ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Чарлз Диккенс 1812 - 1870

 

Страницами истории литературы

ПАНОРАМА РУССКОЙ ПРОЗЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XIX века.

 

Относительно замедленное развитие русской литературы в XVII-XVIII вв. вступился бурным подъемом литературного творчества в начале XIX в. и стремительным взлетом во второй половине века. Российское изящную словесность этого периода представлено творчеством выдающихся художников, прежде всего прозаиков Ф. Достоевского, Л. Толстого, И. Гончарова, И. Тургенева, М. Лескова, М. Салтыкова-Щедрина, А. Чехова, которые продолжили традиции Пушкина, Лермонтова, Гоголя.

Литература всегда занимала в жизни России особое место, но во второй половине XIX в. ее значение как духовной основы нации возросло и укрепилось. Как и ранее, в центре внимания писателей был внутренний мир человека, его морально-философские искания, ее любовь и страдания, драмы и трагедии, надежды и сомнения, осмысление путей обновления мира. В прозе этого периода воплотились существенные и общие черты русской литературы - интеллектуализм, философская направленность, глубокий социальный анализ, психологизм, озабоченность писателя коренными проблемами смысла жизни, назначения человека. Однако самое главное то, что литература фактически стала художественным выражением моральной философии.

Погруженность русской классической литературы в национальные проблемы не исключала ее интереса к общечеловеческим мировым вопросам. О «всемирной чувствительность» русской литературы напомнил в своей Пушкинской речи 1880 г. Ф. Достоевский. Нравственные искания героев Тургенева, Толстого, Достоевского, Чехова всегда соотносятся с духовным опытом человечества.

Новаторский характер русской социально-психологической прозы сказался и на развитии жанровой системы, на самом процессе трансформации жанров. В наибольшей степени это касается романа - основного жанра русской прозы второй половины XIX века.

Подробности. Л. Толстой отмечал: «Мы, русские, вообще не умеем писать романов в том смысле, в котором понимают этот ряд произведений в Европе... Русская художественная мысль не укладывается в эту рамку и ищет для себя новой». Ф. Достоевский был убежден, что русский роман «пренебрегает интригой» в угоду свободной форме выражения самого широкого содержания. Русская проза второй половины XIX ст., не ориентируясь на «сюжет Золушки» (счастливый конец, перемещение героя из сферы «несчастье», неудач, страданий до сферы счастье, благополучие), реализует мотив поисков героем смысла жизни, преобразования своего внутреннего мира и окружающей действительности. Не случайно таких героев, типичных, например, для творчества Л. Толстого, назван «шукаючими». Чего ищет Пьер Безухов? Его ответ - «обновление». Чего хочет герой Достоевского Родион Раскольников? Его ответ - «изменить мир».

Роман «успеха», такой популярный и представлен высокохудожественными образцами в западноевропейской литературе, не прижился на российской почве.

Величайшими творцами русской социально-психологической прозы является Ф. Достоевский и Л. Толстой, которые во многом определили судьбу мирового литературного процесса не только XIX, но и XX вв. Однако своим расцветом русская литература XIX в. обязан и творчества многих других талантливых писателей того времени.

Представитель реализма XIX ст. Иван Александрович Гончаров (18121891) известен прежде всего как автор трех романов: «Обыкновенная история» (1847), «Обломов» (1859) и «Обрыв» (1869). Сам писатель определял эти произведения как одно целое, подчеркивая, что «...они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей». Эту идею Гончаров сформулировал так: «борьба с всероссийским застоем», призыв к «живого дела».

Наиболее значимым произведением И. Гончарова является роман «Обломов», в котором изображается процесс «приобщения к реальной жизни» главного героя, помещика Ильи Ильича Обломова. Финалом этого процесса становится не активная, «полезная» деятельность, а духовная и физическая «спячка». Обломов прозябает в своем маленьком мире, ограниченном петербургским домом, в обществе слуги и немногих посетителей, а затем находит тихое пристанище в доме простой мещанки Агаф'ї Матвеевны Пшенициної, которая окружает Илью Ильича самоотверженным, нетребовательной и жертвенной любовью.

Подробности. Полна символического содержания міфологема1 «сна» является сквоВНОй в изображении Обломова. «История о том, как лежит и спит добряк-лентяй Обломов и как ни дружба, ни любовь не могут пробудить и поднять его, - не бог весть какая история. Однако в ней воспроизведена русская жизнь, в ней сказалось новое слово нашего общественного развития. Слово это - “обломовщина”», - писал русский критик М. Добролюбов в статье «Что такое обломовщина?». Это «слово-знак», которое многократно повторяется в романе разными людьми, является ключом к разгадке характера героя и особенностей современной Гончарову эпохи.

Показать «явление через тип» - такое задание вполне соответствовало творческим принципам Гончарова, склонного одновременно в описание именно процесса, эволюции, перехода одной стадии развития в другую.

«Обломов» и сейчас читается с неослабевающим интересом, хотя, по мнению исследователей, это один из «найбезфабульніших» произведений русской литературы XIX века. Действительно, внимание в романе сосредоточено не столько на изображении событий, сколько на раскрытии причин, по которым «погиб, пропал ни за что» небездарний от природы, наделен разумом и изящной, доброй, «голубиной» душой Илья Ильич. Автор показал, что характер главного героя формировался под влиянием бездеятельного, сонного существования родового имения его родителей, где труд терпели как наказание, а главным делом была забота о пропитании. Жизнь Обломовки - это идиллическое, спокойное «переползание из одного дня в другой, из одного времени года в другое, желание смахнуть с души всевозможные переживания и волнения и в то же время - погруженность в мир сказки и фантастических суеверий, мечты о «землю обетованную», «где текут реки меду и молока, где едят незаработанный хлеб, ходят в золоте и серебре».

 

1 Мифологема - термин, используемый для обозначения мифологических сюжетов, сцен, образов, которые характеризуются универсальным значением и получили распространение в культурах разных народов.

 

К. Чічагов. Иллюстрация к роману «Обломов»

 

«Обломовщина», беспочвенна мечтательность в сочетании с легкодушністю и неспособностью к решительным действиям трактуется Гончаровым как морально - психологическое явление, имеющее социальные корни. «Я - господин», - говорит Обло - мов. Именно «барином» и «философской скукой», отсутствием высокого гуманного идеала в жизни объясняются в романе лень и апатия главного героя, быстрое угасание благородных устремлений и планов, воплощение которых требует напряжения воли и сил. «Скука! Скука!.. А где же здесь человек? Куда она спряталась? Как розмінялася на всякие мелочи?» - в отчаянии спрашивает Илья Ильич.

Обломов учился в пансионе и в университете, однако вяло, словно по принуждению; хотел путешествовать за границу, но испугался трудностей поездки; замыслил проект переустройства имения, и быстро бросил это дело; искренне любил Ольгу Ильинскую, но побоялся ответственности в любви и отступил. Ум, благородство, обаяние любимой женщины не смогли победить «обломовщину» в Обломове. Не удалось осуществить «миссию спасения» Ильи Ильича и его давнему другу Андрею Штольцу, деятельному буржуа, энергичному сыну немецкого бюргера. Рационалист, предприниматель, «необходимое» и «полезная» государстве человек, Штольц задуман автором как «противовес» Обломову. Вопрос о «ценности» этих двух типов личности, двух отношений к жизни, изображенных в романе, стало предметом полемики еще в XIX в. Дискуссия продолжается и сейчас.

С творчеством Ивана Сергеевича Тургенева (1818-1883) ассоциируется представление о поэтичности русской реалистической прозы XIX в., ее эстетическую ценность, лиризм, духовность, утонченность, высокий гуманизм. Для французских писателей Г. Флобера, А. Доде, П. Мериме, Э. Гонкура, Жорж Санд, Ги де Мопассана, Э. Золя, американского прозаика Г. Джеймса Тургенев был олицетворением русской культуры, большим мастером художественного слова, воплощением типа литератора, который соединил в своих произведениях национальные и общечеловеческие проблемы.

Перу писателя принадлежит шесть романов, наиболее популярными из которых стали «Рудин» (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862). Эти произведения, последовательно изображают идеологическую жизнь России преимущественно второй половины XIX в., объединяет вопрос о том, какой тип личности, который герой отвечает задачам каждого исторического периода.

Социально-психологический, философско-полемический роман «Отцы и дети» - одно из самых известных произведений мировой литературы - и сейчас вызывает споры. Как и каждый из шести тургеневских романов, он является немедленным и живым откликом на события современной писателю русской действительности.

События произведения происходят в 60-х годах XIX ст., в период обострения раВНОгласий во взглядах либералов-реформаторов (дворян по происхождению) и радикальных демократов-бунтовщиков (раВНОчинцев по происхождению) накануне отмены крепостного права. В диалогах-дискуссиях молодого раВНОчинца Евгения Базарова и представителей старшего поколения, дворянских либералов братьев Павла Петровича и Николая Петровича Кирса - новых, раскрывается основной конфликт романа. Становится понятным, что «отцов» и «детей» разъединяет не столько возраст, сколько система взглядов. Именно поэтому юноша Аркадий Кирсанов, который не принял в полной мере позицию своего друга Базарова, по сути, принадлежит к лагерю «отцов» (недаром он впоследствии становится рядовым хазяйновитим помещиком).

Базаров называет себя «нигилистом», человеком, который отрицает «все», но прежде всего устаревшие авторитеты. «В теперешнее время полезнее всего отрицание - мы отрицаем», - говорит он. Герой доказывает своим оппонентам необходимость и полеВНОсть полного отрицания, вплоть до «вечных истин», «принсипів», государства, религии, власти. Тургенев точно постиг жажду разрушения во имя будущего творения как определяющую черту мироощущения радикального крыла молодого поколения «шестидесятников». «Наше дело место расчистить, а строить будем потом» - эта дерзкая и в целом негативная программа Базарова в реальной жизни находила своих сторонников и в 60-х, и в 70-х годах XIX ст., и позже, вплоть до нашего времени включительно.

Тургенев изобразил своего героя чрезвычайно ярко, мощно, выразительно. Базаров - максималист, бунтарь во всем, гордая натура, личность, которая привлекает своей независимостью, хотя, как отметил писатель в одном из писем, «фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная - и все-таки обреченная на гибель, - потому что она все-таки стоит еще в преддверии будущего».

Подробности. В романе свое отношение к главного героя и его антиподов Тургенев выражает не так прямо и открыто, как в переписке или в статье «По поводу “Отцов и детей”». Автор-рассказчик с позиции «над схваткой» предоставляет персонажам произведения возможность раскрыться в поступках и особенно в бесконечных дискуссиях, которые между ними происходят. Противопоставление «мужицкого демократизма» Базарова аристократизм Павла Петровича Кирсанова проведено по всем линиям: происхождение, внешность, занятия, отношения к любви, труда, науки. «Мой дед землю пахал», - говорит о себе Базаров. Грубый, резкий голос, натруженные красные руки», ироническое отношение к «изысканной учтивости» англоманы Павла Петровича, странный «длинный балахон с кистями» выдают в нем человека совсем другого круга, «сын врача», что пробивает себе дорогу в жизни трудом и настойчивостью. «Каждый человек сам себя воспитывать должен - ну хоть как я, например», - считает герой. Аркадий уверен в том, что Базаров достигнет значительных успехов не только в медицинской отрасли, но и в общественной деятельности. Острые, афористические высказывания Базарова побуждают к спорам своей категоричностью и парадоксальностью: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник», «хороший химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Рафаэль «гроша медного не стоит», «есть науки, как есть ремесла, знания; а науки вообще не существует вовсе».

Насыщенность философской полемикой скорректировала жанровую природу романа «Отцы и дети», оттеснив на второй план изображения любовных отношений. Здесь нет «тургенєвської девушки», которая проиВНОсит приговор слабодухому, нерешительному герою. Умная, образованная Одинцова, в которую безнадежно влюблен Базаров, все же не равна ему как личность. Драматическая история любви и дружбы усиливает общую трагическую сущность образа главного героя. В финале романа-фигура Базарова, который, умирая от заражения крови, проявляет необычайную стойкость духа, вызывает чувство уважения, приобретает величия.

Став первым летописцем такого явления как нигилизм, И. Тургенев показал, что нігілістична философия таит в себе большую опасность, содержит элементы этажного скептицизма на грани циничного отношения к жизни и его абсолютных, безоговорочных ценностей. Безоговорочное неприятие прошлого, отвержение идеи преемственности поколений приводят к разрушению исторических связей. В этом писатель увидел ограниченность, ошибочность и вредность экстремистской доктрины «шестидесятников». Вместе с тем нельзя не заметить сочувственного авторского отношение к главного героя романа и оправдание отрицания как движущей силы исторического прогресса.

Nota bene. Не удивительно, что проблема исторической и моральной оценки нигилизма вызвала одну из самых острых дискуссий в русской литературной критике второй половины XIX в. Так, сотрудник журнала «Современник» М. Антонович увидел в романе карикатуру на молодое поколение и назвал Базарова «асмодеєм1 нашего времени». Из противоположного лагеря («Русский вестник» Каткова) выдвигались обвинения относительно захваченного отношение автора к герою-нигилиста. Глубочайшее и наиболее объективную оценку романа была изложена в статьях Д. Писарева «Базаров», «Реалисты», «Посмотрим!», в которых критик показал огромное историческое и художественное значение тургенєвського произведения.

Редкий и своеобразный сатирический дар Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина (1826-1889) сравнивают с талантом выдающихся сатириков прошлого Ювенала, Рабле, Свифта.

М. Салтыков (Щедрин от 1856 г., после публикации гостросатиричних «Губернских очерков») принадлежал к литераторам «гоголевского» направления, характерным признаком которого была обличительная, критическая тенденция. Писатель всегда принимал активное участие в литературной, общественной и политической жизни, в частности, в 40-х годах вместе с Достоевским был членом тайного революционного кружка Петрашевского, а в 60-80-х годах входил в редакций ведущих журналов того времени «Современник» и «Отечественные записки».

Авторитет Салтыкова-Щедрина как писателя, критика, публициста, организатора литературного дела был чрезвычайно высоким. Его сатирическое, полемическое, выразительное слово стало инструментом многоаспектного исследования исторических и социальных противоречий, «кричащих мерзотностей» жизнь крепостнической и посткріпосницької Российской империи.

1 Асмодей - мифический демон мести, ненависти и разрушения.

Знаменитый сатирический роман Салтыкова Щедрина «История одного города» (1869-1870) отличается масштабностью философских и социологических обобщений, уникальностью художественной формы. Иногда это произведение называют «гротескным», поскольку гротеск в нем выступает эффективным средством изображения художественного времени и пространства, образов «градоначальников». «История одного города», по словам автора, - это не «историческая сатира» на Российское государство и его правителей. Речь идет о явлениях, характерных для разных эпох и стран, ведь в романе создан обобщенный символический образ того типа государственности, который основывается на деспотизме, насилии, угнетении личности.

Социально-психологический роман «Господа Головлевы» (1875-1880) посвящен живописанию процесса нравственного и социального краха дворянской семьи, которая из поколения в поколение накапливало «негативную энергию» бездействия, паразитического существования, пьянства, что в итоге привело к вымиранию рода Головльових. Созданный Салтыковым-Щедриным образ «русского Тартюфа» Иудушки Головлева стал классическим символом лицемерия и марнословства.

Мастерство писателя повествования, виртуоВНОе владение «эзоповым» языком намеков, символов, інакомовлень, присущие писателю, с особой силой проявились в цикле «Сказки». Объектом резкой сатирической критики в щедрінських сказках выступают общественные, политические, моральные явления: социальное неравенство («Как один мужик двух генералов прокормил»), государственное и помещичье произвола («Медведь на воеводстве», «Дикий помещик»), приспособленчество («Хитромудрый пескарь», «Вяленая вобла»), политическая прекраснодушність («Карась-идеалист»).

Панорама русской прозы второй половины XIX в. будет неполной без такой яркой звезды, как Николай Семенович Лесков (1831-1895). Он принес в литературу ощущение непреходящей красоты древнего слова, народного поверья, духовного стиха и народно-религиоВНОй апокрифической легенды, национального эпоса. Творчество Лескова воспроизводила древние слои народного сознания, подносила до уровня «высоких» жанров фольклорный анекдот, «случай», «биличку», сказку, историческую притчу. Писатель имел талант народного художника-рассказчика. Своих героев, историческую и современную действительность он срисовывал через искусство народного сказания, выразительное, театрализованное устная речь человека «из низов».

Истинный знаток провинциального, уездного жизни, Лесков видел в нем не мрачные краски, не «темное царство», осужденное в литературно - критических статьях М. Добролюбова и пьесах О. Островского, а красоту и живописность быта, величие страстных и сильных народных характеров, религиоВНО-нравственную основу («Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда»).

М. Лесков - создатель особого типа положительного героя - «праведника», носителя высоких нравственных качеств, искателя правды, талантливого труженика и философа. К циклу рассказов и повестей о «праведников» принадлежат «Левша», «Однодумов», «Несмертельный Голован», «Очарованный странник», «Цирульний художник», «Человек на часах», «Инженеры-бессребреники». Эти произведения считаются образцами русской повествовательной прозы второй половины XIX века.

 

Титульный лист восьмой том полного собрания сочинений М. Лескова

 

«Праведники» Лескова - это «маленькие великие люди», которых писатель нашел в самых разных слоях российского общества, среди городских ремесленников, крестьян, обедневшей шляхты, клира, чиновников. Внешне незаметные, но великие духом, они просто и скромно, без пафоса, осуществляющих свой жизненный подвиг, творят «деятельное добро».

Наибольших успехов писатель достиг в жанре рассказа и повести. Особого внимания заслуживает речь художника, который отмечается исключительным лексическим богатством, стилистическим раВНОобразием, необычайной тонкостью и вкусом в употреблении диалектных слов, архаизмов, остроумных, а иногда и забавных неологизмов. М. Лескова по праву называют волшебником языка, одним из величайших мастеров художественного слова.

Точки соприкосновения с Украиной. Своей жизнью и творчеством Лесков был связан с Украиной, в частности с Киевом (где работал несколько лет), в совершенстве знал украинский быт, язык, литературу и историю Украины. Украинские впечатления писателя отразились в таких замечательных произведениях, как «Печерские антики», «Запечатленный ангел», «Фигура», «Заячий ремиз».