ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «БУРИ И НАТИСКА». Г. Е. ЛЕССИНГ

2. Гердер и идея народности. Характеристика творчества

 

Теоретиком «штюрмерства» стал Иоганн Готфрид Гердер (1744-1803). По его инициативе была выпущена брошюра «О немецкий дух и искусство» (1772), которая содержала «Выдержки из переписки о Оссиана и песни древних народов» Гердера, «Размышления о старинную немецкую историю» Юстуса Мезера и «О немецкое зодчество» Вольфганга Гете. Брошюра прозвучала как манифестация новых взглядов на искусство и художественное творчество.

Иоганн Готфрид Гердер родился в городке Морунген, «найкрихітнішому в безлюдной стране» (как охарактеризовал ее сам писатель) 25 августа 1744 года в семье бедного пономаря лютеранской церкви, одновременно звонаря, певчего и школьного учителя. В этой семье он прожил мрачную и печальную молодость, одинокий, запуганный, под угрозой мучительной «красного галстука» - прусской воинской повинности, которая обрекла бы его на двадцать лет службы под руководством капрала. Здесь он окончил школу и неизвестно, как бы сложилась его судьба, если бы не случай, который в жизни Гердера часто играл важную роль. В Морунгені был расквартирован российский полк, и военный хирург этого полка обратил внимание на расторопного юношу. Он забрал его с собой в Кенигсберг, города, где был известен всей Европе университет.

После окончания университета Гердер получил место пастора в Риге, где пробыл пять лет (1764 - 1769). На то время этот город входил в состав Российской империи.

Гердер привлекал к себе внимание прежде всего необычными проповедями, смелыми по содержанию, блестящими по форме, они лишь частично напоминали проповеди церковника.

Таким образом, можно с уверенностью подытожить, что Гердер использовал церковную кафедру в просветительских целях, раскрывая перед слушателями новое понимание истории, философии, морали и религии. На то время он уже был автором двух книг, полемизировал с идеями Лессинга и др.

Устроив церковную карьеру, Гердер неожиданно все оставил и отправился в путешествие, которое быстро закончилась из-за нехватки средств.

В 1770 году в Страсбурге он встретился с юным Гете, студентом местного университета. Дружба между ними будет продолжаться до конца жизни первого.

В 1776 году Гете, который переехал к Веймару, пригласил Гердера на должность председателя церковного ведомства. Отныне и до конца своих дней Гердер проживать в Веймаре.

Друг и близкий собеседник Гете был одновременно философом, историком, литературоведом. В сборнике «О немецком характере и искусстве» - манифест « Бури и натиска» (1773) он поместил статью «Шекспир», в которой поднял проблему несоответствия художественного времени и бытового, астрономического, и в то же время противопоставил две большие, но такие разные драматические системы: античную и шекспировскую. Стоит отметить, что Гердер противопоставляет Шекспира представителям французской трагедии, которую считал второстепенной, подражательной.

Не остался Гердер и в стороне языкознания. В 1770 году им был напечатан трактат «О происхождении языка», в котором вопросы происхождения языка связывалось с развитием мышления.

Штюрмери утверждали понятие народности художественного творчества. Выразителем этой идеи был Гердер, именно ему принадлежит пальма первенства в поднятии идеи народности на высоту большей принципиальной важности. В этом его величайшая заслуга перед человеческой культурой, и эта деятельность Гердера должна быть освещена подробнее.

Интерес к народной, устной, не зафиксированной на письме поэзии возникла еще до Гердера. Английский ученый - археолог Вуд написал книгу о Гомере («Опыт оригинального гения Гомера», 1768), ученый Перси собирал давньоанглійські баллады и т.д.

Однако, Гердер завел речь об изучении народного творчества как общей задачи, предоставив идеи народности философского звучания, создав «Философию народности».

Гердер обращался в авторитетных имен, которые в свое время проявили интерес к народному творчеству. Он опирался на слова Лессинга: «поэты рождаются во всех странах света», «живые чувства не являются привилегией цивилизованных народов».

Его примеры собирать и интерпретировать народные сюжеты последовали другие штюрмери, в частности Гете, Бюргер.

Интерес к народной поэзии проснулась почти во всех странах мира, и основная заслуга в этом принадлежала именно Гердеру.