ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

ПРОСВЕЩЕНИЕ

Иоганн Вольфганг Гете «Фауст»

 

Иоганн Вольфганг фон Гете (1749-1832) родился 28 августа 1749 года во Франкфурте-на-Майне. Он был одним из восьми детей в своей семье, правда, лишь он и его сестра Корнелия остались среди живых. Поэт писал, что именно атмосфера его детства во многом способствовала развитию его таланта и была неисчерпаемым источником вдохновения. Его отец, юрист Иоганн Каспар Гете, был родом из северных районов Германии. Выйдя на пенсию, он получил возможность наслаждаться жизнью, путешествовать, изучать искусство и вообще жить в свое удовольствие. Иоганн Гете собрал в своем дома прекрасную библиотеку и целую картинную галерею. Мать Гете, Катарина Элизабет Текстор, была дочерью бургомистра Франкфурта, и именно она ввела сына в высшие круги этого свободного города. Контраст в воспитании родителей и различие в их характерах отразились и на сыне: Гете сочетал в себе интеллектуальный снобизм севера и яркую, даже театральную эмоциональность юга. Счастливы картины своего детства писатель изобразил в автобиографии «Поэзия и правда».

В 1765 году Гете отправили к Лейпцигский университет изучать право, но вскоре предпочел изучению литературы в новом университете Геттингена, где преобладал английский влияние. В Лейпциге Гете начал писать стихи и написал несколько стихов в древнегреческой традиции.

Пребывания Гете в Лейпциге было прервана тяжелой болезнью, в результате которой осенью 1768 года он был вынужден вернуться домой. За время болезни молодой поэт увлекся религией, мистикой, алхимией, астрологией и оккультизмом, что позже нашло свое отражение в «Фаусте». После выздоровления Гете решил продолжить изучение права в Страсбурге. Это решение в корне изменило его жизнь. Дело в том, что Страсбург, немецкий столица французской провинции, был полной противоположностью Лейпцигові, там все было проникнуты духом немецкой готики. В Страсбурге Гете познакомился с Иоганном Готфридом Гердером, ведущим критиком и идеологом движения «Буря и натиск» («Sturm und Drank»), который повлиял на становление Гете как поэта. В 1771 году Вольфганг Гете вернулся во Франкфурт. В 1773 году вышла в свет его первая поэма «Гец фон Берлихинген».

Во Франкфурте Гете занялся адвокатской практикой, одновременно занимая должность редактора местной газеты «Frankfurter Gelehrte Anzeigen». Вскоре он стал судьей верховного суда империи в Вецларе. Однако поэт не смог оставить литературу, и за период с 1771 по 1775 год увидели свет такие произведения поэта, как «Страдания молодого Вертера», «Цезарь», «Прометей», «Прафауст» (первый вариант «Фауста») т.д.

В 1775 году Гете переехал в Веймара. Этот город стал второй родиной поэта, который оставался там до конца жизни.

Гете становится советником молодого герцога Карла Августа при Веймарском дворе. Он принимает на себя ряд государственных обязанностей, становится первым министром герцога, получает титул тайного советника, ведает прокладкой дорог, набором рекрутов, государственными финансами, общественными работами, горнорудными проектами и т.д., изучает геологию, мінералогію, ботанику и сравнительную анатомию. Кроме того, Гете находится в самом центре высшего общества: он - неутомимый затейник и организатор балов, маскарадов, розыгрышей, любительских спектаклей, охот и пикников, попечитель парков, архитектурных памятников и музеев. Многочисленные служебные обязанности Гете серьеВНО препятствуют завершению начатых им крупных произведений - «Вильгельма Мейстера», «Егмонта», «Ифигении» и «Тассо».

В сентябре 1786 года Гете отправился в долгосрочное путешествие в Италию, где посетил греческие храмы, церкви Палладії, Флоренцию. Основным литературным результатом этой поездки стал сборник «Римские элегии» (1788-1789).

После возвращения из Италии Гете упал в глубокую депрессию, вызванную полной изоляцией. Именно в этот тяжелый момент он начал активно общаться с Шиллером, который предложил ему работать в новом журнале «Оры». Произведения Гете следующих лет написаны под влиянием Шиллера и являются образцами классической литературы - «Герман и Доротея», «Ахиллес», «Театральное призвание Вильгельма Мейстера». Именно Шиллер Гете заставил продолжить работу над «Фаустом».

Постоянное и тесное общение Гете с Шиллером, обсуждение творческих планов и их совместное осуществление, например, создание сатирического цикла «Ксении» (1796), приводит к дружественного соревнования в написании баллад. Благодаря этому соревнованию появляются «Лесной царь» (Ег1кбпі§), «Коринфская невеста» и др., стихи, написанные в традициях страшной мрачной баллады. Источниками этих произведений служат античные мифы и средневековые переводы.

В 1805 году Шиллер умер от туберкулеза. Гете настолько тяжело переживал эту трагедию, что считал, будто со смертью Шиллера умерла часть его самого. Очередной период душевного одиночества привел Гете к новому направлению в литературе - романтизма, который тогда процветал в Вене. Несмотря на то что Гете считал романтическую литературу любительской, он нашел в ней немало нового. В 1809 году он написал роман «Выборочная родство».

Последние годы жизни Гете провел в Веймаре. Небольшое местечко стало центром паломничества молодых литераторов, которые желали познакомиться с живым классиком. В 1821-1829 годах Гете работал над «Годы учения Вильгельма Мейстера» и завершил трагедию «Фауст», которая стала вершиной его творчества и одним из произведений, которые оказали колоссальное влияние на всю следующую литературу.

В трагедии «Фауст» Гете воплотил весь свой жизненный опыт. В ее основу была положена немецкая легенда XVI ст., о мага и чернокнижника, который заключил сделку с дьяволом. Но старинный сюжет был для Гете лишь поводом, для того чтобы выразить свои размышления над болезненными вопросами современности.

Долгий и трудный путь проходит Фауст, прежде чем в столетнем возрасте постигает истину:

Лишь тот жизни и свободы достоин,

Кто бьется каждый день за них.

Его история является сложной и фантастической. Но после того, как она была воссоздана гениальным поэтом, ни одна мыслящий человек на земле не могла обойти этого высокого духовного образца дерзания.

Одна из самых популярных легенд Средневековье - легенда о докторе Фаусте. Ее герой - лицо историческое, о чем свидетельствуют многочисленные воспоминания его современников. Ученые по-раВНОму объясняют происхождение его фамилии. Одни утверждают, что оно .походить от немецкого Faust, что в переводе означает кулак, другие видят в нем псевдоним, образованный от латинского Faustus - счастливый. Этот псевдоним подчеркивал успешный характер деятельности ученого, мага, астролога, прорицателя. Сам Фауст называл себя и врачом, и хиромантом. Следовательно, с точки зрения лютеранской церкви, он стремился неположенных знаний, а значит, заслуживал порицания, был грешником, потому что с точки зрения человека того времени эти знания можно получить лишь в союзе с дьяволом. Письменные источники сообщают также, что Фауст был профессором, читал лекции в разных университетах, имел учеников и последователей. Еще при жизни ученого ходили разные рассказы о его поступках, в которых видели нечто необычное, фантастическое. Погиб исторический Фауст около 1540 года вследствие неожиданной катастрофы, которая поразила современников (вероятно, это был взрыв в лаборатории ученого). Это последнее событие в жизни ученого предоставила дальнейшего импульса развития легенды. Фауст становится популярным любимым героем народной легенды. Его образ в легенде несет на себе отпечаток времени. Он человек, который ради знания готова разбираться с нечистой силой, и поэтому в конце легенды дьявол уносит Фауста в ад. В то же время он типичный представитель эпохи Возрождения, смелый и бесстрашный искатель тайных знаний и запрещенных путей получения этих знаний.

Главная суть фаустівського сюжета - жажда безграничного знания, любознательность, свобода духа - привлекала многих писателей последующих эпох и предопределило мировую популярность образа Фауста.

Гете с его тонким восприятием старины, почувствовал красоту и значимость этого сюжета еще в юности. Писатель отдал основной книге 62 года своей жизни. Бесспорно, Гете знал не только легенду о Фаусте, но и литературные обработки. Но Гетевський Фауст наделен чертами человека не Средневековья, а также эпохи Возрождения. Видимо, поэтому всю культуру новой эпохи немецкий мыслитель Шпенглер определил как «фаустівську».

Образ Фауста в поэме олицетворяет все человечество, но при этом он не является идеальной личностью. Фауст не доволен знаниями, которыми он владеет и хочет большего. Именно в такие минуты он обращается к Библии и начинает ее переводить, но не соглашается с первыми же словами. Отчаяние героя настолько велик, что он решает покончить жизнь самоубийством. Мефистофель находит Фауста в его кабинете, где тот бьется над раскрытием тайн мира, и заключает с ним сделку. Он удовлетворит любые желания и прихоти ученого, ни в чем не препятствовать. Но в тот момент, когда Фауст почувствует вполне довольным жизнью и счастливым, он должен умереть, а душа его будет принадлежать Мефістофелю. И это будет плата за земное блаженство.

Впоследствии Мефистофель возвращает нашем герою молодость, и в результате тот влюбляется в молодую красивую девушку Гретхен (эта сюжетная линия - любовь Фауста и Маргариты - является нововведением. В. Гете). Мефистофель считает, что именно в этом Фауст найдет ту прекрасную минуту, но заблуждается. Сначала по воле Мефистофеля умирает мать Гретхен, а потом и брат Валентин. Молодая девушка наказывает себя за эти смерти и попадает в тюрьму.

Маргарита - простая, скромная девушка. Но именно эта простота и наивность, весь тихий семейный уклад ее дома завораживают Фауста. Мефистофель надеется, что, увлекшись Маргаритой, Фауст забудет о своих поисках. Он не понимает того, что искреннее, глубокое чувство Фауста есть проявлением тех самых поисков. Маргарита для него олицетворяет красоту и полноту самого жизнь - это то счастье, о котором он мечтал. Ее непосредственность и простота, чувственность и нежность для него является воплощением самой природы.

Фаусту показалось, что встреча с Маргаритой принесет счастье, ведь в этой девушке будто сочетаются идеалы и жизнь. Но это было трагической ошибкой. Мир Маргариты оказался маленьким миром девушки из провинциальной немецкой глуши.

В финале первой части Маргарита, которую бросил Фауст, которая убила своего ребенка и сошла с ума от горя, ждет казни. Героиней владеют противоречивые чувства. Она с перепугу принимает Фауста за палача, на коленях просит его сжалиться, рассказывает о своем ребенке. В то же время при мысли о Фаусте ее окутывает волна радостных и горьких воспоминаний. Ее сознание омрачена, она не понимает обращенных к ней слов. Ужас охватывает Маргариту с появлением Мефистофеля, в полном отчаянии она отталкивает Фауста. Она сама стала жертвой того мира, к которому принадлежала. Страх перед осуждением обывателей, страх перед церковным покаянием толкает ее на убийство своего «незаконного» ребенка. Но и Фауст разделяет вину за ее гибель. Он тяжело переживает последствия сделанного им неверного шага. Теперь он понимает, насколько велика ответственность каждого человека перед другим человеком.

Несмотря на все мольбы Фауста бежать из им Маргарита не соглашается, потому что считает себя виновной и умирает в тюрьме. Но даже несмотря на все ее грехи душа Маргариты попадает в рай. Фауст тяжело пережил смерть Гретхен, но не прекратил поисков истины.

Итак в первой части своего произведения Гете в основном провел своего героя через те испытания, которые известны из легенды.

Во второй части произведения Фауст служит при дворе императора и предоставляет ему различные услуги с помощью всесильного Мефистофеля. От брака с древнегреческой красавицей Еленой Прекрасной в него рождается сын Евфоріон, который впоследствии погибает. Фауст пытается вырастить в колби человека - Гомункулуса, но тот тоже погибает. Жизнь Фауста подходит к концу, ему 100 лет. Он мечтает о свете и счастливые города, которые, по его желанию, должны появиться для людей. Фауст спешит с работами. Наконец, герой испытывает миг наивысшего жизненного удовлетворения. Больше Фаустові ничего желать. Он умирает, но его душа попадает в рай и встречается с душой Маргариты. Она уже простила ему и любит его, как и раньше.

Фауст много страдал, постоянно сомневался и искал, находил и терял, часто испытывал недовольство. Только среди природы, ощущая его частью себя, он воспринимает мир как гармонию. Жизнь принесло ему короткие моменты счастья и долгие годы страдания и отчаяния, но все это было не зря. В конце своей жизни Фауст это понял. Следовательно, в второй части Гете отошел от легенды, логически развивая характер человека, которая видела свое призвание в активном поиске истины и смысла бытия.