ПРОСВЕЩЕНИЕ
Просвещение как литературная эпоха
Просвещение - так называют
интеллектуальное и духовное движение конца XVII - начала XIX в. в Европе и Северной
Америке. Он оказался естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма
начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от
религиоВНОго миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию
познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи Иммануила
Канта «Ответ на вопрос: что такое Просвещение?» (1784). Корневое слово
«свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Еnlиghtemment; фр. Lеs Lumieres; нем. Аufklärung; ит. Иlluminismo), восходит к древней религиоВНОй
традиции, закрепленной как в Старом так и в Новом Заветах. Это и
отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света.
Сама христианизация предусматривает просветления человечества светом учения Христа.
Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря
о просвещении человека светом разума.
Просвещение зародилось в Англии
в конце XVII в. в сочинениях его основателя Дж. Локка и его последователей
были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо»,
«естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор».
В учении о естественном праве, изложенном в «Двух трактатах о государственном
правления» Дж. Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство,
неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и
неотъемлемыми.
В XVIII в. центром просветительского
движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными
фигурами были Шарль Монтескье и Вольтер. В трудах Монтескье получило дальнейшего
развития учения Локка о правовом государстве. В трактате «О духе законов» (1748)
был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В
«Персидских письмах» (1721) Монтескье определил тот путь, по которому должна была пойти французская
просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Вольтер был идеологом
просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы.
Он выступал против религиоВНОго фанатизма и кощунства, церковного догматизма
и господство церкви над государством и обществом.
На втором этапе французского
Просвещения основную роль сыграли философ и писатель Дени Дидро и другие
ученые-энциклопедисты.
их труд «Энциклопедия, или
Толковый словарь наук, искусств и ремесел» (1751-1780) была первой научной
энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических
наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В
большинстве случаев, статьи были основательными и отражали последний уровень
знаний. В создании «Энциклопедии» активно участвовали Вольтер, Кондильяк,
Гельвеций, Гольбах, Монтескье, Руссо. Статьи из конкретных областей знания писали
специалисты - ученые, писатели, инженеры.
Третий период выдвинул фигура Же.-Ж.
Руссо. Он стал самым известным популяризатором идей Просвещения. Руссо
предложил свой путь политического устройства общества. В трактате «Об общественном
договор, или Принципы политического права» (1762) он выдвинул идею народного
суверенитета. За ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое
он обязан выполнять согласно народной воли. Если он эту волю
нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или забирать данную им власть.
Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой
французской революции.
Период позднего Просвещения
(конец XVIII - нач. XIX ст.) связан со странами Восточной Европы, Россией и
Германией. Новый импульс Просвещению предоставляет немецкая литература и философская
мнение. Немецкие просветители были духовными наследниками идей английских и
французских мыслителей, но в их произведениях, они трансформировались и приобрели
глубоко национального характера. Самобытность национальной культуры и языка
утверждал Иоганн Готфрид Гердер. Его основное произведение «Идеи к философии
истории человечества» (1784-1791) стал первой основательной классической трудом, с которой
Германия вышла на арену мировой историко-философской мысли. Философским
поискам европейского Просвещения была созвучна творчество многих
немецких писателей. Вершиной всемирно известного немецкого Просвещения
стали произведения Фридриха Шиллера, Г. Е. Лессинга и особенно «Фауст» Иоганна
Вольфганга Гете. В формировании идей Просвещения важную роль сыграли
философы Г. В. Лейбниц и Иммануил Кант.
На протяжении всего развития
Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «ум».
Ум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного строя, так
и самой себя. И то, и другое можно изменить к лучшему, усовершенствовать. Таким образом
такое мнение основывается идея прогресса, что представлялся как неотвратимый ход истории с
тьмы невежества в царство разума. Высочайшей и формой
деятельности разума считали научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия
приобретают систематического и научного характера. Географические открытия в Тихом
океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я. Роггевена,
Джеймса Кука, Л. А. Бугенвиля, Же. Ф. Лаперуза положили начало планомерному
изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие
естественных наук. Большой вклад в ботанику сделал Карл Линней. В работе «Виды
растений» (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные
латинские наименования. Ж. Л. Будянский ввел в научный оборот термин «биология»,
обозначил им «науку о жизни». Ш. Ламарк) выдвинул первую теорию эволюции. В
математике Исаак Ньютон и Г. В. Лейбниц почти одновременно открыли дифференциальное
и интегральное счисления. Основатель современной химии А. Л. Лавуазье составил первый
перечень химических элементов.
Характерной особенностью научной
мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование
достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.
Задача просвещения народа, которую ставили
перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросу воспитания и
образования. Отсюда - сильное дидактическое начало, что проявляется не только в научных
трактатах, но и в литературе. Романом воспитания можно назвать «Жизнь и удивительные
приключения Робинзона Крузо» (1719) Даниэль Дефо. О решающей роли воспитания
говорили и французские просветители. Руссо, в отличие от других современников,
осознавал ограниченность ума. В трактате «О науке и искусстве» (1750) он
подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью
прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры.
С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В
произведении «Эмиль, или О воспитании» (1762) и в романе «Юлия, или Новая Элоиза»
(1761) он развивал идею естественного воспитания на основе использования природных
способностей ребенка, свободной при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые
формируются в нее позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей
нужно воспитывать в изоляции от общества, сам на сам с природой.
Просветительская мысль направлялась
на конструирование моделей как идеального государства в целом, так и идеальной
личности. Поэтому XVIII в. может называться «золотым веком утопии». Европейская
культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, которые
повествуют о преобразовании мира по законам разума и справедливости. Одновременно
как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Джонатана Свифта «Путешествия
Гулливера», в котором развенчиваются такие основные идеи Просвещения, как абсолютизация
научных знаний, вера в закон и естественном человеке.
В художественной культуре Просвещения не
было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно сосуществовали
раВНОобразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, передромантизм.
Происходило изменение в иерархии жанров. Исторический и мифологический живопись
«большого стиля» XVII века уступил место картинам на бытовые и
поучительные темы (Ж. Б. Шарден, В. Хогарт, Же. Б. Грез). В жанре портрета
наблюдается переход от парадности к интимности (Т. Гейнсборо, Д.
Рейнольдс). Изменялось соотношение различных видов искусства. На первый план
вышли литература и музыка, возросла роль театра.
Литература Просвещения вырастает из
классицизма XVII в., следуя его рационализм, представление о воспитательной функции
литературы, внимание к взаимодействию человека и общества. По сравнению с литературой
предыдущего века, в просветительской литературе герой литературного произведения
уже не является «героем» в смысле владения исключительными свойствами и не занимает
высших ступеней в общественной иерархии. Он остается «героем» только во втором
смысле слова - центральным действующим лицом произведения. Читатель может отождествлять себя
с таким героем, ставить себя на его место; этот герой ни в чем не выше
обычного, среднего человека. Но этот герой, чтобы привлечь интерес читателя, имел
действовать в не знакомой читателю обстановке, в обстоятельствах, которые пробуждают воображение
читателя. Поэтому с этим «обычным» героем в литературе XVIII в. еще происходят
чрезвычайные происшествия, интересные события, ведь для читателя XVIII в. они и
оправдывали рассказ об обычном человеке, именно в них заключалась увлекательность литературного
произведения. Приключения героя могут разворачиваться в раВНОм пространстве, близко или далеко
от его дома, в привычных общественных условиях или в неєвропейському обществе,
а то и вне общества вообще. Но неизменно литература XVIII в. обостряет
и нарушает, показывает крупным планом проблемы государственного и общественного устройства,
места личности в обществе и влияния общества на отдельную личность.
В эпоху Просвещения происходит
небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К. В. Глюком,
опера становится синтетическим искусством, которое сочетает в одном спектакле музыку, пение и
сложное драматическое действо. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является
творчество Вольфганга Амадея Моцарта.
В театре возникает новый жанр
буржуаВНОй драмы и комедии, в которых выведен на сцену новый герой, представитель
третьего состояния - в пьесах Пьера Огюста Бомарше «Севильский цирюльник» (1775) и
«Женитьба Фигаро» (1784), Карло Гольдони «Слуга двух господ» (1745, 1748) и
«Трактирщица» (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Г.
Б. Шеридана, Г. Филдинга, К. Гоцци.
Просветительское движение, имея общие
основные принципы, развивался в различных странах не одинаково. Становление
Просвещения в каждом государстве было связано с ее политическими, социальными и
экономическими условиями, а также с национальными особенностями.