ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

ПРОСВЕЩЕНИЕ

 

Просвещение как литературная эпоха

 

Просвещение - так называют интеллектуальное и духовное движение конца XVII - начала XIX в. в Европе и Северной Америке. Он оказался естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиоВНОго миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи Иммануила Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Еnlиghtemment; фр. Lеs Lumieres; нем. Аufklärung; ит. Иlluminismo), восходит к древней религиоВНОй традиции, закрепленной как в Старом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация предусматривает просветления человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума.

Просвещение зародилось в Англии в конце XVII в. в сочинениях его основателя Дж. Локка и его последователей были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учении о естественном праве, изложенном в «Двух трактатах о государственном правления» Дж. Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми.

В XVIII в. центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами были Шарль Монтескье и Вольтер. В трудах Монтескье получило дальнейшего развития учения Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В «Персидских письмах» (1721) Монтескье определил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Вольтер был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы. Он выступал против религиоВНОго фанатизма и кощунства, церковного догматизма и господство церкви над государством и обществом.

На втором этапе французского Просвещения основную роль сыграли философ и писатель Дени Дидро и другие ученые-энциклопедисты.

их труд «Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751-1780) была первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали последний уровень знаний. В создании «Энциклопедии» активно участвовали Вольтер, Кондильяк, Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи из конкретных областей знания писали специалисты - ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигура Же.-Ж. Руссо. Он стал самым известным популяризатором идей Просвещения. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном договор, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. За ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое он обязан выполнять согласно народной воли. Если он эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или забирать данную им власть. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец XVIII - нач. XIX ст.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению предоставляет немецкая литература и философская мнение. Немецкие просветители были духовными наследниками идей английских и французских мыслителей, но в их произведениях, они трансформировались и приобрели глубоко национального характера. Самобытность национальной культуры и языка утверждал Иоганн Готфрид Гердер. Его основное произведение «Идеи к философии истории человечества» (1784-1791) стал первой основательной классической трудом, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской мысли. Философским поискам европейского Просвещения была созвучна творчество многих немецких писателей. Вершиной всемирно известного немецкого Просвещения стали произведения Фридриха Шиллера, Г. Е. Лессинга и особенно «Фауст» Иоганна Вольфганга Гете. В формировании идей Просвещения важную роль сыграли философы Г. В. Лейбниц и Иммануил Кант.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «ум». Ум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного строя, так и самой себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, усовершенствовать. Таким образом такое мнение основывается идея прогресса, что представлялся как неотвратимый ход истории с тьмы невежества в царство разума. Высочайшей и формой деятельности разума считали научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематического и научного характера. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я. Роггевена, Джеймса Кука, Л. А. Бугенвиля, Же. Ф. Лаперуза положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику сделал Карл Линней. В работе «Виды растений» (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж. Л. Будянский ввел в научный оборот термин «биология», обозначил им «науку о жизни». Ш. Ламарк) выдвинул первую теорию эволюции. В математике Исаак Ньютон и Г. В. Лейбниц почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное счисления. Основатель современной химии А. Л. Лавуазье составил первый перечень химических элементов.

Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросу воспитания и образования. Отсюда - сильное дидактическое начало, что проявляется не только в научных трактатах, но и в литературе. Романом воспитания можно назвать «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (1719) Даниэль Дефо. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. Руссо, в отличие от других современников, осознавал ограниченность ума. В трактате «О науке и искусстве» (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762) и в романе «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) он развивал идею естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободной при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются в нее позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей нужно воспитывать в изоляции от общества, сам на сам с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому XVIII в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, которые повествуют о преобразовании мира по законам разума и справедливости. Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», в котором развенчиваются такие основные идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественном человеке.

В художественной культуре Просвещения не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно сосуществовали раВНОобразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, передромантизм. Происходило изменение в иерархии жанров. Исторический и мифологический живопись «большого стиля» XVII века уступил место картинам на бытовые и поучительные темы (Ж. Б. Шарден, В. Хогарт, Же. Б. Грез). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т. Гейнсборо, Д. Рейнольдс). Изменялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли литература и музыка, возросла роль театра.

Литература Просвещения вырастает из классицизма XVII в., следуя его рационализм, представление о воспитательной функции литературы, внимание к взаимодействию человека и общества. По сравнению с литературой предыдущего века, в просветительской литературе герой литературного произведения уже не является «героем» в смысле владения исключительными свойствами и не занимает высших ступеней в общественной иерархии. Он остается «героем» только во втором смысле слова - центральным действующим лицом произведения. Читатель может отождествлять себя с таким героем, ставить себя на его место; этот герой ни в чем не выше обычного, среднего человека. Но этот герой, чтобы привлечь интерес читателя, имел действовать в не знакомой читателю обстановке, в обстоятельствах, которые пробуждают воображение читателя. Поэтому с этим «обычным» героем в литературе XVIII в. еще происходят чрезвычайные происшествия, интересные события, ведь для читателя XVIII в. они и оправдывали рассказ об обычном человеке, именно в них заключалась увлекательность литературного произведения. Приключения героя могут разворачиваться в раВНОм пространстве, близко или далеко от его дома, в привычных общественных условиях или в неєвропейському обществе, а то и вне общества вообще. Но неизменно литература XVIII в. обостряет и нарушает, показывает крупным планом проблемы государственного и общественного устройства, места личности в обществе и влияния общества на отдельную личность.

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К. В. Глюком, опера становится синтетическим искусством, которое сочетает в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действо. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество Вольфганга Амадея Моцарта.

В театре возникает новый жанр буржуаВНОй драмы и комедии, в которых выведен на сцену новый герой, представитель третьего состояния - в пьесах Пьера Огюста Бомарше «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784), Карло Гольдони «Слуга двух господ» (1745, 1748) и «Трактирщица» (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Г. Б. Шеридана, Г. Филдинга, К. Гоцци.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивался в различных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с ее политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.