2 КЛАСС
ЛЕСНЫЕ СКАЗКИ
Урок 33
Тема. Юрий Коваль «Бабочка», «Черные ушки»
Цель: ознакомить учащихся с творчеством Юрия Коваля; развивать навыки выразительного чтения, умение выражать свое мнение и аргументировать ее; пробуждать интерес учащихся к животному миру; воспитывать любовь к природе, наблюдательность, любознательность; формировать бережное отношение к жизни живых существ, их привычек и повадок.
Оборудование: портрет Ю. Коваля; иллюстрации разных видов бабочек; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Языковая разминка
1. Игра «Послушай и запомни»
- Одного июньского утра вместе с друзьями мы отправились в поход. Солнце еще только лучился на небосклоне, а мы уже были в дороге. На деревьях пели птицы: жаворонки, перепела, петухи. Особенно выделялись своими звонкими голосами серые мухоловки. Из дупел выглядывали и цвірінькали иволги и соловьи. А большие синицы и пестрые дятлы сидели в своих гнездах-люльках, которые раскачивались на воздухе, и курликали.
- Какие ошибки вы заметили? Докажите, что такого не может быть.
2. Чтение анаграмм. Работа в тетради
- Прочитайте слова и скажите, кто так делает.
Івцньрікає (чирикает).
Уек (кует).
Кмуаєк (квакает).
Аксярк (крякает).
Апсівє (поет).
Екрескоч (скрекоче).
- Что делает бабочка? (Проблема!)
II. Сообщение темы урока
- Сегодня мы прочитаем сказки Ю. Коваля «Бабочка», «Черные ушки». Убедимся, что мир природы удивительный и волшебный. Сколько интересного можно увидеть вокруг! Надо только быть внимательным и наблюдательным.
1. Рассказ учителя о Ю. Коваля
2. Обработка сказок Ю. Коваля «Бабочка», «Черные ушки»
- На что похож бабочка?
Из всех насекомых бабочки больше всего восхищают своей красотой. В Древнем Риме даже существовала легенда, что бабочки произошли от цветов, оторвавшихся от растений.
На самом деле они очень хорошие, потому что их крылья покрыты чешуйками, которые имеют вид копий и черепички, и создают красивые узоры. Бабочки имеют хоботок, которым высасывают нектар из цветов.
Порхая над цветами и садясь на них, бабочки не только пьют сладкий нектар, но и на своих ножках переносят пыльцу с одного цветка на другой, что очень полеВНО для растений.
Если вы захотите увидеть красивых бабочек в своем саду, сажайте больше цветов, и бабочки прилетят, чтобы порадовать вас своей красотой.
3. Подготовка к чтению
1) Упражнения на расширение поля зрения.
Ученики читают слова на карточках, глядя на точку и пытаясь увидеть буквы, которые рядом с ней.
Чу • жи
по • ру
криль • мы
очи • ма
сон • цем
2) Работа в тетради.
Чтение слов: порохнява, стороне, розмастив, вроде, нарисованными, прижимаясь.
4. Чтение сказки учениками (молча)
- Какое это произведение по жанру?
- Почему вы так считаете?
- Какие действующие лица сказки?
5. Повторное чтение сказки «цепочкой»
- Читая, обратите внимание, как состоялась встреча бабочки с автором.
6. Анализ сказки (работа в тетради)
Время года происходили события? Время дня?
- Где отдыхал автор? (Прочитать.)
- Как вел себя бабочка во время знакомства? (Прочитать.)
- Куда всматривался автор, а куда - бабочка? (Прочитать.)
III. Физкультминутка
IV. Обобщение и систематизация знаний
1. Упражнения на совершенствование техники чтения
1) Игра «Дополни предложение» (работа в тетради)
• Рядом с нашим домом лежит...
• Я осторожно...
• Бабочка помахал...
• Говорите было...
2) Игра «Кто быстрее?».
- Дочитайте слова: по...(махал), (руч), (годился); при ...(сел), при ...(тискаючись).
- Какие действия выполнял бабочка?
Бабочка... (смахнул, перелетел, помахал, смотрел).
2. Чтение диалога
3. Дифференцированное задание
1-я группа |
2-я группа |
Какое предложение выражает основную мысль произведения?
1) Лучше жить пчелой, чем умереть бабочкой.
2) Кружил мотылек над коптилкой и сгорел заживо.
3) Буду я природе другом. |
Как по-другому можно назвать сказку?
Подберите свои заголовки. |
4. Творческая работа (работа в тетради)
- Придумайте свой разговор с бабочкой.
IV. Итог урока
- Чему учит сказка?
- Что бы вы посоветовали всем людям относительно бабочек?