ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «БУРИ И НАТИСКА». Г. Е. ЛЕССИНГ

3. Жизнь и творчество Лессинга. Эстетические труда

 

Выдающийся писатель, критик, теоретик реализма в литературе и искусстве, бесстрашный борец против политической и церковной реакции своего времени, Готхольд Ефраим Лессинг воплотил в себе лучшие черты той гуманистической немецкой культуры, на наследство которой опираются демократические силы немецкого народа.

Литературная деятельность Лессинга относится ко второй половине XVIII века. Германия в это время переживала трагедию глубокого политического и национального упадка. Со опустошительной Тридцатилетней войны в середине XVII века страна вышла раздробленной более чем на 300 мелких государств, в которых власть была сосредоточена в руках князей и дворян. Немецкие княжества боролись между собой, ведя постоянные разрушительные войны, тяжесть которых ложилась на народные массы. Эти войны однозначно способствовали повышению уровня могущества реакционно-милитаристской Пруссии.

Глубокая экономическая отсталость и политическая раздробленность делали фактическими хозяевами Германии иностранные «большие государства», прежде всего Англию и Францию.

В то время как Англия и Франция в период XVI - XVII веков создали собственную национальную литературу, литература немецкой знати и бюргерства была оторвана от народа, от национальных традиций. Только в романе Гриммельсгаузена «Похождения Симпліциссимуса» (1668) в высоко оцененных Лессингом епіграмах поэта - сатирика Лотау (1604 - 1655) и в некоторых других достижениях того времени было правдиво отражены страдания, которые переживали в течение XVII века народные массы Германии.

Несмотря на все указанное выше, в этой мрачной и затхлой атмосфере уже возникали прогрессивные демократические стремления. Ярким выражением этих стремлений была литературная деятельность Г. Е. Лессинга.

Готхольд Ефраим Лессинг родился 22 января 1729 года в городке Каменц, что в Саксонии, в семье лютеранского пастора. Он был старшим из двенадцати детей.

Еще юношей ощутил вражду к мертвой схоластической науки. Отправлен отцом Лейпцигского университета для занятий богословием, молодой Лессинг вместо этого увлекается философией, филологией, театром. Довольно рано обнаружив, что чтение книг дает немного для знания жизни, семнадцатилетний Лессинг с присущей молодости жаждой наслаждений погрузился в мир этого удивительного города, которое было на то время «маленьким Парижем».

Несмотря на недоумение своих благочестивых родителей, он проводил свободное время в обществе лейпцигських актеров, что трупы принадлежали к известной в то время немецкой актрисы XVIII века, последовательницы классицизма, Каролины Нейбер.

Страсть к театру породила у Лессинга желание стать «немецким Мольером». В 1748 году труппа Нейбер с успехом поставила юношескую комедию будущего известного драматурга «Молодой ученый», что высмеивала традиционный для Германии того времени тип ученого-педанта.

Лессинг - старший вызвал сына домой и позволил вернуться в Лейпциге только при условии отказа от театра; единственной уступкой, на которую согласился отец, было разрешение перейти на медицинский факультет.

Вскоре после возвращения Лессинга до Лейпцига трупа Нейбер распалась, оставив его с подписанными им неоплаченными векселями. Оплатив долги со своей стипендии, он уехал из Лейпцига.

Лессинг, как и большинство просветителей, придавал большое значение театру, рассматривал его как самый действенный из всех видов искусства. Проникаясь плачевным состоянием театрального дела в Германии, Лессинг не только глубоко изучал современные английский и французский театры, но и его истоки и традиции. Критик ставил перед собой задачу вывести немецкий театр из жалкого состояния и воспитать настоящего зрителя. Поэтому он организовал один за одним ряд театральных журналов, с помощью которых пытался обновить репертуар театра.

В конце 1751 года Лессинг поступил в Виттенбергского университета на медицинский факультет, где уже через год получил степень магистра.

Затем вернулся в Берлин и следующие три года упорно работал, утверждая за собой репутацию проницательного литературного критика и талантливого писателя, пытаясь заработать на жизнь пером.

В феодальной Германии времен Лессинга писатель из среды бюргерства мог рассчитывать на сколько-нибудь обеспеченное положение лишь отказавшись от независимости и поступив на службу к одному из немецких или иностранных князей. Даже самые смелые «умы» Германии XVIII века должны были мириться с этим унизительным статусом.

Молодой Лессинг восстал против установившегося порядка. Вместо карьеры профессора одного из немецких университетов, всецело зависевших от произвола князей, положения придворного поэта он предпочел полуголодной, но независимому существованию профессионального литератора.

В Берлине драматург обращался преимущественно к написанию стихов, эпиграмм, басен, комедий. В своих критических статьях он разоблачал пресмыкательства немецких писателей перед властью и титулом, осуждал оторванную от жизни «цеховую» ученость, невежество и педантизм.

В 1755 году создал драму в прозе - «Мисс Сара Сампсон» - первая в немецкой литературе «мещанскую» драму. Создана по образцу «Лондонского купца» Дж. Лилло, эта сентиментальная пьеса воплощала убежденность Лессинга в том, что, следуя более естественный английский театр, немцы смогут создать по-настоящему национальную драму. Эта пьеса оказала значительное влияние на развитие немецкой драматургии, хотя устарела уже через два десятка лет.

Несмотря на то, что Лессинг вскоре снискал славу первого критика и журналиста Германии своего времени, ему постоянно приходилось бороться с нуждой. Кроме того, имея неудержимое влечение к практической деятельности, к общению с людьми, он не мог удовлетвориться исключительно литературной деятельностью.

Невозможность создать в Германии пригодные для жизни условия вынудила критика в 1755 году думать о поездке в Москву, где он мог рассчитывать на место профессора при только что открытом Московском университете.

В 1759 году вышли в свет в Берлине басни Лессинга.

11 ноября 1760 года писатель был избран членом - корреспондентом Берлинской Академии наук. Однако, эта весть не застала его в столице. В 1760 году во время Семилетней войны Лессинг принял предложение губернатора Силезии, генерала Тауенцина, стать его секретарем. Годы, проведенные Лессингом на службе в Бреславлі (1760 - 1765), были для него школой практической жизни и вместе с тем годами напряженной работы и теоретических соображений.

В течение этого времени Лессинг создает два произведения, которые имели весомое значение для развития немецкой национальной литературы, - трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» (опубликован в 1765 году) и драму «Минна фон Барнхельм, или Солдатское счастье».

Однако, жизнь в столице деспотичной Пруссии не удовлетворяло Лессинга. Ему был хорошо понятным милитаристский характер монархической власти Фридриха II и по ней он не питал никаких иллюзий.

Стремление найти для себя общественную трибуну, с которой он мог бы обратить свой голос не только до узкого круга образованного бюргерства, но и в более широких слоев населения, заставило Лессинга в апреле 1767 года переехать в Гамбург. Драматург пытался именно здесь воплотить свою мечту о национальный театр.

К этому времени в Германии были только странствующие театральные труппы и новый театр задумывался как первый стационарный национальный театр.

Итогом этого периода жизни Лессинга стал театральный журнал «Гамбургская драматургия» (1767 - 1769). Берясь за издание журнала, писатель ставил перед собой задачу ознакомить публику с пьесами текущего репертуара, имел целью их критический обзор и анализ игры актеров. Однако, сохранить регулярность выпусков оказалось невозможным.

В полном виде «Гамбургская драматургия» увидела свет весной 1769 года. В ней Лессинг проанализировал пьесы, которые шли на сцене театра в течение 52 вечеров (от 22 апреля до 28 июля 1767 года).

С горечью говорил Лессинг о крахе затеи создать национальный театр на последних страницах «Гамбургской драматургии»: «Пришло в голову наивное желание основать для немцев национальный театр, тогда как мы, немцы, еще и не нация».

После краха гамбургского театра, который просуществовал менее двух лет, Лессинг вынужден был принять приглашение герцога брауншвейгского, который предложил ему пост библиотекаря в Вольфенбюттелі (начиная с мая 1770 года и до конца жизни).

Пребывания в Брауншвейге было, пожалуй, самым трудным периодом в жизни Лессинга.

Лишь на короткое время ему удалось вырваться в Италию (1775), он посетил Рим, Флоренцию, Милан, а на обратном пути посетил Вену. Здесь в 1776 году взял брак с Свою Кениг, с которой был помолвлен еще с 1771 года. Семейное счастье Лессинга было непродолжительным. Через год Ева умерла, забрав с собой в могилу единственного сына.

Медленно угасала жизнь драматурга. Готхольд Ефраим Лессинг умер 15 февраля 1781 года в Брауншвейге.

Высший смысл своей жизни Лессинг видел в обновлении немецкого национального театра, главное назначение которого, как в древнегреческую древности, должно заключаться в формировании совершенного человека и гражданина. Театр должен пробуждать все духовные силы человека, которые заложены в ней самой природой. Высшей морали отвечала сознательная установка человека на самореализацию (реализацию своей родовой сущности), а не страх нарушить запрет или желание заслужить вознаграждение. Средством такого воспитания должен стать театр.

Следствием углубленных исследований в области теории и истории искусства стал трактат «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», центральным вопросом которого стало выяснение границ между живописью и поэзией, их специфики и своеобразия художественного языка.

В указанной теоретической труда Лессинг разделяет все виды искусства на пространственные (к ним относится живопись, поскольку изображает предметы, находящиеся рядом) и временные (поэзия - изображает события в движении, то есть в их временной последовательности). Подобный подход ориентировал художников слова не на описательность, а на проникновение в психологию, изображение чувств и страстей.

В трактате находим воплощение идеи борьбы за новые пути развития как самой Германии, так и ее искусства. Этим обусловлена полемика Лессинга на страницах произведения с «концепцией прекрасного» П. Винкельмана, который считал наличие «эффекта покоя» важнейшим признаком красоты и согласно своей теорией искусства призвал людей к смирению и повиновению. Лессинг же придерживался просветительской концепции человека в искусстве - драматург, наоборот, выступал сторонником решительных действий граждан как в реальной жизни, так и в произведениях искусства: «Герои на сцене должны проявлять свои чувства, выражать открыто свои страдания и не препятствовать проявлению природных склонностей».

Лессинг утверждал идеал деятельного человека и обращал внимание не на постоянство, а на изменчивость человеческой природы.

Эталоном прекрасного, в понимании Лессинга, могли служить не только проверенные временем образцы античного искусства, но и современность.

 

Эстетика театра Лессинга:

динамизм характера и действия; его он находил у Шекспира. В сборнике статей «Гамбургская драматургия» Лессинг подвергал критике театр Корнеля и Вольтера за подражания готовых образцов, за типичность и шаблонность образов и навязчивый дидактизм, а главное - за статичность. Движение, внутреннее беспокойство, постоянная готовность к самореализации - отныне это важнейшие положения для немецкой эстетической и философской мысли;

значительная роль воображения; в художественном произведении, по мнению драматурга, «весомым является только то, что оставляет свободное поле для воображения. Чем больше мы всматриваемся в объект, тем больше наша мысль должна иметь возможности добавить от себя к увиденному, а чем напряженнее работает наша мысль, тем активнее наше воображение». Возвышая роль воображения в восприятии реальности, Лессинг характерным образом отрицал английский эмпиризм: «Нет ничего более обманчивого, чем общие законы наших чувств»;

считал эстетически полноценным лишь драматический характер; это не тот обобщенный характер, что проявляется в обыденной ситуации, когда все стороны личности сосуществуют в равнодушной гармонии, а тот характер, который выковывается в процессе жизненных соревнований, когда человек попадает в экстремальную, не предусмотренную ее официальным статусом ситуацию. Именно тогда определенные сущностные стороны личности «актуализируются», самовиявляються для преодоления внешней помехи. Происходит становление характера, порой в неожиданном для него самого направлении;

подчеркивая значение типового, понимал, что без живых индивидуальных черт поэтические характеры превращался в абстрактные олицетворения. Именно через это он критиковал героев Корнеля и других представителей классицизма, а также Д. Дидро за его тяготение в теории и художественной практике к «идеальных характеров»;

сформировал целостную концепцию драмы в борьбе против классицистической драматургии и теории драмы. Фальшивая, с точки зрения Лессинга, сама форма классицистической драматургии. И это проявлялось не только в симуляции единства времени и места, недосягаемого и ненужного, но и во всей структуре пьес - в построении действия и диалога, в неестественной, манерній речи героев. Герои подобных произведений - не люди, а машины. Такими их сделали придворные обычаи и вкусы. Неприятие формы диктувалось неприятием содержания. Лессинг отрицал идейные и моральные принципы классицизма - уничтожение личности во имя государственных интересов, отказ от радостей жизни и т.п.;

идеал драматурга - характеры мужественные, сильные, живущих законами гармонии разума и чувства;

утверждая главным принципом драмы реалистическое изображение действительности, Лессинг, как все просветители, выступал убежденным сторонником учения об общественной роли искусства;

трагедии древних греческих поэтов, а также Шекспира - это истинная вершина драмы. Они были верны природе, человеческой удачи, страсти их героев находили выражение в действии, из действия же, строго логичной и целесообраВНОй, вытекает и их моральный урок.

Вывод. У Лессинга многое взяли для своей эстетики Кант, в частности о роли воображения; ранние романтики - о роли внутреннего, духовного движения; «веймарські классики» - о духовную полноту существования человека как возвращение к природе, но на новом более высоком уровне; и все вместе - о том, что человек должен реализовать свое высокое предназначение, которое заложено в самом человеке.

Социально-нравственные проблемы философской трагедии «Натан Мудрый»

Последней пьесой Лессинга стало трагедия «Натан Мудрый» (1779). В отличие от всех предыдущих произведений, эта драматическая поэма написана белым стихом. Действие произведения происходило в конце XII века в Иерусалиме в эпоху крестовых походов. В основу произведения положена мысль о том, что фундаментом любой религии было моральное чувство, а догматический смысл имел текучий характер и ни в коей мере не свидетельствовало о превосходстве одной религии над другой.

Три главные герои - арабский султан Алладин, богатый иерусалимский купец еврей Натан и христианский рыцарь - храмовник (член средневекового рыцарского ордена тамплиеров), который прибыл в Иерусалим с войсками крестоносцев, - принадлежали к трех разных наций и религий. По ходу развития драмы Лессинг заставил своих героев забыть предубеждения, которые они разделяли, осознать братство, что объединяло людей.

В центре произведения - трагический образ Натана Мудрого, глубины личности которого раскрывались в рассуждениях и поступках. После еврейского погрома погибла вся его семья (жена и семеро детей). Он три дня и три ночи лежал в прахе и пепле и отныне клялся беспощадно мстить всем христианам без исключения.

Но потом до Натана вернулся разум. И когда ему принесли христианскую девочку Леху, он удочерил ее и воспитал не согласно с еврейскими убеждениями, а в духе деятельной любви, которую он сам имеет в своей душе.

Нравственная высота человека - в проявлении деятельной любви, превосходства общечеловеческой морали над искусственными догмами. Эти мысли были дорогими Лессінгу. Не случайно в одном из очерков драмы он записал: «способ мышления Натана ... всегда был моим способом мышления».