ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература 10 класс

ОНОРЕ де БАЛЬЗАК (1799-1850)

 

«ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ КОМЕДИЯ»: ТВОРЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ, СТРУКТУРА И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ

 

Творческая история

 

Первые зарисовки грандиоВНОго труда появились в 1833 p., работа над последними страницами закончилась незадолго до смерти автора (роман «изнанка современной истории», 1848). В 1845 г. писатель составил список всех произведений «Человеческой комедии», который насчитывал 144 названия. К сожалению, полностью реализовать свой замысел он не успел.

«Человеческая комедия» должна была стать научно-художественным материалом для изучения психологии и жизни общества, современного писателю. Видимо, влияние научного духа того времени на Бальзака ни в чем не сказался так ярко, как в его попытке собрать свои романы воедино. В предисловии к «Человеческой комедии» он проводит параллель между законами развития животного мира и человеческого общества. Впоследствии Бальзак связал зарождение замысла «Человеческой комедии» с достижениями современного ему естествознания, в частности с системой «единства организмов» Ж. де СентТлера, учение которого предшествовало знаменитой теории Чарльза Дарвина. Знакомство с этими научными открытиями и достижениями французской историографии 1830-х годов способствовало становлению художественной системы писателя. Многоликий и многомерный мир «Человеческой комедии» и есть баль - заківською системой «единства организмов», в которой все взаимосвязано и взаємообумовлене.

В годы создания «Человеческой комедии» с уже упомянутым Сент-Илером полемизировал другой выдающийся естествоиспытатель - Жорж Леопольд Кювье, основатель анатомии и палеонтологии. Однако Бальзак, несмотря на полемику этих ученых, использовал в своем творчестве достижения их обоих. Так, Кювье как-то сказал: «Дайте мне одну кость, и я за ней вспомню всю животное». Бальзак тоже часто доказывал свое умение за судьбой одного персонажа разглядеть и воспроизвести сложный комплекс проблем всего общества. Монологи Гобсека является творческим предвидением тех законов капитализма, политэкономия откроет лишь через полвека после написания «Человеческой комедии».

Если истоки буржуаВНОй Франции связаны с величественными и трагическими событиями революции 1789 p., то Июльская монархия, по мнению Бальзака, была жалкой и жестокой карикатурой на идеалы вождей этой революции. Трагедия XVIII в. сменилась комедией середины XIX в., которую играют - иногда даже не осознавая этого (характерно название одного из произведений «Человеческой комедии» - «Комедианты не осознанно для себя») - реальные наследники великих революционеров. Назвав свой труд «Человеческой комедии», Бальзак, по сути, вынес приговор всем буржуаВНО-дворянскому обществу своего времени. В этом названии отражено и внутренний драматизм эпопеи, первая часть которой - «Этюды о нравах» - не случайно разделена на «сцены», как в драме. Подобно драматического произведения, «Человеческая комедия» насыщена конфликтными ситуациями, которые обусловливают необходимость активного действия, жестокого противоборства антагонистических интересов и страстей, что заканчивается для героя иногда комично, реже - мелодраматично, чаще же - трагически.

Что же хотел сказать Бальзак своим неповторимым творением? В письме к госпоже Карру он пишет: «Мое произведение должно вобрать все типы людей, все общественные состояния, оно должно воплотить все социальные сдвиги так, чтобы ни одна жизненная ситуация, ни одно лицо, ни один характер, мужской или женский, ни один образ жизни, ни одна профессия, любые взгляды, ни одна французская провинция, ни хотя бы что-нибудь из детства, старости, зрелого возраста, с политики, права или военных дел не оказались забытыми». Не удивительно, что писательница Жорж Санд, высказывая свои впечатления о гигантский сочинение, сказала, что историки будущего будут изучать эту эпоху по романам Бальзака, а называться она будет «Францией эпохи Бальзака».

ГрандиоВНОе произведение требовал величественной названия. Она пришла к писателю не сразу, а через десятилетия после возникновения замысла. Бальзака поразил заголовок неудачной поэмы Шанселя, который в ней был почти случайным. А вот для Бальзака он оказался очень кстати, поскольку не только объяснял концептуальную суть великого литературного произведения, но и ассоциативно связывал его с шедевром мировой литературы - «Божественной комедией» Данте Алигьери.

Оноре де Бальзак так объяснял выбранную название: «Огромный размах плана, одновременно охватывает историю и критику общества, анализ его недостатков и обсуждение его основ, позволяет, я считаю, дать ему тот заголовок, под которым он появится, “Человеческая комедия”. Или претенциозный он, только правильный? Это решат читатели, когда работа будет закончена».

Время показало, что Бальзак был прав, - заголовок оказался правильным. Его произведение занял в истории современного ему общества такое же место, как в эпоху Средневековья поэма Данте: великий итальянец сделал попытку дать всеобъемлющее видение потустороннего мира, а великий француз - реального, земного.