙН ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ

Ф. Достоевский является одним из гениев человечества. Сила его произведений заключается в освещении тех философских и нравственных проблем, которые в XIX в. еще только зарождались. Именно в связи с Достоевским говорят о пророческую миссию литературы, о предвосхищение, опережение писателями XIX в. будущих кризисных явлений гуманитарного характера, таких как потеря ценностных ориентиров, смысла жизни, веры, усиление эгоистического начала личности, насилие в его самых ужасных формах. Все это, увы, стало реальностью для мира в XX в., и творчество Достоевского является предостережением будущим поколениям.

С именем Достоевского связано искусство высокой интеллектуальной напряженности, философского размаха, утонченного психологического анализа внутреннего мира личности. По силе проникновения в тайны бытия, по масштабности поднятых универсальных общечеловеческих вопросов российского писателя сравнивают с Данте, Шекспиром, Сервантесом, Руссо, Гете. Заостренное внимание к человеку во всех проявлениях ее праведной и грешной натуры, надежда на восстановление человеческого даже в самом примитивном, пропащему індивідуумі определяют авторскую позицию Достоєв - ского и центральный направление его духовных исканий.

С течением времени становится все более очевидной мысль о том, что Достоевский не «жестокий талант», не «злой гений наш», как писала о нем критика XIX - начала XX вв. Суть его творчества лаконично и точно выразил М. Добролюбов, определив как общую черту всех произведений писателя «боление за человека». Творчество Достоевского является одним из стимулов развития екзистенціалістської философии, этики и эстетики XX в. Основательно освещены им темы трагического одиночества человека, «разорванной», противоречивой сознания и подсознания обусловили развитие литературы в новом направлении. От Достоевского шли в своем понимании катастрофического состояния мира российские (Г. Бердяев, В. Соловьев, Л. Шестов, В. Розанов, Д. Мережковский) и западноевропейские писатели-философы (Т. Манн, А. Камю, Ж.П. Сартр, Г. Белль). Достоевский открыл новые пути в искусстве, новый тип художественного сознания. Под его пером реалистический русский роман 40-70-х годов XIX в. приобрел черты универсального философского исследования мира и человека.

Смелый экспериментатор, новатор, Ф. Достоевский, по словам известного литературоведа М. Бахтина, совершил «Коперників переворот» и в области жанров, став творцом проблемного идеологического полифонического романа, то есть романа, в котором «голоса» героев приобретают равноценного, автономного и независимого от авторской точки зрения звучания. В мировой литературе появился новый герой - носитель философской идеи или даже целостной философской теории, которую он проверяет ценой всей своей жизни, испытывая на себе благородную или губительное действие тех или иных теоретических концепций. Герой Достоевского проходит все круги Дантова ада в поисках ответов на «проклятые вопросы» человеческого существования. Он чувствует универсальные и общие вопросы как глубоко личные, как такие, что требуют неотложного решения.