ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Зарубежная литература 8 класс

ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

ФРАНЦУЗСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ ЭПОС

 

...Где трубит вечность в Роландів рог.

Л. Костенко

Когда страна переживает сложные времена, она особенно нуждается в героя, который бы собственным примером призвал людей к активным действиям во имя высоких идеалов. Этот герой становится образцом, с ним сравнивают всех остальных, даже его недостатки иногда превращаются в преимущества. Такого героя ищут в прошлом, чтобы вдохновлять современников на борьбу за будущее. И тогда уже не так важно, что на самом деле он был не таким, каким мы его представляем сейчас.

Каждая нация имеет таких героев. Когда Киевская Русь стонала под нашествием монгольской орды и рисковала исчезнуть с этнической и политической карты мира, тогда появились былины о чудо-богатырей Илью Муромца и Добрыню Микитича. Они защищали родную землю от врагов, защищая вдов и сирот. Слепые гусляры пели о деяниях былинных богатырей, будто соромлячи тех, кто их слушал...

Примерно тогда и Западная Европа переживала бурные времена - началась эра религиозных войн. Христианам на Востоке было трудно, потому что сравнительно молодое мусульманство пыталось взять под свой контроль палестинские святыни христианства, ведь и для мусульман Иерусалим - священный город, с горы которого Мухаммед на божественном коне ал-Бурак поднялся на небо. С Востока к христианам раздавались постоянные призывы отправиться в очередной крестовый поход: «Нас мало по сравнению с язычниками... В доме, где есть два мужчины, пусть один быстрее идет на войну». На улицах и ярмарочных площадях жонглеры пели так называемые жесты - песни о деяниях, в которых рассказывали о славных делах и подвигах героев прошлого, о том, как они отважно защищали свою страну и отдавали жизнь за веру... В одной из таких песен, которую взят за основу старофранцузького эпоса «Песня о Роланде», рассказывалось о смерти отважного рыцаря Роланда в битве в Ронсевальском ущелье. Впервые якобы эта поэма была выполнена в 1106 г. на свадьбе храброго предводителя христиан в крестовых походах Богемонда. Об авторе поэмы мы не знаем ничего, кроме имени Турольд. Кем он был? Монахом или мирянином? А может, таким воином, как Турпін, таким, как Олів'єр? Одно мы можем сказать наверняка: Турольд знал, что такое война, был талантливым и чрезвычайно образованным лицом.

«Песнь о Роланде» была записана в конце XII в. и состоит из трех частей: 1. Предательство Ганелона: а) совещание короля Марсілія в Сарагосе; б) совещание Карла в Кордове; в) посольство Ганелона и его измена; г) безвыходное положение арьергарда во главе с Роландом. 2. Смерть Роланда. 3. Месть за Роланда. Сначала поэму выполняли устно под аккомпанемент музыкальных инструментов. Полный текст поэмы состоит из 290 строф (тирад), написанных десятискладовими строками. Ведущей темой в поэме является изображение борьбы против иностранцев-иноверцев за «красавицу-Францию», за христианскую веру и короля Карла.

В центре поэмы рыцарь Роланд. Он - идеальный герой-богатырь эпоса: молодой, сильный, мужественный, смелый. Роланд - патриот, до последнего мгновения жизни предан своей родине, верный вассал и преданный христианин. В то же время ему присущи и некоторые недостатки, что тоже характерно для героического эпоса. Так, Роланд слишком вспыльчивый, уверенный в собственных силах. Еще одним идеальным героем эпоса является Карл. Но это не вспыльчивый молодой богатырь, а седовласый, опытный, мудрый руководитель, идеал государственной мудрости. Итак, оба образы идеализированы, но каждый по-своему: Роланд - идеал эпического богатыря, Карл - идеал эпического властелина.

В поэме особенно ярко воспевается патриотизм и преданность христианству на фоне резкого и категорического осуждения предательства государственных и религиозных интересов, феодального своеволия и анархизма, которые воплощены в образе и сюжетной линии отчима Роланда - франкского барона Ганелона.

«Песня о Роланде» создавалась, когда описываемые в ней события - поход Карла в Испанию - подзабылись и начали восприниматься иначе. На самом деле в 778 г. один из мавританских властителей, мусульманин, пригласил короля Карла как союзника в усобній войне. Чтобы преодолеть Пиренеи, войске Карла надо было пройти через владения басков, кстати, христиан. Они не были в восторге от присутствия на своей земле иностранных воинов, но пропустили-таки франков. В Испании Карл пробыл не семь лет, как об этом написано в поэме, а несколько месяцев. Отряд маркграфа Бретани Хруотланда ограбил баскская город. Когда войско франков возвращалось обратно, арьергард (отряд прикрытия), которым командовал Хруотланд, уничтожили баски. Карл вернулся, однако нашел только трупы франков.

Как видим, автор поэмы использовал для своего произведения лишь факт похода и гибели арьергарда франков, остальные - порождение его фантазии. Такой ненастоящий, «неполный» историзм получил название квазіісторйзму. Может возникнуть закономерный вопрос: зачем это было сделано? Дело в чем, что любая героическая поэма на историческую или квазіісторичну тему создается не для восхваления прошлого, а для утверждения в сознании современников определенных идеалов: надо быть смелым, мужественным, набожным и верным, как Роланд, мудрым и справедливым, как Карл, а измена при любых обстоятельствах остается предательством, противной Богу, и наказывается.

Прошло почти тысячелетие с тех пор, как впервые прозвучала «Песня о Роланде», но она продолжает волновать читателей и сейчас...