2 КЛАСС
ЛЕСНЫЕ СКАЗКИ
Урок 32
Тема. Джозеф Редьярд Киплинг «Слоненок»
Цель: дать краткие сведения о жизни и творчестве английского писателя Д. Г. Киплинга; вызвать интерес к его произведениям; развивать навыки выразительного чтения, умение последовательно пересказывать, оценивать поступки персонажей; воспитывать любовь к природе, наблюдательность, любознательность.
Оборудование: портрет Д. Г. Киплинга; рисунки слона, жирафа, страуса, крокодила, павиана, гиппопотама; иллюстрации с видами природы Африки; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
I. Эмоциональный настрой на урок
Уютно детям в пазухе сказок.
Так бы и слушал о царе Салтане
или о том, как весело казак
обманывал турецкого султана.
О карих лошадей с полуменем грив,
про колдуна, что все на свете может.
И кто бы там что кому говорил,
а сгинет зло и правда победит!...
Лина Костенко
- И взрослые, и дети хотят верить в чудо, в то, что добро побеждает зло, и все будет хорошо.
II. Сообщение темы и цели урока
- Легко ли быть писателем? Задумывались ли вы когда-нибудь, как люди становятся писателями?
- Что может быть толчком, чтобы у людей развился талант к написанию произведений?
- Сегодня мы с вами ознакомимся с творчеством Д. Г. Киплинга и обработаем его сказку «Слоненок».
1. Рассказ учителя о творчестве Д. Г. Киплинга
2. Выразительное чтение сказки учителем
3. Словарная работа. Работа в тетради
- Прочитайте слова правильно и быстро («эхом», за учителем). Объясните значение слов:
придание старины и было, величиной, покачивать, Африка, страусиха, долговязый, гиппопотам, павиан, жираф, равноденствия.
На карте учитель демонстрирует Африку, иллюстрации с изображением природы этой страны, рисунки упомянутых в произведении животных и птиц.
4. Составление описания слона с рисунком. Работа в тетради
5. Рассказ учителя о слоне
6. Чтение произведения учениками молча. Работа в тетради
Во время чтения проводим игру «Губы» (чтения таким образом, чтобы губы во время чтения не шевелились).
- Каким был слоненок?
7. Повторное чтение сказки «цепочкой»
- Где жил слоненок?
- Что интересовало его?
- Каким оно было?
- Как реагировали звери на его вопрос?
- Почему именно так?
- Что ему посоветовала птичка Колоколо? (Прочитать.)
>> Физкультминутка
8. Упражнения на развитие скорости чтения
1) Игра «Кто быстрее?». Работа в тетради
- Найдите и прочитайте, которых прилагательных употребил автор слов:
• нос (пухленький, хорошенький);
• любопытство (ненасытная);
• тетя (длинноногая);
• дядя (долговязый);
• копыто (твердое, крепкое);
• дыни (сладкие);
• утро (превосходный);
• праздник (весеннее);
• слоненок (любопытное и любознательное).
2) Игра «были такие предложения в сказке?». Работа в тетради
• « Ну, прощайте! Пойду я к большой серо-зеленой реки Лимпопо». (Так)
• «А что крокодил ест на ужин?». (Нет)
• «А жило Слоненок в Африке, и всю Африку оно заполнило своим неусыпным интересом». (Так)
• Слоненок взял с собой сто фунтов яблок. (Нет).
9. Краткий пересказ сказки. Работа в тетради
10. Подискутуймо!
- Есть ли польза от любопытства?
III. Обобщение и систематизация знаний.
>> Работа в тетради
- Какой эпизод сказки запомнился больше всего?
- Напишите свое отношение к прочитанному. Что именно понравилось в сказке? Почему? Что не понравилось?
- Чему учит эта сказка?
IV. Итог урока
- Как вы относитесь к поступкам Слоненка?
- Как на его месте поступили бы вы?
- Что нового вы открыли для себя?
- Поинтересуйтесь творчеством Д. Г. Киплинга. Дочитайте сказку до конца.