ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

Чарлз Диккенс 1812 - 1870

 

Казна филолога

РОМАН «БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ»

 

«Большие надежды» (1861) - роман печальный, пожалуй, самый грустный из всех, написанных Диккенсом. «Жизнь в нем, - сказал Б. Шоу, - не повод для смеха. Эта книга целиком и последовательно правдивая, ни одна другая не может с ней сравниться». Неоднократно отмечалось, что все романы Диккенса полны «большими надеждами», однако только в одноименном произведении они разбиваются вдребезги. Действительно, «Большие надежды» производят впечатление предельной правдивости, той правдивости, граничащей с жестокостью в своей безжалостной откровенности. И в то же время они полны доброты и терпимости, которые дают право жизненный опыт и выстраданная мудрость. Детство неотделимо от иллюзий, взросления - от разочарований, как бы говорит нам автор историей главного героя произведения Пипа.

Роман построен в форме рассказа взрослого героя о собственное детство и юность. Впрочем, события, о которых идет речь в произведении, не отодвинуты в эпическое прошлое, а разворачиваются на глазах читателя и заново переживаются рассказчиком. Так же, как юный Поп, участник этих событий, мы не знаем, что произойдет дальше, хотя и можем догадываться по некоторым намекам и горько-иронической интонации рассказчика, что надежды должны обернуться крахом. Интонационный рисунок повествования в романе создается сочетанием наивности и оптимизма юношеского мировосприятия с трезвой рассудительностью и разочарованностью, что звучит в голосе взрослого. На все происходящее мы смотрим одновременно глазами ребенка и взрослого человека, какой она стала со временем.

Сюжетная коллизия произведения достаточно проста. Деревенский парень-сирота Пип, воспитанный властной сестрой, получает известие о том, что после достижения совершеннолетия его ждут большие деньги и заманчивые жизненные перспективы, а до тех пор он должен «готовиться» к джентльменского жизни на приличное содержание, которое будет выплачивать неизвестный благотворитель. Эту радостную весть герой связывает с реализацией своих самых заветных желаний, центром которых является холодная и жестокая красавица Эстелла. Поп выстраивает собственный сценарий событий, в котором на место благодетеля ставит мисс Хэвишем, личность наименее пригодную для этой роли. Однако реальность оказалась жестокой и неприглядной. Выясняется, что благотворитель Пипа - беглец-каторжник Мэгвич, который мерещился ему в кошмарных воспоминаниях детства. Буряна ночь, которой Мэгвич реально предстал перед Пипом, является поворотным моментом и во внутренней эволюции главного героя, и в сюжете произведения. До этого роман разворачивался как жизнеописание Пипа и охватывал большой промежуток времени от первых детских воспоминаний до юности, а напряженный драматизм, присущий произведения в целом, проявлялся прежде всего в тревожной атмосфере ожидания. С появлением Мегвіча время действия в романе уплотняется, а драматизм выходит на поверхность и реализуется в приключенческом сюжете с характерными для него преследованием, скрытностью, переодеванием и даже дракой.

Заманчивые перспективы, открывшиеся перед Пипом, изменили не только его образ жизни, но и мировосприятие. Диккенс остроумно и в то же время тонко воспроизвел проявления подросткового снобизма. Поп страдает от неуверенности в себе, больше всего боится выглядеть смешным в глазах окружающих и в то же время свысока поглядывает на тех, кому фортуна не улыбнулась так, как ему. Пассивное ожидание жизненных благ превратило героя на человека бездеятельную и безынициативную. Вмешательство в его жизнь Мегвіча кладет конец «большим надеждам» и ставит сложные нравственные проблемы, которые юноша должен решать самостоятельно. Наступает время принимать решение и действовать. «Большие надежды» с полным правом можно отнести к «романов воспитания»: через сиротское детство, амбициозные порывы и безответная любовь, совершая трудный этический выбор, герой приходит к душевной зрелости и мудрости.

Подробности. Причину несчастий Пипа литературная критика обычно видит в деньгах, которые пытался навязать ему Мэгвич, точнее в их разрушительному действию на мораль и психику человека. Впрочем, отношение Диккенса к деньгам далеко от однозначности. Как человек, спізнала нищета, писатель понимал необходимость определенного материального достатка и «обеспечивал» им своих положительных героев. На страницах его романов, особенно ранних, много юношей получают помощь от добрых людей и то, что она должна пойти на пользу, не подвергается сомнению. И как показывают поздние произведения, деньги таят в себе и опасность, поскольку могут развить в человеческой душе гордыню. По-настоящему счастливыми в Диккенса бывают лишь смиренные духом.

М. Стоун. Иллюстрация к роману «Большие надежды»

 

Роман «Большие надежды» демонстрирует сложное переплетение случайного и закономерного и большую роль случая, несовместимую с логикой. Случайной была встреча Пипа с Мегвічем на болотах, случайным было его знакомство с Естеллою... На месте героя мог оказаться любой. Однако эти случайности приобретают в произведении фатального характера. С игрой случая тесно связан мотив иронии судьбы, которая устраивает злые шутки не только с Пипом. Практически все более-менее значимые персонажи романа питают иллюзии, строя на них свои надежды и планы, и всех их постигнет разочарование.

Какой бы сложной ни была мотивация поступков Пипа, в глубине его души постоянно присутствует образ Естелли, который накладывается на все его мысли и действия. Любовь героя к Естелли не имеет ничего общего с тем мирным и успокаивающим чувством, которое Диккенс часто выводил в своих произведениях. Впрочем, любовь, даже несчастная, рассматривается писателем как самая большая жизненная ценность. Сама способность любить оберегает души его героев от омертвения и способствует возрождению человечности. Путь, пройденный Естеллою до того состояния, в котором она находится в конце романа, писатель не изображает, и можно лишь догадываться о душевную эволюцию героини.

Эстелла - новый тип женщины в творчестве Ч. Диккенса. Капризна и своевольна, эгоистична и равнодушна, мучительница и жертва одновременно, она не лишена шарма и даже вызывает у читателя сочувствие и жалость. Неоднозначным, как сама Эстелла, есть и любовь Пипа к ней: это чувство возвышает героя и одновременно заставляет страдать от унижения. Сама по себе Эстелла не является олицетворением зла, но на ней сошлись все «темные» мотивы: социального зла (родители героини - выходцы из низов, ставших жертвой общества), зла в человеческой природе (через нее действует разрушительная сила «адского» злодея Компесона, а сама она - жертва злого мужа), злых намерений и образ (воспитание мисс Хэвишем).

Как часто бывает в литературе, два жизненных пути, два варианта судьбы человека олицетворяют две женщины, с которыми его связало жизнь. Для Пипа такими женщинами Эстелла и Бидди. Они диаметрально противоположны как с социальной, так и с моральной точек зрения. Первая мучает героя, вторая - лечит его душу; с одной связан мрак, с другой - свет. Однако Поп не волен выбирать между ними.

Nota bene. Известно, что Диккенс не собирался делать финал романа счастливым. Пип и Эстелла должны были навсегда расстаться после того, как в последний раз встретятся. Их встреча должна была состояться на Пикадилли: Эстелла, едучи в карете, замечает Пипа, который прогуливается со своим маленьким тезкой, сыном Джо, сама она - уже в новом счастливом браке с врачом. По замыслу автора, Эстелла должна была остановить Пипа и попросить разрешения поцеловать ребенка, тем самым демонстрируя изменения, которые в ней произошли, и свое раскаяние. От этого варианта Диккенса отказал писатель и журналист Е.Дж. Булвер-Литтон. Таким образом, новая редакция финала, что стало окончательным, представляется более удачной. Здесь отсутствует сентиментальность. В сцене случайной встречи Пипа с Естеллою гораздо больше остается в подтексте, чем прямо, словесно, выражается. Печальная и одновременно светлая, своей изящностью она будто контрастирует с первой сценой романа. Туман, который сопровождал героя всю жизнь, поднимается, и все заливает ясное лунное сияние. Впрочем, эпилог вряд ли можно интерпретировать как традиционный happy end, он лишен однозначности и создает ощущение открытости, скорее прелюдии до новых надежд.

Диккенс не был бы самим собой, если бы, фиксируя темную сторону жизни, оставил без внимания его светлую сторону. Пылает огонь в камине, возле которого сидит в своем неизменном кресле Джо, а рядом с ним - маленький сын. Домашний уют, взаимное уважение и любовь в семье, душевный комфорт и определенный достаток, приобретенный честным трудом, - вот награда, которую получают діккенсівські герои с чистой душой. В подобных сценах, конечно, присутствует своеобразная идеализация, но фальшивыми они не выглядят.

Поп не похож на героев-подростков ранних романов Диккенса, которых, подобно Оливера Твиста, никакие обстоятельства не могли сбить с честного пути. Эти одноплановые образы однозначно выражали идею совершенства человеческой природы, ее врожденной способности сопротивляться злу. Поп - обычный человек, и ничто человеческое ему не чуждо. Он наделен добродетелями наравне с недостатками. Главный герой, как и другие персонажи романа, демонстрирует сложность человеческой природы и неоднозначность ее проявлений.

Следует согласиться с теми критиками и исследователями, которые видят в «Больших надеждах» одну из самых примечательных вех на пути Диккенса к бессмертию. Стоит также добавить, что этой вехой обозначена поздняя, наиболее глубокая, творчество писателя, ведь «Большие надежды» полнее впитали достижения гения Диккенса на последнем этапе его длительного творческого пути. В романе речь идет о потере иллюзий не только главным героем, но и самим автором. На смену несколько этажном оптимизма ранних произведений писателя приходит мудрое понимание сложности и непредсказуемости жизни, неоднозначности человеческой природы. И все это в «Больших надеждах» имеет свое, по-діккенсівськи изящное и совершенное, художественное воплощение.