ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ТВОРЧЕСТВО Ф. ШИЛЛЕРА

2. Вклад писателя в развитие жанра баллады

 

Жанр баллады возродили Гете и Шиллер, которые вступили в дружеское соревнование в его создании.

Баллады Шиллера воспринимались как отголосок тех давних времен, когда раВНОго рода поверья и предания, живя рядом с реальной жизнью, сливались в причудливые фольклорные образы. В балладах чаще всего речь шла не о какой-то конкретный исторический момент, а о древности как таковую. Баллады привлекали и одновременно пугали своими удивительными жестокими сюжетами, поражали невыясненными тайнами природы.

Так, в балладе «Івікові журавли» поэт поднял вопрос о неотвратимости возмездия за совершенное зло. Если не было среди людей свидетелей совершенного, то сама природа наказывала, а преступник непременно выдавал себя.

Никто не имел права подвергать жизнь героя тяжкому испытанию, нельзя дважды искушать судьбу - такой очевидный вывод баллады «Нурець», ставшая известной после перевода В. Жуковского и получила параллельное название «Кубок».

В большинстве баллад стержнем сюжета стало испытание героя - проверка его мужества, решительности, отваги, (например, баллада «Перчатка»).

Балладу «Перчатка» Шиллер написал в 1797 году. Этого времени он и Гете словно соревновались в написании баллад.

В отличие от Гете, который любил использовать для своих баллад фольклорные или волшебные сюжеты, Шиллер черпал сюжеты из истории - античной («Івікові журавли») или средневековой («Бокал», «Рыцарь Торенбург»).

Баллада «Перчатка» дало возможность окунуться в жизнь средневековой Европы. Это была эпоха рыцарства, расцвет которого приходится на XII - XIV века.

Рыцари создали собственную культуру, как развивалась под влиянием христианства: церковь, которая нуждалась воинского защиты, создала «войско Христово» - рыцарство, а воин-христианин клялся соблюдать кодекс рыцарской чести, который предусматривал прежде всего защита слабых, бедных, борьбу со злом и с неверными.

Шло время - и жизнь рыцарства становилось другим: военные походы менялись мирной жизнью, где преобладали развлечения. Короли, императоры, богатые феодалы устраивали соревнования - турниры, где перед глазами многочисленных зрителей рыцари соревновались друг с другом - сам на сам и целыми отрядами. Хотя при этом использовали тупые мечи, все-таки турниры частенько заканчивались тяжелыми ранениями или даже смертью их участников. Рыцари - победители получали награды, и соревнования заканчивались пышными пирами.

В мирное время кодекс рыцарской чести пополнялся новыми правилами. От рыцаря требовали изысканной вежливости, умение изящно выражать свои чувства к женщине - дамы сердца. В ее честь рыцарь совершал доблестные подвиги, сражался на турнирах, украшал свою одежду и оружие ее любимыми цветами, ей он посвящал стихи.

Рыцарь наслаждался одним лишь взглядом или улыбкой дамы сердца, потерянными ней платком, перчаткой, которые потом становились священным для рыцаря любовной реликвией.

Однако человеческие отношения не могут всегда быть постоянными - со временем они тоже претерпевают изменения. Да, и обычай слепо преклоняться перед дамой сердца, беспрекословно выполнять любую ее прихоть уже к середине XVI века начал вырождаться.

Пришло время простых, естественных отношений между мужчиной и женщиной; взаимоотношений, построенных на равных правах обоих влюбленных. Французские хроники, достоверно изображали события при дворе короля Франциска i (XVI ст.), рассказывали такую историю:

«Однажды, когда Франциск И собирался смотреть на борьбу львов, некая дама уронила свою перчатку и сказала влюбленному в нее рыцарю Делоржу: «Если вы действительно хотите убедить меня, что так горячо любите, как ежедневно в этом присягаєтесь, то поднимите перчатку». Делорж спустился вниз, взял перчатку, лежавшую посередине между этими ужасными зверями, вернулся на трибуну и бросил даме в лицо. С тех пор он уже не хотел ее видеть, несмотря на неоднократные приглашения и намеки с ее стороны».

Шиллер использовал этот сюжет для написания своей баллады.

В балладе «Полікратів кольцо» воображение поэта тревожит идея неотвратимости судьбы.