ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ РАВНООБРАЗИЕ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ИЗ ЛИРИКИ ВАГАНТОВ
БЕЗЗАБОТНАЯ ПЕСНЯ
Долой книжки изнурительные!
Хватит нам учиться!
Юные нерозважливій
Подобает веселиться!
А знаний на склоне лет
Можно причаститься!
Брось книги, потому что пролетит
Время, словно на крыльях.
Пусть же душу веселіть
Молодость игривая!
Дни весны отлетающие,
Уже пахнуло хугою,
Наслаждения сгинули,
Повнимося тоской:
Сердце слабеет, кровь не играет,
Проходят радости;
Старость лютая нас пугает
И болезни старости.
Брось книги, потому что пролетит
Время, словно на крыльях.
Пусть же душу веселит
Молодость игривая!
К богам подобные мы!
Как боги, кохаймося!
До забав жадными
Быть не вагаймося!
Между девичьи хороводы,
Юноши, поторопитесь,
Чтобы не упустить случая,
Как случай представится!
Брось книги, потому что пролетит
Время, словно на крыльях.
Пусть же душу веселит
Молодость игривая!
В танце игривом
Девушка проміниться.
Даже привередливому
Здесь обольстительная встретится.
Вижу он: милая красавица
В танце извивается,
И душа моя от тела
Словно отрывается!
Брось книги, потому что пролетит
Время, словно на крыльях.
Пусть же душу веселит
Молодость игривая!
Переводы М. Борецкого
1. Назовите характерные признаки анакреонтичної поэзии. 2. Кого в средневековой Европе называли вагантами? 3. Из уроков истории (7 класс) вспомните особенности общественного строя средневековой Европы.
4. За стихотворением «Орден вагантов» составьте устав этого ордена. Сравните его с особенностями общественного строя средневековой Европы. Как это характеризует вагантов? Ответ аргументируйте. 5. Можно утверждать, что творчество вагантов является анакреонтичною поэзией? Ответ аргументируйте. 6. По форме «Бедный студент» - нищенская песня. Какие чувства вызывает эта песня на самом деле? Обоснуйте свою точку зрения. 7. В песнях вагантов случается призыв покинуть учиться («долой книжки изнурительные!»). Действительно ли они презирали науку и ученость? Ответ аргументируйте.