ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

Мировая литература. Комплексная подготовка к ВНО

КЛАССИЦИЗМ

 

Классицизм как художественное направление в литературе XVII в.

 

Классицизм (от лат. сlаssисus - образцовый) - художественное направление в искусстве и литературе XVII - начала XIX в., для которого характерны возвышенная гражданская тематика и строгое соблюдение определенных творческих норм и правил.

Классицизма как художественного направления свойственно отражать жизнь в идеальных образах, тяготеющих к общей «нормы», образца. Образцом совершенного и гармоничного искусства в классицизме была провозглашена античная классическая прошлое. Поэтому художники часто обращались к сюжетам и образов античной мифологии. Писатели этой эпохи образцы, достойные подражания, также видели в античной классике, в трагедиях Эсхила и Софокла, в поэзии Горация. Особенность литературы классицизма оказалась еще и в том, что ее создатели соблюдали правил, которые были обязательными и соответствовали порядкам, установленным в обществе.

Впервые классицизм появился в итальянской культуре XVI в., а наибольшего расцвета достиг во Франции в XVII веке: в драматургии (Пьер Корнель, Жан Расин, Жан Батист Мольер), в поэзии (Жан де Ла-фонтен), в живописи (Никола Пуссен), в архитектуре.

В истории Франции XVII века было периодом создания централизованного государства и утверждение абсолютной монархии, что достигла своего расцвета во времена правления короля Людовика XIV, которого называли «король-солнце». Ему принадлежат известные слова: «Государство - это я». Король был наделен неограниченной властью, он распоряжался своими подчиненными и их имуществом. Абсолютная монархия провозглашалась самой совершенной формой правления. В обществе была установлена строгая иерархия. Влияние абсолютизма распространялся и на искусство, развитием которого стремились руководить кардинал Ришелье и другие вельможи. Классицизм оказался первым художественным направлением, признанным официальной властью.

Теоретическим основанием классицизма была античная теория поэтики и, прежде всего, «Поэтика» Аристотеля, теоретические основы которого воплощала французская «Плеяда» (XVII ст.). В выработке своих общетеоретических основ, особенно в области жанра и стиля, классицизм опирался и на философию рационализма Рене Декарта.

Теоретиком французского классицизма был Никола Буало. В конце XVII в. в поэме-трактате «Поэтическое искусство» (1674) он создал развернутую эстетическую теорию классицизма, которая имела огромный влияние на формирование классицизма не только во Франции, но и в других странах. Буало стремился подчинить искусство определенным нормам, которые соответствовали пониманию прекрасного в эпоху классицизма.

В отличие от художников барокко, классицисты первоосновой искусства считали ум и мысль, отвергая интуицию и осложненную метафоричность барочных произведений.

Буало рекомендовал литераторам хранить в произведениях три единства - единство места, времени и действия: все события произведения должны были происходить в одном месте, в пределах одного дня (суток), основное действие не имела прерываться какими-то другими событиями. Важным было требование знать законы языка и соблюдать их, внимательно относиться к подбору слов.

По правилам эстетики классицизма, литературные жанры делились на «высокие» и «низкие» (это разделение осуществлялось по принципу принадлежности их к высокого или низкого стилей). Для каждого жанра были установлены четко определенные границы и особенности, соответствующие герои и язык. Существовала строгая запрет относительно смешения высокого и низкого, прекрасного и безобраВНОго, трагического и комического (в отличие от барокко).

К «высоким» относили трагедию, оду, эпическую героическую поэму (эпопею). У них изображали важные для государства события; уславлювали коронованных особ и аристократов, полководцев, отважных воинов; развивали идею патриотизма, необходимости подчинять чувства долга служение королю и интересам государства. Язык трагедий, ед, героических поэм имела быть поэтическим, пафосной, возвышенной, лишенной просторечия и фольклоризмів. «Низкими» жанрами считали комедию, басню, сатиру и т.д. В них действовали буржуа, торговцы, крестьяне, горожане, слуги (все, кто принадлежал к так называемого третьего состояния); изображались бытовые ситуации; преимущественно висміювались человеческие и общественные пороки. Комедии писали прозой, их персонажи разговаривали простой народной языке.

Классицисты считали, что назначение литературы - воспитывать человека, но не путем чтения нравоучений или нотаций, а наслаждением, которую должен предоставлять искусство.

Наиболее полное воплощение принципы классицизма получили в трагедиях Пьера Корнеля и Жана Расина; создателем комедии классицизма считают Жана Батиста Мольера.

Следовательно, определяющие черты классицизма:

подражания образцов античного искусства;

рационализм (стремление строить художественные произведения на началах разума, игнорирование личных чувств);

нормативность, установление вечных и незыблемых правил и законов (для драматургии это закон «трех единств» - места, времени и действия);

• установление иерархии жанров, среди которых важнейшими считались античные; деление жанров на «высокие», «серьезные» (трагедия, эпопея, ода, элегия, идиллия) и «низкие», «развлекательные» (травестийная поэма, комедия, басня, эпиграмма);

• обязательное соблюдение канонических правил написания произведений (изображение героя только при исполнении государственного обязанности, резкое разделение действующих лиц на положительных и отрицательных, строгое соблюдение пропорциональности всех частей произведения, стройность композиции и т.д.);

аристократизм, ориентация на требования и вкусы высшего общественного слоя;

• в области языка классицизм выдвигал требования ясности и чистоты, идеалом была афористичная речь, которая отвечала бы основам теории трех стилей.

Влияние классицизма на художественную жизнь Европы был широким и длительным, а в архитектуре продолжался и в XIX в.

В Англии теоретиками и практиками литературы классицизма были Бен Джонсон, Джон Драйден, Александр Поуп; в Германии - Мартин Опиц, Иоганн Готшед, в России - О. Сумароков, М. Ломоносов, Д. Фонвизин.

Развитию классицизма в Украине не способствовали ни политические, ни общекультурные условия. Распространение получили преимущественно только «низкие» жанры - травестийная поэма, комедия, басня. Но именно благодаря этой неполноте классицизма в украинской литературе состоялся эпохальный переход от українізованої книжно-славянской к живой народной речи. Так было начато новое возрождение украинского писательства, а впоследствии и нации в общем. Представители украинского классицизма - И. Котляревский, Г. Квитка-Основьяненко, П. Гулак-Артемовский, П. Белецкий-Носенко и др.