ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Новейшая история зарубежной литературы

СОВРЕМЕННЫЙ ПРОЦЕСС. СООТНОШЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ РАЗЛИЧНЫХ СТИЛЕЙ, НАПРАВЛЕНИЙ И ТЕЧЕНИЙ

3. П. Коэльо. Исследование проблем человеческого бытия

Пауло Коэльо (род. 1947 г.)

 

На сегодняшний день Пауло Коэльо вошел в число самых популярных и известных современных писателей. Его признали «алхимиком слова» в 117 странах мира.

Родным городом Коэльо стал Рио-де-Жанейро, где он родился 24 августа (в один день со своим литературным кумиром X. Л. Борхесом, только значительно позже) 1947 года в семье среднего достатка. Его отец Педро был инженером, а мать Ліхія - домохозяйкой.

В детстве П. Коэльо имел сложный характер, не поддавался влиянию других, был не такой, как все. Имел собственные вкусы, убеждения. Родители отдали мальчика в иезуитский колледж Сан-Игнасио, стремившихся изменить убеждения сына. Там он без всякого интереса и энтузиазма изучал молитвы и познавал смысл религиозных ритуалов. Несмотря на отвращение к молитв и месс, будущий писатель получил в этой школе, и некоторые полезные уроки. Тогда он еще не осознавал, что это - знак, однако именно здесь он чувствовал свое предназначение - стать писателем.

Первую литературную награду Пауло получил еще на школьном поэтическом конкурсе. Сестра писателя Соня вспоминала, что однажды ей дали награду за произведение, брат выбросил в мусорную корзину.

У родителей было совсем другое представление о будущем своего сына. Они не могли понять, как физически развитый человек может выбрать профессию поэта, ведь это означало быть нищим, потому настаивали, чтобы Пауло стал инженером, и всячески отговаривали его от намерения стать писателем. Несокрушимость позиций родителей, а также роман Генри Миллера «Тропик Рака», который прочитал в то время П. Коэльо, пробудили в юноше дух неповиновения. Он умышленно начал нарушать правила поведения, сложившиеся в семье. Отец увидел в этих шалостях проявления душевной болезни. К своему восемнадцатилетию Пауло дважды побывал в психиатрической больнице, где ему пришлось испытать на себе действие електрошокової терапии. Его обвинили в гомосексуализме и зависимости к наркотикам. Позже родители пожалели, что так поступили, и новіть просили прощения у сына.

Впоследствии П. Коэльо познакомился с членами небольшой театральной группы и увлекся журналистикой. Страсть к творчеству подтолкнула его к созданию своего журнала, однако были напечатаны только два его номера. Театр, радио, рок-группа, анархические тексты рок-песен, журналистские статьи «неопределенного направления» - это далеко не полный перечень того, чем он занимался, в поисках себя. В понимании простого обывателя театр даже был «центром» безнравственности и распущенности, поэтому обеспокоенные родители нарушили обещание не вмешиваться в жизнь сына и снова отправили его в психиатрическую больницу. Пауло вышел оттуда еще более замкнутым и сосредоточенным на своих убеждениях. В отчаянии родители обратились к другому врачу, и тот объяснил им, что их сын не сумасшедший и что его не следует держать в клинике, просто надо помочь ему научиться жить в этом мире. Через тридцать лет после этих событий писатель написал книгу «Вероника решает умереть».

Пауло Коэльо вернулся к учебе, и казалось, что наконец он смирился с судьбой, которую выбрали для него родители. Однако учеба длилась недолго. Это были 60 - е годы XX ст., когда по всему миру прокатился движение хиппи. Новые веяния не обошли и Бразилию - страну, в которой любое свободомыслие жестоко подавляли войска. Пауло отпустил длинные волосы и умышленно никогда не носил с собой удостоверение личности. Стремясь попробовать все «прелести» жизни хиппи, он некоторое время употреблял наркотики. Несмотря на то, что судьба его испытывала, в душе продолжала теплиться мечта стать писателем, звездой мировой величины.

Известный в Бразилии музыкант и композитор Рауль Сейхас предложил Пауло писать стихи в его песен. их второй альбом имел оглушительный успех и был распродан в количестве более 5 000 000 экземпляров. Впервые в жизни Коэльо получил значительную сумму денег. Впоследствии он вместе с друзьями выпустил серию комиксов, полных свободолюбивых идей. Диктаторский режим страны увидел в этом опасную угрозу, за что его и товарищей арестовали. Пауло выдвинули обвинения в том, что именно он был идеологом и автором сюжетов комиксов. Спастись писателю удалось благодаря тому, что он заявил о своем безумии и рассказал о пребывании в психиатрической клинике. Однако указанные события оставили глубокий след в душе Пауло.

В двадцать шесть лет он решил, что довольно с него «экспериментов» и что он, наконец, хочет стать «нормальным». Устроившись на работу в фирму звукозаписи, встретил свою будущую жену. В 1977 году супруги переехали в Лондон. Пауло приобрел себе печатную машинку и начал писать, однако без особого успеха. За год он вернулся в Бразилию, стал администратором в компании звукозаписи «Си-Би-Эс». Там работал всего три месяца, после чего развелся с женой и уволился с работы. Вскоре писатель встретил свою давнюю подругу Кристину Оїтісію, с которой впоследствии женился. Медовый месяц супруги провели в Европе, где, кроме всего прочего, посетили музей концлагеря в Дахау. Там писатель увидел видение - перед внутренним взором предстала какая-то человек. За два месяца он встретил этого человека в одной из амстердамских кофеен, они долго разговаривали, рассказывая каждый о своем жизненном опыте. Этот человек, имени которого Коэльо так и не узнал, посоветовал ему вернуться к католицизму и к доброй магии и совершить паломничество по дороге Сантьяго (средневековый путь паломника между Францией и Испанией).

Этот переломный период в жизни Пауло Коэльо получил название «путешествия». В Амстердаме он познакомился с представителями католического ордена RAM, выучил язык знаков. Именно эти знания, видимо, поднесли его «Алхимика» на мировой уровень. Согласно ритуалу ордена, Коэльо должен был пройти путь от Сантьяго до Компостелли, путь в 80 километров паломничества. Ему удалось его преодолеть. Такая длинная дорога была увенчана первой книге «Паломничество» (1987). После нее Коэльо написал роман «Алхимик»попал в Книгу рекордов Гиннеса и стал самой популярной, самой большой по тиражу книгой, написанной на португальском за всю историю литературы.

1998 год сделал писателя всемирно известным. Тираж книг Коэльо достигал 25 миллионов, а по некоторым данным - 65 миллионов.

«Когда я пишу книгу, я веду разговор с единственным человеком, которого по-настоящему знаю, - с самим собой, поэтому каждая книга для меня - это процесс самопознания», который состоялся в таких произведениях: «Алхимик», «Вероника решает умереть», «Воин Света», «Черт и госпожа Прим», «Пятая гора», «Брида», «У реки П'єдри я села и зарыдала», «Одиннадцать минут», «Валькирии», «Заир».

Латиноамериканский писатель хотел побывать в Украине давно, а поводом стал Форум книгоиздателей во Львове. «В первую очередь познакомился со страной. Я получаю много приглашений, выбираю те, которые меня интересуют. На данный момент у меня три приглашения: Барселона, Россия, Тулуза. На приглашение Украины просили ответить немедленно: или «нет», или «так». Я сказал: «Нет, надо сказать Так».

Автор культовых романов, переведенных, по некоторым источникам 52 языках, а по некоторым - 56 языках, автор начал визит с Киева.

Первый украинский переводчик произведений П. Коэльо Виктор Морозов отметил, что бразильский писатель впервые выразил желание посетить Украину два года назад, когда они познакомились на Московской книжной ярмарке.

На пресс-конференции Пауло Коэльо отметил: «Для меня большая радость приехать к вам на Украину. Тем более, что родились мы с ней в один день - 24 августа. Я чувствую, что повезу отсюда очень много. Я согласился написать пять статей об Украине для международной прессы. А в моей душе Украина уже написала свою книгу».

Отказавшись от услуг такси, Коэльо с удовольствием прошелся по Крещатику, раздавая автографы всем желающим.

Также мэтр побывал в клубах «Кукла» и «Волчок», посетил концерт группы «Аквариум». П. Коэльо не смог усидеть на месте, приплясывал вместе со своей «свитой» и даже пел. Возможно, в нем проснулся бывший рокер.

«Я всегда был миллионером, - говорил Пауло Коэльо - и тогда, когда был хиппи, и мог позволить себе поездки с 200 долларами в кармане из одной страны в другую. Я всегда мечтал зарабатывать деньги на путешествия. Но сегодня я путешествую бесплатно, за это платят». Чтобы больше узнать об Украине, он охотно общался с людьми.

Визит известного бразильского «алхимика слова» в качестве почетного гостя Форума издателей во Львове окутан легендами. Больше всего поразила его побег с церемонии открытия Форума во львовской Опере. Сам Коэльо на пресс-конференции, когда места еще одной любительской версии уже не должно быть, объяснил это желанием пообщаться с обычными людьми на улице. Также он хотел убедиться в достоверности слухи о небольшой народный ресторанчик, куда он и попал, и о песни и танцы, которые устроили ему тамошние поражены присутствуют.

Писатель, которого читали в 117 странах мира, а по некоторым данным - в 140 человек, которая «выросла из Генри Миллера, Борхеса, Блэка, Армадо, получил десятки престижных наград, членство в высших литературных клубах, колонки в престижных периодических изданиях мира. Его библиография, что составляет 13 книг - это достояние одиночества, как утверждал сам Пауло Коэльо.

«Я надеюсь остаться навсегда пилигримом. Писателем, что, согласно старинной традиции, читает по звездам и картах, черпает истории из самых разных источников, имеет отвагу погружаться в глубины непостижимого океана Духа и умеет делиться всем этим с людьми. Я католик и верю в чудеса. Литература - это испытание представь как автора, так и читателя. Когда я впервые решил оплатить цену собственной мечты - стать писателем, - я прекрасно осознавал правоту слов своей матери: в Бразилии не читает никто, я никогда не достигну успеха. Однако меня не испугала эта предостережение, поэтому я и боролся вопреки всему».

Вот такая загадочная, неординарная и интересная личность взошла на вершину славы художественной литературы постмодерна.

Его любили и ненавидели, читали и игнорировали, цитировали и отрицали, он интересовал, интриговал, завораживал и все же о нем говорили.

Альфредо Конде, испанский писатель, автор романа «Человек - волк» говорил: «Пауло Коэльо сейчас духовный лидер, и это свидетельствует о духовное обнищание миллионов людей. В истории были люди с устойчивыми взглядами, чем он. И Коэльо - массовый феномен...».

Умберто Эко, в свою очередь, отмечал: «У нас с Пауло различные философские точки зрения. Пауло пишет для тех, кто верит. Я пишу для людей, которые не верят. Тем самым я имею большую коллекцию раритетных книг по алхимии и интересуюсь этой темой. Однако я являюсь скептиком.» И ровно через пять лет Дмитрий Харатьян, российский актер, выразил собственное мнение - возражение оппоненту: «Мне помогают книги Пауло Коэльо. Можно как угодно относиться к этому автора, и я в последнее время читаю его книги на одном дыхании... Если не ходишь в церковь, не молишься, то надо хотя бы время от времени читать такую литературу. Считаем, что Коэльо большой молодец - в простой и доступной форме, как, например, Пушкин, говорит о мудрые вещи».

Видимо, метко высказался по этому поводу сам художник: «Может то, что я пишу, и не нравиться. А те, кому не нравится, пусть сделают лучше, а не критикуют других!»

Пауло Коэльо - известный общественный деятель. Он советник программы ЮНЕСКО «Духовная конвергенция и культурный диалог». Последние пять лет был почетным гостем Всемирного Экономического Форума (так, на очередной из них, который состоялся в Бразилии в 1998 году, были приглашены только П. Коэльо и президент республики Фернандо Энрике Кардозо), который отметил писателя своей самой престижной наградой. Кроме того, Коэльо - кавалер государственных наград Испании, Франции, Германии. Римский папа Иоанн Павел II принял Коэльо в Ватикане в апреле 1999 года. Он был первым мусульманским писателем, который посетил Иран после мусульманской революции 1979 года. После его визита в июне 2000 года министр по вопросам культуры и ислама Ирана Аятолла Махаджерані впервые разрешил публикацию его произведений.

На родине П. Коэльо был создан благотворительный Институт его имени, который финансировался исключительно из авторских гонораров. Институт поддерживал бездомных стариков и детей, финансировал изучение истории Бразилии, поддерживает духовную культуру страны.

Пауло Коэльо - раВНОсторонняя личность, на формирование которой оказывали влияние различные факторы. Как писатель, он занимал большое место в художественной литературе постмодернизма и был самым популярным писателем мира. В его художественном наследии читатель любого возраста смог найти для себя мудрые наставления и советы, которые никого не оставляли равнодушным.

«Одиннадцать минут». Это роман - притча о понимании главного в жизни и места человека в нем, о сущности человеческих отношений и самой жизни. Главная проблема произведения - проблема проституции. Она освещалась представителями разных эпох, стран, литературных периодов и направлений. Среди них были: П. Загребельный «Свпраксія», Панас Мирный «Гулящая», Ги де Мопассан «Пышка» и др. Однако ни один писатель еще не смог настолько тонко раскрыть образ проститутки, как это сделал Пауло Коэльо. Именно ему удалось не просто описать жизнь современной проститутки, а раскрыть ее внутреннее состояние.

Проблему освещены в довольно оригинальной форме: автор открыто, не стесняясь, раскрыл психологию молодой проститутки, но ее собственным словам, точнее заметками дневника.

Дневник - это раВНОвидность мемуарной литературы: записи о переживания, думы и события в жизни какого-то человека, сделанные ею самой в хронологической последовательности. Для литературоведов значительный интерес представляли дневники писателей: они давали богатый материал при изучении их жизни, гражданской и литературной деятельности, связей с жизнью, истории написания отдельных произведений и т.д. Таким был, например, дневник («Журнал») Т. Г. Шевченко, ведомый с 12 июня 1857 года по 13 июля 1858 года. В нем нашли глубокое отражение не только факты из жизни Кобзаря, но и его общественно-политические и эстетические взгляды.

Иногда дневник становился формой изложения материала в художественном произведении. При этом писатель создавал иллюзию того, будто сам персонаж в своих ежедневных заметках рассказывал о событиях своей жизни и размышления. Такая форма предоставляла большие возможности для раскрытия внутреннего мира, психологии героя. К ней обращались Является. Гребенка в «Записках студента», О. Кобылянская в «спящей Царевне» и др.

Роман «Одиннадцать минут» было построено в виде довольно необычного дневника. Главная героиня произведения-Мария шла к своей цели, несмотря на то, что ей пришлось стать проституткой.

В произведении присутствовали будто два человека: автор и персонаж. Первый рассказывал о Марии, о ее нелегкой судьбе, об ее мечты и желания, о ней в целом, а после каждого раздела помещал отрывки из дневника девушки, где она описывали свои размышления, переживания, чувства. Мария родилась в бедной семье, но много читала, имела свои взгляды, убеждения, мечты и цели. Она была знакома со всем, что касалось интеллекта, и не совсем разбиралась в жизни. Ее целью было понять, что такое любовь. Чтобы достичь этого она пошла «куда глаза глядят»» Знаю, что когда любила - чувствовала, что живу я, а то, что со мной сейчас, видимо, как не интересно, однако не вдохновляет».

Коэльо хотел не просто передать образ жизни и методы освоения ремесла «проституции» Марии, а донести до сознания читателя, что проститутка не просто существо, которое могла без эмоционально-выполнять свою работу, а человек, который тоже чувствовала, сопереживала.

Когда Мария познакомилась с художником, он первый увидел в ней женщину, в которой было что-то неземное, «от которой шло свет». Вот как об этом она говорила: «Раньше мои подруги підсміювались надо мной и моей девственностью, а теперь спрашивали, как это мне удалось управлять мужчинами? Я молча улыбалась, потому что знала, что эти лекарства хуже самой болезни: просто я не влюблена. С каждым прожитым днем я все больше и больше убеждалась в том, насколько мужчины слабы, ненадежны, как просто сбить с толку...».

Именно возлюбленный помог ей понять всю сущность человеческого бытия, саму себя, ведь «не ошибается тот, кто ничего не делает». Став для нее своеобразным духовным наставником, он научил ее жить, любить, чувствовать себя женщиной. Автор хотел подчеркнуть общечеловеческую ценность чистых человеческих отношений, о которых люди сегодня почти не вспоминали.

Роман «Одиннадцать минут» остался незавершенным с точки зрения автора, так и с точки зрения дневника. Возможно, это было связано с тем, что девушек с такой судьбой много. Ценность этого произведения заключалась в изображении сокровенного в жизни человека - чистоты человеческих взаимоотношений. Главная цель человеческого существования - осознание любви. Однако любви не в другом, а в самом себе, которую мы и пробудили. Для пробуждения такого чувства был необходим Тот, другой, тогда и Вселенная приобретал смысла, поскольку было с кем поделиться своими чувствами.

Пауло Коэльо всегда вносил долю своей жизни в свои произведения. «Я никогда не планирую своих книг. Это продукт моей жизни, моей истории. Я человек, который пишет о том, что уже почувствовала. Но не всегда в таком виде, как я его чувствую». Каждая книга для меня - это процесс самопознания. С каждой последующей я узнаю себя все лучше и лучше».

«Вероника решает умереть». Роман был напечатан в Бразилии в 1998 году. «До сентября я получил более 1200 писем с рассказами про похожие случаи и переживания» (речь шла о временах пребывания писателя в психиатрической клинике). В октябре некоторые из тем, которые были затронуты в книге - депрессия, паника, самоубийство, - обсуждали на конференции, что приобрела общенационального резонанса. 22 января следующего года сенатор Эдуардо Суплиси зачитал отрывки из моей книги на пленарном заседании, и это помогло Бразильскому конгрессу принять закон, который обсуждали уже в течение десяти лет, - закон о запрете насильственной госпитализации», - отмечал писатель.

Главная героиня произведения - Вероника, молодая, красивая, которая имела много поклонников, с которыми ей было весело. Она имела постоянную работу и семью, которая любила ее. Казалось, что у нее все было для счастья, однако молодая женщина чувствовала себя несчастной и считала, что ей чего-то недоставало в жизни. Утром 11 ноября 1997 года она решила наложить на себя руки, приняв большую дозу снотворного. Через некоторое время Вероника проснулась в больнице, где ей сообщили, что жить ей осталось несколько дней (сердце девушки было слабое).

В течение этих дней девушка заметила, что ее захватило бурная жизнь больницы. Она стала более внимательной и заботливой к пациентам. Ее взаимоотношения с людьми стали более понятными, и она начала осознавать, почему именно жизнь показалось ей таким бессодержательным. В таком стрессовом состоянии Вероника заметила в себе то, чего раньше никогда не замечала и не чувствовала: ненависть, страх, любопытство, любовь - даже пережила сексуальное пробуждение. Наперекор всем предрассудкам она поняла, что полюбила и снова захотела жить.

В романе писатель размышлял над двумя различными типами безумие - священным и возвышенным, призвав их оберегать. Произведение содержал размышления и о том, что было вызвано «горечью», отчаянием и усталостью, что с каждым прожитым днем увеличивались в душе каждого человека.

Роман «На берегу реки Рио-Пьедра села я и заплакала» был напечатан в Бразилии издательством «Рокка». Это произведение подтвердил международный статус писателя. В книге автор обратился к природной женской сущности. В центре романа - история Пилар, независимой, практической молодой женщины, утомленной поиском глубокого смысла жизни. Ее душу наполнил беспокойство после встречи с другом детства, ныне красавцем - преподавателем. Именно он сопровождал ее в путешествии французскими Пиренеями, волшебным краем, который издавна был пристанищем для святых провидцев и волшебников.

«Пятая гора» (1996) - своеобразный художественный апокриф, история духовного пророка Илии, который жил в IX в. до н. э. Спасаясь от преследования, 23-летний Илья вместе с молодой вдовой и ее сыном нашли убежище в прекрасном городе Акбар. Стремясь сохранить здравый смысл в хаосе тирании и войны, что окружали его, герой теперь вынужден выбирать между своей любовью и чувством долга.

В 1997 году была опубликована книга «Учебник воина света». Для миллионов людей она стала переворотом сознания и способствовала становлению духа в самом себе.

«Заир» - книга - исповедь человека, у которого пропала жена. Произведение автор посвятил своей жене Кристине, о чем свидетельствовала посвящение. Он перебирал в мыслях все возможные варианты - похищение, шантаж, - но только не то, что Эстер могла покинуть его, не сказав ни слова, что она могла просто разорвать их отношения. Все мысли героя были заняты исчеВНОвением Эстер. Он сам уверен, что сможет справиться со своей одержимостью, только если ему повезет разыскать свою жену.

П. Коэльо в произведении обратился к Библии, чтобы подчеркнуть глубину переживаний героя в процессе поиска: «Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяносто девять в пустыне и не пойдет на поиски утерянной, пока не найдет ее».

Герой, проведя своеобраВНОе «расследование», пришел к горькому выводу, что жена подготовилась к «исчеВНОвению» заранее: «Она забрала свой паспорт... И сняла деньги со счета».

Любовь мужчины было настоящим, потому что он любил в своей избранники только женское естество, он любил ее, как девушку, как женщину, как журналистку, как жену. Настоящая любовь помогала ему найти самого себя: «В женщинах, которых я любил, я всегда искал самого себя. Я смотрел в их свежие и чистые лица и видел в них собственное отражение». И в то же время герой пришел к выводу, что женщины, заметив у мужчины определенные недостатки, обычно начинали вести себя хуже, чем они были на самом деле. Поэтому этого не надо было допускать, а если такое случилось, то необходимо делать все возможное, чтобы «лицо мое стало таким же чистым, которую нее».

Название произведения довольно оригинальная и толковать ее надо было по - философски. В посвящении к роману писатель заметил, что, по утверждению Хорхе Луис Борхеса, понятие Заир связано с традицией ислама и возникло в XVIII в. Арабском языке оно означало что-то видимое, то, что не могло остаться незамеченным. То, что вступило однажды с нами в контакт, будет постепенно занимать все наши мысли до того времени, пока не вытеснит все остальное.

Из рассказа X. Л. Борхеса «Заир» П. Коэльо взял такие сведения: в Буэнос-Айресе Заир - это обычная монета размером в двадцать сентаво; в Гуджарате в конце XVIII ст. Заиром называли тигра; на Яве - слепого в мечети в Суракарті, которого верующие побили камнями; в Персии Заиром называлась астролябия, которую Надиршах приказал бросить в морские глубины; в тюрьмах Махди в 1892 году это был маленький компас.

Это заставило героя задуматься над тем, существовало на свете что-то такое, прикоснувшись к чему или увидев что-то, уже никогда об этом не забудешь, и оно заполнит все твои мысли. Для него это были не какие-то там предметы, существа или романтические метафоры. В его Заира было даже имя - это его Эстер.

Эстер тоже любила своего мужа, однако со временем исчезло что-то важное в их отношениях. Чтобы не видеть, как погибали их супружеская жизнь, она решила отправиться на край света.

 

Мастерство Пауло Коэльо:

 

• интерпретация автором библейских сказаний;

• философичность произведений;

• минимальность психологизма;

• лаконичность языка, отсутствие пейзажей, портретов, развернутой характеристики героев;

• схожесть сюжетов с произведениями художников мировой литературы;

• притчовий характер произведений;

• насыщенность произведений афоризмами, высказываниями известных людей, поговорками, пословицами;

• автобиографичность произведений.