В КОСМОСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШИ
Странствуя в беспредельном пространстве литературы, вы, наверное, заметили: о чем бы ни писал писатель, больше всего его интересует мир человека с его настроениями, чувствами, переживаниями, т.е. то. что называют душой. «Есть зрелище прекраснее, чем небо - глубина человеческой души», - с восторгом писал французский писатель Виктор Гюго. В то же время можно услышать и такое выражение: человек с убогой, скудной душой. Погружаясь в мир литературы, мы словно оказываемся в космосе человеческой души. Здесь есть большие и маленькие звезды, загадочные планеты, яркие кометы и черные дыры. Желая глубже познать мир человека, писатели отражают не только реальное, а мнимое жизни. Во многих произведениях действуют нереальные герои, происходят нереальные события в вымышленных странах. Произведения, воображаемый мир которых не соответствует реальному миру, называют фантастическими (от греческого способность представлять). Среди них особое место принадлежит научной фантастике - художественной литературе, в которой представлена жизнь людей в будущем, прошлом, среди внеземных цивилизаций' и т.п. на основе научных знаний, что достигло человечество на время написания произведения.
Отправимся и мы в путешествие во времени и пространстве вместе с писателями Рэем Дугласом Брэдбери и Антуаном де Сент-Экзюпери.
Рэй Дуглас Брэдбери (родился в 1920 г.)
Даже время не ограничивает писателя: он может блуждать во мраке, предшествовавший сотворінню мира и описывать будущее, которое видит, как сегодняшний день.
Айзек Азимов
Путешественником в будущее называют современного американского писателя Рэя Дугласа Брэдбери. Склонность к литературному творчеству проявилась у него еще в раннем
1 Цивилизация - ступень общественного развития.
детстве. Малый Рей с удовольствием слушал сказку Лаймена Баума «Волшебник страны Оз», которую читала мама. Особый интерес у него вызвали детективные и фантастические истории еще одного соотечественника - Эдгара Аллана По. А вспоминая об увлечении произведениями Жюля Берна, он в шутку называл его своим отцом.
Как-то в руки восьмилетнего Рея попал журнал с изображением на обложке гигантских муравьев, которые преследовали человека. Это был журнал научной фантастики, который оказался для него настоящей сокровищницей литературных чудес. Среди незабываемых впечатлений детства писатель вспоминает и встречи с известными ілюзіоністами2. Они настолько влияли на воображение Рэя, ему хотелось самому стать волшебником, способным летать в другие миры.
Своей Машиной Времени юный фантазер выбрал детскую печатную машинку, в которой были только большие буквы. Именно на ней двенадцатилетний Рэй выстукивал первое фантастический рассказ. Однако слава не спешила к писателю. Путь к ней пролегал через создание собственного журнала, а также работу распространителем прессы. Впоследствии Брэдбери вспоминал: «Когда я продавал газеты, друзья спрашивали меня: «Что ты здесь делаешь?» Я отвечал: «Становлюсь писателем». «Ты выглядишь не по-писательски», - говорили они. «Однако я чувствую себя как писатель», - возражал я». Он действительно не только продавал прессу, но и делал то, что свойственно художникам слова: наблюдал за людьми, підмічав яркие детали окружающего мира и придумывал новые рассказы.
Сам Брэдбери признавался, что значительная часть его произведений возникла из неожиданных впечатлений, которые звалювались на него, как ливень. Так родились и знаменитые «Марсианские хроники»f (1950), которые сделали писателя знаменитым на весь мир. Научной фантастике Брэдбери придает чрезвычайно важное значение как особом сигнала тревоги, который может спасти человечество от многочисленных опасностей.
1 Детективные произведения - произведения, содержание которых посвящено раскрытию запутанного преступления.
2 Иллюзионист - артист, который с помощью ловкости рук и специальной аппаратуры создает видимость «чудес».
3 Хроника - литературное произведение, в котором последовательно раскрывается история общественных или семейных событий за длительный промежуток времени. Брэдбери описывает историю открытия, заселения и ограбления землянами планеты Марс течение 1999-2026 лет.
1. Объясните, почему американский писатель Брэдбери называл Жюля Берна своим отцом.
2. На основе статьи придумайте фантастическую историю про Рэя Дугласа Брэдбери - мальчика, который превратил печатную машинку на Машину Времени.
Интересно знать
В истории мировой культуры являются произведения магической силы.
К ним принадлежит и портрет Джоконды работы итальянского художника Леонардо да Винчи (1452-1519), что хранится в Луврі1 (Париж). Сам Леонардо был уникальной личностью, в которой сочетаться скульптор, архитектор, музыкант, писатель, ученый. Но более всего он был живописцем. По одной из версий, на портрете, известном еще под названием «Мона Лиза», изображен молодую флорентійську2 женщину. В течение веков ее воспринимали по-раВНОму. Одни считали красивой, другие - уродливой. Кто-то видел в ее глазах холод, а кто - то-грусть или задумчивость. Но не менялось одно - постоянный интерес к портретного изображения, направленного на зрителя взгляда, загадочной, словно изменчивой, улыбки. Лина Костенко мнение о извечную ценность шедевра Леонардо да Винчи выразила в стихотворении «Уже началось, наверное, будущее...»:
Проходят фронды и жіронди,3
Проходит славное и громкое,
Ищите улыбку Джоконды,
Она никогда не пройдет.
Предсказать судьбу знаменитой картины пытался и Рэй Дуглас Брэдбери. Попробуем и мы расшифровать один из литературных сигналов писателя - новелла «Улыбка».
1 Дувр - всемирно знаменитый музей, расположенный в здании королевского дворца.
2 Флоренция - город в Италии.
3 Фронды, жіронди - названия политического движения и политической партии.