ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ОНОРЕ де БАЛЬЗАК (1799-1850)

 

«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ»: ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

 

Структура

 

«Человеческая комедия» состоит из трех частей, каждую из которых Бальзак не случайно назвал этюдами, ведь французское слово «etude»дословно означает «изучение». Такое название подразделений этого грандиоВНОго литературного произведения может расцениваться как еще одно напоминание о стремлении автора к научной систематизации художественного материала.

Части эпопеи называются так: «Этюды о нравах», «Философские этюды» и «Аналитические этюды». Центральное место в ней имеют «Этюды о нравах», в которых писатель выделил сцены частной, провинциальной, парижской, политической, военной и сельской жизни. Такое распределение материала подобный систематизации фактов в научных исследованиях. Конечно, эта схема имела условный характер, и некоторые произведения переходили из одного раздела в другой. Согласно схемы Бальзак разместил свои романы так (названы важнейшие произведения):

1. «Этюды о нравах».

Сцены частной жизни: «Дом кошки, играющей в мяч», «Бал в Со», «Супружеская согласие», «Побочная семья», «Вендетта», «Гобсек», «Силуэт женщины», «Тридцатилетняя женщина», «Полковник Шабер», «Покинутая женщина», «Отец Горио», «Брачный контракт», «Обедня безбожника», «Дочь Евы», «Беатриса», «Первые шаги в жизни».

Сцены провинциальной жизни: «Евгения Гранде», «Прославленный Годіссар», «Провинциальная муза», «Старая дева», «Пьеретт», «Жизнь холостяка», «Утраченные иллюзии».

Сцены парижской жизни: «История тринадцати», «Фачино Кане», «История величия и падения Цезаря Биротте», «Банкирский дом Нусінгена», «Деловой человек», «Принц богемы», «Блеск и нищета куртизанок», «Тайны княгини де Кадиньян», «Кузина Бетта», «Кузен Понс».

Сцены политической жизни: «изнанка современной истории», «Темное дело», «Эпизоды эпохи террора».

Сцены военной жизни: «Шуани», «Страсть в пустыне».

Сцены деревенской жизни: «Сельский врач», «Сельский священник», «Крестьяне».

2. «Философские этюды».

«Шагреневая кожа», «Прощенный Мельмот», «Неведомый шедевр», «Гамбара», «Массимилла Дони», «Проклятое дитя», «В поисках абсолюта», «Марани», «Прощай», «Палач», «Драма на берегу моря», «Красный отель», «Эликсир долголетия».

3. «Аналитические этюды».

«Физиология брака», «Мелкие невзгоды супружеской жизни».

Оноре де Бальзак

 

Итак, согласно плану 1834 p., в будущей эпопеи должны быть три большие части, подобные до трех ярусов колоссальной пирамиды, которые поднимаются друг над другом.

Фундамент пирамиды - «Этюды о нравах», в которых Бальзак хотел изобразить французское жизнь во всех ее проявлениях и деталях, «как оно есть». «Здесь, - отмечал он, - вымышленные факты не найдут места...», поскольку будет описано «только то, что происходит повсюду».

Второй ярус - «Философские этюды», поскольку «после последствий надо показать причины», после «осмотра общества» необходимо «вынести ему приговор».

И наконец, третий - «Аналитические этюды», где «должны быть определены истоки вещей». «Обычаи, - продолжает Бальзак, - это спектакль, причины - это кулисы и механизмы сцены. По мере того, как произведение достигает высот мысли, он, словно спираль, сжимается и уплотняется. Если для “Этюдов о нравах” понадобится двадцать четыре тома, то для “Философских этюдов” нужно будет всего пятнадцать, а для “Аналитических этюдов” - только девять».

Творения, подобного «Человеческой комедии», в мировой литературе еще не было. Это понимал и сам Бальзак: «Набравшись терпения и мужества, я, возможно, доведу до конца книгу о Франции XIX в., книгу, на отсутствие которой мы все ропщем и которой, к сожалению, не оставили нам свою цивилизацию ни Рим, ни Афины, ни Мемфис, ни Персия, ни Индия». Итак, писатель хорошо осознавал значение своего произведения во всемирно-историческом масштабе.

Для создания грандиоВНОго литературного полотна Бальзак считал базовым принципом объективности: «Историком должно было стать французское общество, мне оставалось только быть его секретарем». Одновременно автор «Человеческой комедии» - это не некий нелицеприятный стенографист обычаев: «Суть писателя и то, что делает его писателем и, не побоюсь сказать, приравнивает его к государственному деятелю, а возможно, и ставит выше него, - это определенная точка зрения на человеческие дела, полная верность принципам». Поэтому не удивительно, что «Человеческая комедия» имеет конкретную идейную основу, которая менялась вместе с эстетическими принципами и предпочтениями самого Бальзака, но в целом сформировалась до 1834 г.

Вспомним, что, называя части эпопеи этюдами, Бальзак сознательно сравнивал свое художественное творчество с занятиями ученого. Ведь в обоих видах деятельности тщательно исследуется живой организм современного общества - от его раВНОобраВНОй и изменчивой экономической структуры до высоких сфер интеллектуальной, политической и научной мысли, того, что называется духом эпохи. Впоследствии Бальзак писал: «Мне нужно было изучить основы или одну общую основу... социальных явлений, открыть скрытый смысл огромного собрание типов, страстей и событий». Этот основной «социальный двигатель» он усматривал в борьбе эгоистических страстей и материальных интересов, характеризующих общественную и частную жизнь во Франции первой половины XIX в. И именно этим «двигателем», по мнению писателя, обусловленная неизбежность смены феодализма (относительно инертной эпохи господства аристократов) капитализмом (энергичной эпохой владычества буржуазии).

В «Человеческой комедии» Бальзак стремился проследить, как этот основной процесс проявляется в различных сферах общественной и частной жизни, судьбах конкретных людей, принадлежащих к различным общественным группам - от аристократов до тружеников города и села. Итак, писатель имел все основания называть себя «доктором социальных наук».

Однако в процессе воплощения планов в жизнь объем «Человеческой комедии» все увеличивался. Уже в 1844 p., заключая каталог, содержавший все созданное, и то, что должно быть написанным, Бальзак, кроме 97 произведений, назвал еще 56. А после смерти писателя, изучив его архив, французский ученый III. где Ловенжуль опубликовал названия еще 53 романов, к которым следовало бы добавить больше сотни очерков, которые существуют в виде заметок. «Подумать только, сколько в воображении Бальзака бурлит названий, сколько персонажей, которые вырастают, словно грибы, сколько сюжетов - в этом есть что-то от плодовитости и расточительства... самой природы», - отмечал французский бальзакознавець М. Бардеш.

И действительно, автор «Человеческой комедии», как и Бог, творит свой собственный поэтический мир, словно становясь соперником самой Природы. Свет этот, подобно Природе, имеет практически безграничную способность к саморазвитию. Поэтому если бы Бальзак прожил еще даже целое столетие, «Человеческая комедия» все равно не была бы закончена.

Ad Fontes

Бальзак в «Человеческой комедии» дает лучшую реалистическую историю французского общества, описывая в виде хроники, почти год за годом с 1816 по 1848 p., как усиливается проникновение буржуазии, что поднимается, до дворянского общества, показывает, как последние остатки этого образцового для него общества или уступали натиску вульгарного богача-вискочня, или были им избалованные... Вокруг этой центральной картины Бальзак сосредоточивает всю историю французского общества, из которой я даже в смысле экономических деталей узнал больше... чем из книг всех специалистов - историков, экономистов, статистиков этого периода, вместе взятых...

Ф. Энгельс