ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 5 класс

РАЗДЕЛ И СКАЗКИ НАРОДОВ МИРА

 

ГАНС КРИСТИАН АНДЕРСЕН

 

ДИКИЕ ЛЕБЕДИ

 

История создания

Эта сказка возникла на основе народной сказки «Одиннадцать лебедей» из сборника переводов датского писателя Маттиаса Винтера «Датские народные сказки» (1823). Кроме того, в произведении Андерсена нашли отражение и его детские воспоминания (счастливая жизнь с отцом), и впечатления от пребывания в Копенгагене. Гуляя по тропинкам Королевского сада, Андерсен любовался великолепным дворцом Розенборг и белыми лебедями, которые плавали в небольшом озере. Он всегда любил этих гордых и прекрасных птиц. Возможно, именно они вдохновили художника на создание сказки «Дикие лебеди».

Переводы и переводчики

Сказка «Дикие лебеди», как и другие произведения Андерсена, существует в разных переводах, которые интересно сопоставлять. Каждый из переводчиков масс свои подходы. В переводе Оксаны Иваненко сохранено основное содержание оригинала, достаточно точно воспроизведены все основные события и образы. Вместе с тем очень профессиональным является также перевод Галины Кирпы, который масс свои особенности. В частности, переводчица подчеркнула мысль о том, что Элизе помогает преодолеть препятствия не только природа, но и сам Господь Бог, который ведет ее в поиске братьев. А когда братья-лебеди прилетели, чтобы защитить сестру от несправедливого наказания, люди восприняли это как Божье знамение.

1. Определите зачин, основную часть, концовку произведения.

2. Охарактеризуйте мир увлечений королевских детей. Какими были их любимые занятия?

3. Как новая королева отнеслась к детям?

4. Расскажите о те волшебства, которые мачеха применяла против Элизы и ее братьев.

5. Объясните, почему злые чары королевы действовали не в полной мере.

6. Найдите в описаниях природы сравнимой, эмоционально окрашенные прилагательные, наречия.

7. Раскройте значение описаний природы для подчеркивание основных событий и образов.

8. Какие испытания выпали на долю Элизы?

9. Моральные качества помогли Элизе спасти братьев?

10. Какие ценности (семейные, моральные, общечеловеческие) утверждаются в сказке?

11. Определите отношение автора к героям сказки. Обратите внимание на то, какие части речи преобладают в изображении сказочных персонажей.

Красота слова

Традиционной антитезой в сказках Андерсена есть противопоставление настоящего и искусственного. Можем вспомнить много сказок, где это оказывается:«Соловей», «Принцесса на горошине», «стойкий оловянный солдатик» и др. Настоящее искусство, настоящая принцесса, настоящий солдат - за всеми этими сказочными образами стоит убеждение автора в том, что и сам человек должен быть настоящим и ценить в своей жизни то, что является настоящим: отношения, чувства, духовные ценности. Давайте попробуем определить в сказке «Дикие лебеди», что является настоящим, а что - ложным.

Творческое задание

В сказке «Дикие лебеди» упоминается много предметов, которые использованы не только в прямом, но и в переносном смысле, воплощая определенную мысль, идею. Назовите эти предметы и раскройте их скрытый смысл. Продолжите предложения.

Слезы Элизы, что превращались в бриллианты, - это воплощение (чего?) ... .

Слезы младшего брата, которые лечили руки Элизы, - это воплощение (чего?) ... .

Три красные маки, в которые превратились лягушки, - это воплощение (чего?) ... .

Белые лебеди - это воплощение (чего?) ... .