КЛАССИЦИЗМ
Мольер «Мещанин-шляхтич»
Мольер (1622-1673) - создатель
классической комедии, великий комедиограф. Он был наделен многими талантами и
известен не только как писатель, но и как актер, как создатель так называемого театра Мольера.
Он утвердил на театральной сцене Франции школу актерского мастерства, которую
впоследствии стали называть школой Мольера, а крупнейший французский театр «Комеди
Франсез» и поныне называют Домом Мольера.
Творчество Мольера связана с
классицизмом, однако художественный мир его комедий богаче и шире от тех норм,
которые были установлены этим литературным направлением. Мольер не боялся их нарушать.
В своем творчестве он придерживался правил, установленных им самим. «Люди должны
быть представлены в комедии такими, какие они на самом деле, чтобы в действующих лицах ее
можно было бы узнать современное наше общество», - говорил Мольер. Если правила
помогают создать такую комедию, то их нужно соблюдать, если нет - «не
будем обращать на них внимания». Творчество Мольера связана с демократическими и
прогрессивными идеями его времени. «Мольер едва ли не найвсенародніший и поэтому прекрасный
художник нового времени», - писал Л. Н. Толстой.
Мольер родился 15 января 1622 года
в Париже в состоятельной буржуаВНОй семье, которая несколько веков занималась ремеслом
обойщиков-драпірувальників. Отец Мольера, Жан Поклен, был придворным
оббивальником и камердинером короля, в обязанности которого входило следить за
королевской кроватью и другой мебелью. Мать Мольера, Мария Крессе, происходила из
семьи состоятельных образованных парижских буржуа де Крессе, среди членов которой было
несколько музыкантов.
Отец видел в Жан-Батістові
наследника своего ремесла. Но мальчик еще с детства влюбился в театр. Дед
Мольера, Лопе де Крессе, часто водил внука на спектакли парижского театра
«Бургундский дом». Тогда на его сцене ставили блестящие трагедии Пьера Корнеля,
создателя классических образцов французской трагедии. Сын оббивальника представил себя на
сцене в одеждах трагического героя. Свою мечту парень скрывал от родных, ведь
актеров, которых тогда называли комедиантами, считали найнікчемнішими людьми. Актеры
были прокляты церковью, их не разрешали хоронить по христианскому обряду, если
перед смертью они не отказались от своего занятия.
В 10 лет Жан-Батист потерял свою
дорогую мамочку. Поклен-отец, пользуясь своими придворными связями, поместил
сына в привилегированное учебное заведение - Клермон-коллеж (позже - лицей
Людовика Великого) в Париже, в котором обучались дети знати и зажиточных буржуа.
Уже на школьной скамье будущий драматург ознакомился с древнегреческими
комедиями, заинтересовался трудами античных философов и даже сам перевел
на французском языке поэму римского поэта Лукреция «О природе вещей». Во время
обучение в колледже парень познакомился и подружился с известным на весь Париж
дуелянтом и автором сатирических романов Сирано де Бержераком. Вместе они даже
написали комедию «Осмеянный педант». После окончания школы юноша штудировал
философию, беря уроки у выдающегося французского философа Пьера Гассенди. Три
года Жан-Батист изучает юриспруденцию в Орлеанскому университете и в 1641 г.
сдает экзамен на звание лиценциата прав.
Но юридическая карьера привлекала
юноши не больше, чем отцовское ремесло, и в 1643 г. Жан-Батист Поклен воплощает
в жизнь свою сокровенную мечту - он становится актером. Вместе с семьей Бежар будущий
комедиограф создает «Блистательный театр». Тогда же, чтобы не позорить родительское
имя, он избирает себе сценический псевдоним Мольер. Труппа, состоявшая из 9
актеров, среди которых была и Мадлен Бежар, партнерша по сцене и подруга по
жизни, начала давать спектакли в Париже. Однако на «Блестящий театр» ждала совсем
не блестящая судьба. Соперничать с богатыми крупными театрами молодая труппа была не
в состоянии. Не хватало средств и талантливых пьес, которые могли бы привлечь внимание
публики. Мольер неоднократно влезал в долги и даже сидел в долговой тюрьме.
Вскоре «Блестящий театр» пришлось закрыть. Мольер решил покинуть Париж и с
остатками труппы искать счастья в провинции. Там они присоединились к труппе
странствующих актеров Дюфрена. Позже Мольер сам возглавил труппу, которая гастролировала в
городах и замках Нормандии, Бретани, Пуату, Гаскони и Лангедоке длинных
двенадцать лет (1646 - 1658). Эти годы стали для будущего драматурга
настоящей школой жизни, богатым источником опыта.
Бедность репертуара побудила
Мольера взяться за перо. Сначала это были одноактные пьесы, фарсы «Влюблен
врач» и «Ревность Барбуйє», а также комедия «Ветреник». Постепенно труппа зажила
популярности, она уже могла выступать в больших городах. Как-то встретился Мольер
в Лангедоке со своим бывшим товарищем по Клермон-коллежа принцем Конти, который
почувствовал гениальность Мольера. Он отрекомендовал его брату короля принцу
Филиппу Орлеанскому, и 24 октября 1658 труппа Мольера дебютировала в Лувре в
присутствии короля Людовика XIV. Она сыграла перед королем комедию Мольера
«Влюбленный доктор», написанную в духе итальянской комедии масок. Пьеса вызвала
фурор. Король оставил труппу, которая получила название «Труппа Монсеньора1»,
в Париже, отдал ей помещение театра Пти-Бурбон в Лувре, выделил Мольеру
ежегодный пенсион в 1500 ливров. Отныне Мольер будет пользоваться благосклонностью
молодого Людовика XIV. Король сочтет его весельчаком, острословом, мастером
развлечений, но отнюдь не грозным сатириком, который поднимет на смех привилегированные
слои общества и пошатнет авторитет церкви.
В 1659 г. Мольер ставит одноактную
комедию «Смешные манірниці», направленную против модной тогда «преціоВНОсті», т.е.
мнимой изысканности в искусстве и в жизни. Комедия имела огромный успех, но
в то же время породила немало врагов в высших кругах, которые решили отомстить
драматургу. Под предлогом расширения Лувра театр Пти-Бурбон разрушают, актеры
оказываются на улице, не успев даже спасти костюмы и декорации. Король,
покровительствуя Мольеру, предоставил труппе новое помещение - зал в дворце Пале-Рояль. В
этом помещении Мольер будет работать до конца своей жизни.
В 1662 г. Мольер женился
Армандою Бежар, младшей сестрой Мадлен. Крестным отцом их первенца,
которого назвали Людовиком, стал король Франции. Это вызвало зависть к драматурга.
Число недоброжелателей Мольера возросло с появлением его новых комедий - «Школа
мужей» (1661) и «Школа жен» (1662). Однако настоящие баталии были еще
впереди.
На 1664-1670 годы приходится наивысший
расцвет творчества выдающегося драматурга. Именно в это время он создает свои лучшие
комедии: «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп», «Скупой», «Мещанин-шляхтич».
Комедия «Тартюф, или Лицемер» (1664)
нанесла сокрушительный удар католической церкви. Премьера спектакля состоялась в 1664
году во время грандиоВНОго праздника, который был устроен королем в честь своей
жены и матери. Королю комедия понравилась, ведь он опасался усиления
власти церкви. Но Анна Австрийская, ревностная католичка, была глубоко возмущена
сатирой. А церковники потребовали, чтобы автора сожгли на костре за неуважение к
церкви.
Сила этой комедии заключалась не только в
потому, что Мольер создал сатиру на хитрого и жадного монаха. Понимая, что
церковь всесильна, он не побоялся заявить во всеуслышание, что эта власть преступна,
поскольку церковная мораль лжива и не можно именем бога прикрывать поступки
негодяя.
Комедию запретили, но Мольер
продолжал работать над ней. Чтобы спасти пьесу, Мольер снял с Тартюфа его
духовный сан, оставив его просто святошей и ханжой, сделал некоторые
смягчающие переработки и даже заменил название пьесы на «Обманщик». Комедия с
триумфом начала свою новую сценическую жизнь и снова была запрещена. Запрет был
снята лишь в 1669 г., после смерти королевы-матери, когда Людовик XIV, польщен
новой развязкой пьесы, в которой Тартюфа разоблачает сам король, позволил наконец
комедию к постановке.
В 1665 г. Мольер поставил на сцене парижского театра свою вторую большую комедию - «Дон Жуан, или Каменный
гость». Дон Жуан Мольера - это убежденный безбожник и распутник, который творит
зло, ощущая при этом свою полную безнаказанность. В довершение всего он
решает действовать по примеру святош с помощью лицемерия и убежден,
что прав. Эта иезуитская мораль навлекает на него небесную кару, и он
проваливается в ад. Для Мольера этот финал был справедливым возмездием аристократам.
Через год, в 1666 г., Мольер создает свою третью большую комедию - «Мизантроп», в которой изображает конфликт честной,
бескомпромиссной человека Альцеста с придворным обществом. Благородное негодование
окружающими его обманом и фальшью, заставляет гуманиста Альцеста объявить себя
мизантропом, то есть людиноненависником. Неудачник, трагически одинок в обстановке
интриг и пустопорожней салонной культуры, Альцест в то же время смешной, ведь
зря провозглашает в аристократических салонах свои правдивые речи.
Мольер, будучи прекрасным комедийным
актером, до последнего дня своей жизни играл главные роли в своих пьесах. В 1673
г. Мольер поставил свою последнюю комедию «Больной, да и только». В день четвертой
представления этой комедии Мольер, больной туберкулезом легких, вдруг послышался
чрезвычайно плохо. Зрители, которые отдавались в игре Мольера, подумали, что актер так
талантливо передает состояние мнимого больного. Еще на сцене в Мольера пошла горлом
кровь. На руках его коллеги доставили его домой. В тот же день, 17 февраля,
1673 г., великий драматург умер.
Мольер был страшен для церкви и
после своей смерти. Церковная власть отказалась похоронить драматурга по
христианскому обряду, ведь он не раскаялся и не отказался от своего
«постыдного» занятия комедианта. Только после вмешательства короля Людовика XIV тело
Мольера было похоронено 21 февраля на кладбище Св. Жозефа за церковной оградой,
там, где хоронили самоубийц и некрещеных детей. В 1817 г. его останки были
перенесены на кладбище Пер-Лашез.
Мольер, которого люто ненавидела
католическая церковь, сегодня составляет славу французского народа. Когда Французская
академия предлагала Мольеру стать ее членом при условии, что он прекратит выступать
на сцене. Мольер всегда отказывался. После его смерти в Академии поставили
его бюст с надписью: «Для его славы ничего не нужно, но для нашей славы
нужен он».
Указом короля мольеровская труппа
была объединена с труппой «Бургундского дома», вследствие чего появился театр
«Комеди Франсез» - «дом Мольера», как до сих пор его называют французы.
В своей комедии «Мещанин-шляхтич»
(1670) Мольер изобразил яркий сатирический образ богатого буржуа Журдена, который
преклоняется перед дворянством, мечтает попасть в аристократическую среду. Сорок
лет он жил в своем мире и не знал никаких противоречий. Этот мир был
гармоничным, потому что все в нем были на своих местах. Журден был достаточно
разумным, по-буржуаВНОму сообразительным. Стремление героя попасть в мир дворян
разрушает гармоничный семейный порядок. Он старается одеваться в дворянское
наряды, нанимает для себя учителей музыки, танцев, фехтования и философии.
Потеряв остатки достоинства, Журден не хочет признаваться в том, что отец его
был купцом. Он заводит дружбу с дворянами и, что самое смешное, пытается
разыгрывать роль галантного кавалера дамы-аристократки. Прихоти Журдена
грозят проблемами его семье: свою дочь Люсиль он хочет выдать за
маркиза и отказывает мужчине, которого она любит, только потому, что тот не является
дворянином. Только ум и сообразительность помогает влюбленным преодолеть эту
преграду.
Комизм главного героя внешне вроде
заключается в его невежестве и бестолковом подражании чужеродной культуры:
смешным является его забавное одеты шляпа, которую он надевает для занятий танцами на
ночной колпак, его наив рассуждения во время уроков. Так, с большим удивлением он
узнает, что сорок лет говорит прозой. Мольер подчеркивает его комический
образ вороны в павиному перьях. Однако идейное содержание комедии значительно глубже.
Выдающийся народный писатель высмеивает идейное подчинение буржуазии дворянству, ее
компромисс с ним. Журден вызывает и смех, и смех сатирическим оттенком
осуждения. Четко вырисовывается пустота и ничтожность той культуры, к которой
стремится приобщиться Журден. Особенно ярко это выражено в бессодержательных
схоластических речах учителя философии, усталость карикатурно помпеВНОм стиле,
который он пытается навязать Журденові, сочиняя с ним любовную записку.
Аристократ Дорант изображен как
паразит и морально непорядочный человек, который обманывает доверчивого буржуа. Он
доходит до откровенного мошенничества, когда берет в Журдена деньги на подарок его
«даме сердца» и вручает ей подарок от своего имени.
РаВНОобразны человеческие характеры,
представленные в комедии. Нелепым выдумкам Журдена противопоставлена буржуазная
трезвость и здравый смысл его жены, госпожа Журден. Однако, возмущаясь
холуйством мужа перед культурой светского общества, она сама далека
от любых культурных интересов. Весь ее мир ограничивается кругом прозаических
домашних дел. Здоровое начало проявляется в ней в желании помочь счастью
дочери и в контакте с разумной служанкой - человеком из народа.
Веселая, жизнерадостная Николь критично
относится к предубеждений своего хозяина. Она стремится защитить его любви
дочери от родительского произвола. Важную роль играют в пьесе двое слуг-
она и Ков'єль, остроумный весельчак, лакей Клеонта, жениха Люсиль. Они вносят
в комедию жизнерадостный тон. Тему любви и споров Николя и Ков'єля Мольер
превращает в забавную параллель к взаимоотношениям их хозяев. Развязкой
становятся две свадьбы.
Для того чтобы добиться разрешения
Журдена на брак с Люсиль, благородный Клеонт выдает себя за сына турецкого
султана, а госпожа Журден и Люсиль помогают ему в этом обмане. Обман удался,
но в конечном счете побеждает Журден, потому что он заставил честных людей,
своих родных и слуг вопреки их честности и порядочности прибегнуть к обману. На
сожалению, под влиянием журденов мир меняется. Это мир буржуаВНОй ограниченности,
мир, где властвуют деньги.
Мольер направляет свой сатирический
смех и против таких буржуа, как Журден, и против таких аристократов, как Дорант и
Дорімена. Сам автор исходит из позиций морали, которая выдается ему общечеловеческой,
естественной. Но он сам показывает, насколько эта мораль не присуща верхушке
общества и буржуазии, вступившей в борьбу за власть.
Мольер проявил себя мастером
комедийной интриги, предоставив богатые возможности для создания веселой и яркой
спектакля. Удачно введенный в пьесу балет. Это не просто танцевальный номер, а органическая
часть развития комедийного действия, в какой-то мере условной, театральной. Не следует
забывать, что это - комедия классицизма, а не бытовая комедия, и все в ней
развивается по законам именно этого жанра. Остроумными есть реплики, которыми
обмениваются герои спектакля, особенно в тех сценах, где выступает Журден. Некоторые
реплики вошли в повседневную речь, стали крылатыми выражениями.
Мольер вошел в историю мирового
театра как один из самых выдающихся комедиографов. Мастерство его есть
многогранной, и во всех странах мира театры не перестают обращаться к его
творческого наследия.
_____________________________________________________
1 Монсеньор - официальный титул принца Филиппа
Орлеанского, брата короля Людовика XIV.