ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ОНОРЕ де БАЛЬЗАК (1799-1850)

 

«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ»: ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

 

Средства обеспечения связи"яВНОсті,тематика,жанровые особенности

 

В «Человеческой комедии» более двух тысяч персонажей! И читатель знает о них все в тематика, жанровые деталях: их происхождение, родителей (а иногда особенности даже и далеких предков, родственников, друзей и

врагов, бывшие и нынешние доходы и занятия, точные адреса, обстановку квартир, содержимое гардеробов и даже имена портных, которые сшили им костюмы. История бальзаковских героев обычно не заканчивается в определенном произведении. Переходя в другие романы, повести и новеллы, они продолжают жить, у них бывают взлеты и падения, надежды и разочарования, радости и муки, поскольку живет само общество, органическими частями которого они являются. Взаимосвязь этих «героев, которые возвращаются» цементирует единство «Человеческой комедии», скрепляя фрагменты в единое грандиоВНОе литературное полотно.

Замысел эпопеи возник у Бальзака тогда, когда некоторые произведения, которые позже вошли в нее, были уже написаны. Это потребовало их определенной переработки. «Человеческую комедию» писатель строил по принципу цикличности: большинство персонажей действуют в нескольких произведениях, выступая главными действующими лицами в одних и эпизодическими - в других. Бальзак смело отказался от сюжета, где биография того или иного героя подается полностью (как это сделал Стендаль в «Красном и черном»). Зато он вроде бы «дозирует» информацию о жизни определенного героя, тем самым своеобраВНО связывая те произведения, где есть упомянутые фрагменты (к тому же побуждая читателя к тщательного прочтения не одного, а нескольких произведений). Например, только прочитав несколько романов, мы узнаем все о карьере Рас - тіньяка, любви Анастази де Ресто и Максима де Трая, судьбу банкирского дома Нусінгена т.д.

Кроме того, прием «возвращение» персонажей позволяет автору вписать в «Человеческой комедии» произведения, ранее уже были опубликованы, в частности повесть «Гобсек», где рассказывается о Анастази де Ресто.

Так реализуется базовый композиционный принцип «Человеческой комедии» - взаимосвязь и взаимодействие различных частей цикла (например, действие в произведениях «Гобсек» и «Отец Горио» происходит почти одновременно, есть у них и общий персонаж - Анастази де Ресто, дочь отца Горио и жена графа де Ресто).

Итак, главной темой, объединяющей эти различные произведения в одно целое, было стремление объяснить закономерности развития общества, особенно - смену общественных формаций. Бальзак был знаком с научными открытиями, в частности в области естественных наук. Его интересовали не только конкретные темы и проблемы, а их взаимосвязь, не только отдельные страсти, но и формирование человека вследствие влияния этих страстей и среды.

3. Церетели. Памятник О. де Бальзаку и его творению - «Человеческой комедии», м. Атада. 2004г.

 

То есть по аналогии с естественными науками Бальзак хотел показать и исследовать, как буржуазия идет на смену аристократии, какими чертами отличаются эти «социальные виды» и, главное, что будет дальше.

Эти методы дали возможность Бальзакові сделать в своем произведении определенные выводы о деградации человека в буржуаВНОм обществе. Писатель акцентирует внимание на еще одном важном мотиве поступков - стремлении людей (причем представителей всех общественных слоев) к обогащению. Однако большая заслуга автора состоит в том, что влияние среды он не абсолютизировал: в конце концов, человек сам выбирает свой путь и отвечает за свой выбор.

Все темы сочинений Бальзака и не перечислить. Важно то, что автор едва ли не впервые в истории литературы широко использует как основу своих сюжетов, казалось бы, совсем «не художественные» темы: обогащение и банкротство торговца, история имения меняет владельца, спекуляция земельными наделами, финансовые аферы, тяжба относительно завещания. В его романах именно эти события и определяют отношения родителей и детей, женщин и мужчин.

«Человеческая комедия» Бальзака стоит в мировой литературе особняком. Поэтому определить жанр этого произведения точно и однозначно очень проблематично. Чаще всего встречаются два определения: цикл романов и эпопея. Вряд ли они полностью определяют жанр «Человеческой комедии». Формально - это цикл романов, а точнее - произведений. Однако у многих из них нет привычных средств связи между собой - например, ни сюжеты, ни проблематика, ни общие герои не связывают между собой романы «Шуани», «Крестьяне», «Блеск и нищета куртизанок» и повесть «Шагреневая кожа». И таких примеров можно привести немало. Определение «эпопея» тоже касается «Человеческой комедии» лишь частично. Для эпопеи, в современном ее понимании, характерно наличие главных героев и общего сюжета, чего не находим в грандиоВНОм творении Бальзака.

Однако сама идея создания не отдельных произведений, а единого цикла, которая принадлежит О. де Бальзаку, оказалась очень продуктивной. Так, в XIX в. в Э. Золя возник замысел создать цикл «Ругон-Мак - кары», а в А. Франса - «Современную историю», в начале XX в. написана «Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси. Современные писатели (например, Ж. Амаду или В. Фолкнер) также пользуются открытием Бальзака.