КЛАССИЦИЗМ
Классицизм как художественное направление в
литературе XVII в.
Классицизм (от лат. сlаssисus - образцовый) - художественное направление в
искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны возвышенная
гражданская тематика и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.
Классицизма как художественного направления
свойственно отражать жизнь в идеальных образах, тяготеющих к общей
«нормы», образца. Образцом совершенного и гармоничного искусства в классицизме была
провозглашена античная классическая прошлое. Поэтому художники часто обращались к сюжетам
и образов античной мифологии. Писатели этой эпохи образцы, достойные подражания,
также видели в античной классике, в трагедиях Эсхила и Софокла, в поэзии
Горация. Особенность литературы классицизма оказалась еще и в том, что ее создатели
соблюдали правил, которые были обязательными и соответствовали порядкам, установленным
в обществе.
Впервые классицизм появился в
итальянской культуре XVI в., а наибольшего расцвета достиг во Франции в XVII
веке: в драматургии (Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер), в поэзии
(Жан де Ла-фонтен), в живописи (Никола Пуссен), в архитектуре.
В истории Франции XVII века было
периодом создания централизованного государства и утверждение абсолютной монархии,
что достигла своего расцвета во времена правления короля Людовика XIV, которого называли
«король-солнце». Ему принадлежат известные слова: «Государство - это я». Король был наделен
неограниченной властью, он распоряжался своими подчиненными и их имуществом.
Абсолютная монархия провозглашалась самой совершенной формой правления. В
обществе была установлена строгая иерархия. Влияние абсолютизма распространялся и
на искусство, развитием которого стремились руководить кардинал Ришелье и другие
вельможи. Классицизм оказался первым художественным направлением, признанным официальной властью.
Теоретическим основанием классицизма
была античная теория поэтики и, прежде всего, «Поэтика» Аристотеля, теоретические
основы которого воплощала французская «Плеяда» (XVII ст.). В выработке своих
общетеоретических основ, особенно в области жанра и стиля, классицизм опирался
и на философию рационализма Рене Декарта.
Теоретиком французского классицизма
был Никола Буало. В конце XVII в. в поэме-трактате «Поэтическое искусство»
(1674) он создал развернутую эстетическую теорию классицизма, которая имела огромный
влияние на формирование классицизма не только во Франции, но и в других странах. Буало
стремился подчинить искусство определенным нормам, которые соответствовали пониманию
прекрасного в эпоху классицизма.
В отличие от художников барокко,
классицисты первоосновой искусства считали ум и мысль, отвергая интуицию и
осложненную метафоричность барочных произведений.
Буало рекомендовал литераторам
хранить в произведениях три единства - единство места, времени и действия: все события произведения
должны были происходить в одном месте, в пределах одного дня (суток), основное действие не имела
прерываться какими-то другими событиями. Важным было требование знать законы языка и
соблюдать их, внимательно относиться к подбору слов.
По правилам эстетики классицизма,
литературные жанры делились на «высокие» и «низкие» (это разделение осуществлялось по
принципу принадлежности их к высокого или низкого стилей). Для каждого жанра были
установлены четко определенные границы и особенности, соответствующие герои и язык.
Существовала строгая запрет относительно смешения высокого и низкого, прекрасного и
безобраВНОго, трагического и комического (в отличие от барокко).
К «высоким» относили трагедию,
оду, эпическую героическую поэму (эпопею). У них изображали важные для государства
события; уславлювали коронованных особ и аристократов, полководцев, отважных
воинов; развивали идею патриотизма, необходимости подчинять чувства долга
служение королю и интересам государства. Язык трагедий, ед, героических поэм имела
быть поэтическим, пафосной, возвышенной, лишенной просторечия и фольклоризмів.
«Низкими» жанрами считали комедию, басню, сатиру и т.д. В них действовали буржуа,
торговцы, крестьяне, горожане, слуги (все, кто принадлежал к так называемого третьего
состояния); изображались бытовые ситуации; преимущественно висміювались человеческие и
общественные пороки. Комедии писали прозой, их персонажи разговаривали простой народной
языке.
Классицисты считали, что назначение
литературы - воспитывать человека, но не путем чтения нравоучений или нотаций, а
наслаждением, которую должен предоставлять искусство.
Наиболее полное воплощение принципы
классицизма получили в трагедиях Пьера Корнеля и Жана Расина; создателем комедии
классицизма считают Жана Батиста Мольера.
Следовательно, определяющие черты классицизма:
• подражания
образцов античного искусства;
• рационализм
(стремление строить художественные произведения на началах разума, игнорирование личных
чувств);
• нормативность,
установление вечных и незыблемых правил и законов (для драматургии это закон
«трех единств» - места, времени и действия);
• установление иерархии жанров,
среди которых важнейшими считались античные; деление жанров на «высокие»,
«серьезные» (трагедия, эпопея, ода, элегия, идиллия) и «низкие», «развлекательные»
(травестийная поэма, комедия, басня, эпиграмма);
• обязательное соблюдение канонических
правил написания произведений (изображение героя только при исполнении государственного
обязанности, резкое разделение действующих лиц на положительных и отрицательных, строгое
соблюдение пропорциональности всех частей произведения, стройность композиции и т.д.);
• аристократизм,
ориентация на требования и вкусы высшего общественного слоя;
• в области языка классицизм выдвигал
требования ясности и чистоты, идеалом была афористичная речь, которая отвечала бы
основам теории трех стилей.
Влияние классицизма на художественную жизнь
Европы был широким и длительным, а в архитектуре продолжался и в XIX в.
В Англии теоретиками и практиками
литературы классицизма были Бен Джонсон, Джон Драйден, Александр Поуп; в
Германии - Мартин Опиц, Иоганн Готшед, в России - О. Сумароков, М. Ломоносов,
Д. Фонвизин.
Развитию классицизма в Украине не
способствовали ни политические, ни общекультурные условия. Распространение получили преимущественно
только «низкие» жанры - травестийная поэма, комедия, басня. Но именно благодаря этой
неполноте классицизма в украинской литературе состоялся эпохальный переход от
українізованої книжно-славянской к живой народной речи. Так было
начато новое возрождение украинского писательства, а впоследствии и нации
в общем. Представители украинского классицизма - И. Котляревский, Г.
Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, П. Белецкий-Носенко и др.