ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ТВОРЧЕСТВО Ф. ШИЛЛЕРА

 

1. Жизненный и творческий путь Ф. Шиллера

 

Фридрих Шиллер вошел в историю немецкой литературы как «наследник» движения «Буря и натиск», однако его творчество нельзя считать отголоском творчества штюрмерів: он усвоил немало, но немало и отверг из того, что было накоплено поколением 1770-х годов.

Таким образом, в его творчестве в концентрированном виде выразился протест бюргерской молодежи против духовного гнета и полочной тирании.

Родился Иоганн Хрістоф Фридрих Шиллер 10 ноября 1759 года в маленьком городке Марбахе Вюртембергского герцогства в семье бедного военного фельдшера. Мать будущего драматурга была дочерью деревенского булочника.

В 14 лет против собственной воли, по настоянию родителей, которые мечтали видеть сына священником, он по приказу герцога Карла Евгения был зачислен в недавно основанной Штутгартской военной академии, которая должна была готовить чиновников для герцогской службы. Воспитанники брались преимущественно из личного согласия герцога. Это были в большинстве случаев дети из семей бедных офицеров. В академии был установлен военный режим, воспитанники жили в так называемых «казармах». Несмотря на муштру, здесь было достаточно большое количество известных профессоров, воспитанники слушали лекции на университетском уровне.

Шиллер вынес из академии основательные знания по истории, философии, естественных наук.

Как специализацию он выбрал медицину.

Круг его литературных чтений охватывало вместе с шедеврами мировой литературы новинки тогдашней немецкой литературы - произведения Клопштока, Лессинга, Гете, а также Руссо, которые произвели на него огромное влияние. На смерть Руссо написана одна из ранних од Шиллера, напечатанная позднее в его стихотворной «Антологии 1782 года».

В академии, по словам Шиллера, из людей пытались сделать камни. Юный Фридрих никак не мог подчиниться бессмысленной муштре. Вся система обучения была направлена на то, чтобы вырастить безвольных, лишенных собственного мнения людей. За малейшую провинность наказывали розгами, сажали на гауптвахту.

Позже Шиллер вспоминал: «Судьба жестоко терзала мою душу. Через печальную мрачную юность вступил я в жизнь, и бессердечном, бессмысленное воспитание тормозило во мне легкие, прекрасные движения первых нарождающихся чувств...».

Вызывает удивление, откуда юноша черпал силу, как в дремучей глуши провинциальной жизни феодальной Германии, между грубых стен академии не высох мозг, не одичала душа.

Настоящей отрадой стала поэзия. Фридриху приходилось прятаться со своими произведениями. Используя малейшую возможность, он писал стихи, работал над пьесой, которой дал название «Разбойники». Бывало, что и больным прикидывался, чтобы попасть в лазарет. Напрашивался дежурить в больнице, и больным было невдомек, чего это врач впопыхах прячет свое писание, когда появляется руководство.

Отрывки из пьесы «Разбойники» Шиллер читал своим друзьям, которые были тронуты. Но тогда еще никто из них не знал, что они становились первыми свидетелями рождения эпохального таланта мировой литературы.

В следующем, 1780 году, Шиллер завершил работу над трагедией «Разбойники». Этого же года он закончил и академию, защитив диссертацию «О связи животной и духовной природы человека».

Фридрих получил должность полкового врача в Штутгарте - столице Вюртемберга. Жалованье было мизерное.

Чтобы напечатать «Разбойников», Шіллерові пришлось занимать деньги. Пьеса была напечатана без подписи, однако имя автора сразу же стало известным.

13 января 1782 года на сцене Мангеймського театра (в соседнем курфюршерстві Пфальц) состоялась премьера трагедии. Шиллер тайком поехал на премьеру, которая прошла с триумфом. На афише впервые было написано имя автора. За все время существования театра такого успеха не имела ни одна пьеса.

Триумф «Разбойников» объяснялся прежде всего их актуальностью: в Шіллеровій трагедии зрители нашли ответ на много волнующих вопросов современности.

Вторая поездка Шиллера до Мангейма стала известна герцогу, так же как и некоторые особо язвительные цитаты из «Разбойников». За самовольный отъезд Шиллер должен был уплатить «штраф» - двухнедельный арест. К тому же получил приказ в будущем ничего не писать, кроме медицинских трактатов.

Шиллер принял отчаянное решение - сбежать из Вюртемберга до Мангейма. Побег удался. В ночь на 23 сентября 1782 года, воспользовавшись смятением пышных торжеств в честь российского цесаревича Павла Петровича, был женат на племяннице герцога Карла Евгения, Фридрих вместе со своим другом - музыкой Штрайхером - оставил Штутгарт.

В Мангейме на поэта ждало разочарование: руководитель княжеской труппы дипломатический барон фон Дальберг не спешил поддерживать молодого автора, оказавшегося в роли политического беглеца. Только в 1783 году он заключил с Шиллером трехлетний контракт на постановку трех новых пьес. Две из них - «Заговор Фиаско в Генуе» и «Коварство и любовь» были поставлены в 1784 году. Работа над третьей - исторической трагедией «Дон Карлос» - растянулась на несколько лет и была завершена Шиллером уже после того, как он покинул Мангейм.

Однако писатель жил впроголодь, работал по ночам. Ему досаждали долги. От долговой тюрьмы Шиллера спас хозяин квартиры - каменщик, который отдал ему все свои сбережения.

Дальнейшее пребывание в Мангейме стало невыносимым. Тогда Шиллер упомянул о существовании ласкового письма от неизвестных друзей из Лейпцига. Еще летом 1784 года они приглашали поэта к себе, поэтому, не теряя времени, он решил ехать.

В это время писатель много работает, начинает серьеВНО изучать историю, философию, пишет прозаические произведения, завершает работу над большой драматической поэме «Дон Карлос, инфант испанский» (1783 - 1787).

Поэт размышлял над многими проблемами. Его теперь не удовлетворял прежний герой - бунтарь - одиночка. Он утвердил тип нового героя, способного заботиться об интересах всего человечества.

Пытаясь найти ответ на волнующие вопросы современности, Шиллер чаще и чаще обращается к истории, отдавая ее изучению много времени и усилий, пишет «Историю Тридцатилетней войны».

Исторические труды Шиллера привлекли внимание ученого мира. В 1788 году его пригласили в качестве профессора в Ієнського университета (близ Веймара).

В Иене Шиллер близко познакомился с выдающимися людьми того времени: языковедом В. фон Гумбольдтом, философом Фихте.

В университете в целом царила атмосфера мелочности и завистливости - это угнетало поэта. В начале 1791 года он попрощался с профессорской кафедрой, но работы над историческими и философскими трудами не прекратил. Вскоре он пишет интересные статьи по вопросам эстетики, в частности «Письма об эстетическом воспитании человека» (1794).

Среди друзей Шиллера была семья разорившихся мелкопоместных дворян Ленгефельд - мать и две дочери. Поэт искренне полюбил младшую - Шарлотту, и 1790 года они поженились. Поскольку Шиллер не любил публичных торжеств, то свидетелями церемонии венчания, что произошло в тихой сельской церкви, были только сестра и мать невесты.

Женитьба не принесло Шіллерові ни покоя, ни достатка. Чтобы прокормить себя и молодую жену, он был вынужден работать по 14 часов в сутки.

Годы лишений и тревог сказались: 1791 года писатель тяжело заболел туберкулезом.

Началась упорная борьба за жизнь. Радостным событием стало путешествие Шиллера на землю отцов к Вюртемберга, где он не был 11 лет.

В 1794 году, вернувшись из путешествия, Шиллер второй раз встретился со своим великим современником И. В. Гете (первая встреча - 1788 г.). С тех пор и началась их дружба.

Друзья, несмотря на свою диаметрально противоположных, переписывались, гостили друг у друга. Шиллер делился с Гете своими творческими замыслами, обдумывал с ним свои пьесы до мелочей. Более того, они вместе написали цикл сатирических эпиграмм «Ксении», что вызвало настоящую бурю вокруг имен обоих авторов.

Гете «подарил» Шиллеру несколько тем для сочинений (баллада «Івікові журавли», драма «Вильгельм Телль»), Все поздние его пьесы увидели свет рампы Веймарского театра, которым бессменно руководил 26 лет.

«Новой весной» называл Гете, который свою дружбу с Шиллером. «Настоящим счастьем для меня было то, что я имел Шиллера, - вспоминал он. - Хотя наши натуры были разными, однако мы хотели одного и того же, и это налаживало между нами настолько тесные отношения, что, по сути, один из нас не мог «жить без другого».

Вероятно, под влиянием дружбы с Гете Шиллер после нескольких лет перерыва вновь вернулся к поэзии. Осенью 1795 года появился ряд новых Шіллерових стихов: «Поэзия и жизнь», «Голос в ярме» и др.

В течение 1792 - 1799 годов Шиллер создал трилогию «Валленштейн».

В 1797 году писатель приобрел небольшой флигель на тихой, спокойной окрестности Йены. Здесь он написал свои знаменитые баллады: «Нурець», «Івікові журавли», «Полікратіє перстень» и др. Поэт воспевает сильных духом героев.

1799 года Шиллер начал работу над трагедией «Мария Стюарт», в которой осуждал деспотизм королевской власти, обличал ханжество и лицемерие английских протестантов и их врагов - католиков. Драматург подводил к мысли, что власть, которая держится на крови и насилии, несправедлива.

Увлеченный работой, поэт чувствовал себя лучше.

Вскоре он завершил драму «Орлеанская дева», в основу которой были положены события далекого XV века.

Вершиной творчества Ф. Шиллера стала последняя драма «Вильгельм Телль» (1804).

После этой драмы драматург задумал написать драму «Деметриус» (на сюжет из истории России), но завершить этот замысел помешала болезнь. Сам медик, Шиллер прекрасно понимал, что жить ему осталось недолго. Знал: нелегко будет Шарлотте с четырьмя маленькими детьми. Беспокоясь о будущем семьи, Шиллер приобрел небольшой дом на улице, которая вела к театру.

Сейчас там находится музей Фридриха Шиллера.

Умер писатель 9 мая 1805 года.

На площадке перед зданием Национального театра в городе Веймар стоит памятник. На гранитном постаменте - двое. Они шли рядом - в жизни сравнительно недолго, а в безсмерті - вечно. И смотрят в просторы веков: необъятный Гете и молчаливый Шиллер.

Ф. Шиллер - представитель так называемого «веймарского классицизма».

Эстетические взгляды Ф. Шиллера:

искусство существовали не для наблюдения и наслаждения, а для перестройки жизни и счастье человека на земле; оно должно вдохновлять человека на активные действия;

путем эстетического воспитания можно провести общественную перестройку, то есть изменить жизнь;

разграничение двух этапов в развитии искусства:

1) наивный (древнее, античное, а также искусство эпохи Возрождения),

2) сентиментальный (новое искусство современного ему времени).

идеал наивного искусства заключался в единстве, гармонии между действительностью и идеалом;

поэты сентиментальной поэзии распределялись на две категории: идеалистов и материалистов.