ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 5 класс

РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

 

ГАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН

 

СОЛОВЕЙ

 

История создания

Еще в 1839 г. Г. К. Андерсен задумал написать историю про злого короля, перед которым в предсмертное время появилось все то зло, что он совершил в течение жизни. Однако позже замысел изменился. Чтобы не обижать короля Дании, писатель в 1840-х годах решил перенести действие сказки на дальний Восток - в Китай. На замысел сказки повлияло также знакомство Андерсена с шведской оперной певицей Иене Линд. Эта женщина, которую все называли шведским соловьем, очень любила сказку «Гадкий утенок», потому что сама в возрасте 9-10 лет была очень непривлекательной, робкой и страдала от постоянных обид подруг. Но в 18-19 лет Иене Линд превратилась в очаровательную певицу, которая пользовалась большой популярностью.

Комментарии

Андерсен стремился своими сказками не только развлечь детей и взрослых, но и побудить их к осмыслению жизни. Писатель хотел напомнить людям, что жизнь очень коротка, поэтому каждый человек должен подумать о том, какой след она оставит по себе. Андерсен пытался

помочь людям преодолеть ужас смерти с помощью искусства, которое «может открыть в них нечто такое, чего они еще не знали. Итак, в этой сказке нашли отражение размышления Андерсена о жизни и смерти,

о настоящих и фальшивых ценностях, об искусстве и его влиянии на людей.

Работа с текстом

1. Почему император захотел узнать о чрезвычайной птичку? Возможно, он заинтересовался искусством? Так ли это? Докажите свое мнение цитатами.

2. Что рассказала о соловье маленькая девочка?

3. Расскажите о том влиянии, которое оказал пение соловья на императора.

4. Почему Смерть отступила от императора?

5. Вспомните, что такое антитеза. Найдите антитезы в сказке Андерсена.

6. Определите основную мысль сказки. Какие ценности утверждает в ней писатель?

7. Прочитайте еще раз финал сказки от слов: «Я не могу жить во дворце, но позволь мне прилетать...» Сделайте выводы о сущности истинного искусства: каким оно должно быть.

Иене Линд

Красота слова

Чтобы подчеркнуть противопоставление настоящего и искусственного, Андерсен прибегает к раВНОобразных описаний. Так, в произведении подробно описано, как выглядела искусственная птичка, которую прислал императору Китая японский император, Найдите это описание, прочитайте и перескажите его. А когда появляется описание настоящего соловья? Как он выглядел? Как вы думаете, почему автор больше акцентирует внимание не на его внешних признаках, а на том, какое влияние он оказывал на разных людей?

Творческое задание

Составьте устное сочинение (6-7 предложений) на тему «Почему плакал император и что означали слезы на его глазах?».

Рассмотрите иллюстрации Г. Нарбута к сказке Г. К. Андерсена «Соловей» (1912). Какие эпизоды на них запечатлены?

Творческое задание

Напишите мини-сочинение (7-10 предложений) на тему «Мой любимый герой (героиня) из сказки Андерсена - это...». Создайте своего произведения рисунки, придумайте к ним подписи.