ЗАНЯТИЕ 9
Тема:
Власть золота и ее философия в повести Оноре де Бальзака «Гобсек»
ПЛАН
4. «Человеческая комедия» О. де Бальзака и место в ней повести «Гобсек».
4. «Гобсек» - диагностика болезни общества, отношения в котором основаны на деньгах. Особенности композиции произведения.
4. Гобсек - скряга, Гобсек - философ. Причины деградации личности Гобсека.
4. Образы противоположного плана, их связь с главным героем.
4. Гобсек, Чичиков, Пузырь... общность героев, их жизненное кредо.
Задания для подготовительного периода
4. Дайте толкование понятиям:
• ростовщик;
• деградация;
• вексель.
1. Составьте ЛС «Этапы деградации личности Гобсека».
2. Составьте цитатну таблицу для характеристики главного героя.
3. Подумайте, какая цветовая гамма повести? Как она отражает авторское отношение к главному герою произведения?
Литература
3. Алексеенко Л. «Гобсек» Оноре де Бальзака. История создания, проблематика, композиция и система образов // Зарубежная литература. - 2005. - № 34. - С. 14-15.
3. Боева Н. Тайна графини де Ресто. Триумф и трагедия женщины в повести Оноре де Бальзака «Гобсек» 11 Зарубежная литература. - 2004. - 36. - С. 22-23.
3. Пулина Г. А. «Человек, сделавший себя сам». Материалы к изучению творческого пути Бальзака и его повести «Гобсек» // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - № 8. - 2004. - С. 60 - 64.
3. Чечетіна Л. А. «Унижаться ради денег не стоит». Романтические и реалистические тенденции в повести Бальзака «Гобсек» // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - № 9. - С. 26 - 30.
3. Фокина В. А. Хозяин или мученик? Урок-дискуссия по повести Бальзака «Гобсек»// Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - №6. - С. 32-33.
3. Калъченко Н.А. Тесты на знание содержания повести Бальзака «Гобсек». // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999. - № 8. - С. 40.
3. Онищенко Н. Золото - власть или руины человечности? (10 кл. Сравнительная характеристика: Гобсек «Бальзака», «Скупой и рыцарь» Пушкина, «Мертвые души» Гоголя) // Зарубежная литература. - 1998. -№ 13. - С. 4
3. Пасечник Л. Три варианта «Гобсека» // Зарубежная литература. - 1998. - № 13. - С. 4.
3. Пастух Т. В. Использование проектной технологии при изучении повести О. де Бальзака «Гобсек». Материалы к урокам // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2006. - № 9. - С. 53-56.
Инструктивно-методические материалы
Повесть «Гобсек», которая стала одним из шедевров французской литературы и ключом к пониманию своеобразия бальзаківської эпопеи в целом, Бальзак впервые издал в 1830 г. под названием «Опасности распущенности» с таким финалом: Эрнест де Ресто в конце произведения получал наследство из рук Гобсека. Позже изменился не только ее название, но и сюжет. Повесть входила в «Сцены парижской жизни», называлась «Батюшка Гобсек» и заканчивалась описанием знаменитой каморки Гобсека. Наконец, в 1842 г., автор ввел свое произведение к «Сцен частной жизни», назвал его просто «Гобсек» и добавил историю главного героя, в частности, рассказывал, как тот наживал свое богатство. Эта повесть так тщательно доопрацьовувалась Бальзаком, как ни одно другое произведение.
По форме повесть - рассказ в рассказе. Это был довольно типичный жанр в литературе XIX в. Бальзак в своих произведениях подал вроде бы двойное изображение человека: под углом зрения как общества, так и самого героя. В этой повести писатель усложнил восприятие образа читателем. Мы воспринимаем Гобсека, обраВНО говоря, в трех ипостасях: а) Гобсек - глазами его жертв: б) Гобсек - глазами Дервиля: в) Гобсек - как он воспринимал себя сам. И чтобы не оказаться в положении трех слепых, надо учитывать все эти три аспекта.
Итак, каким видят его клиенты Гобсека? Для них он - человек без сердца, которая использовала любые средства для обогащения. Здесь вопросов не было: Гобсек - он и был гобсек, живоїд. Пообещав госпожа де Ресто прийти за деньгами на следующий день, через несколько минут он шантажировал ее в присутствии мужа и получил бриллиант, ценность которого значительно превышала сумму долга. Отсутствуют в Гобсека и родственные чувства, ведь он никак не отреагировал на смерть своей ближайшей родственницы - Очаровательной Голландки.
В первую пору знакомства героя с Дервілем он представлялся адвокату человеком-автоматом, человеком - векселем.
Итак, полностью негативный образ. Но Дервіль заявил, что в случае своей смерти не желал бы для детей лучшего опекуна, чем этот живоїд. А разве нормальный человек пожелал бы чего плохого своим детям? Тот самый Дервіль дал по крайней мере такую оценку Гобсекові в разговоре с графом де Ресто: «В нем живут два существа: скряга и философ, существо подлое и мыслящий». В финале повести адвокат почти нежно называл ростовщика «старым младенцем», у которого игрушки - бриллианты. Но и это сравнение не сделало Гобсека привлекательнее для читателя: «старый младенец» брало с Дервиля высокие проценты и еще и называло себя его другом, получив, кроме того, право на обеды и бесплатное ведение дел. Изображения товаров, которые гнили в доме скряги, довершили картину моральной и духовной деградации героя.
Но была еще точка зрения самого Гобсека, которого не только Дервіль, а граф де Ресто назвал философом: «Я старательно собрал сведения о том человеке, которому вы обязаны своим положением (...) и из всех моих сведений видно, что этот Гобсек - философ из школы киников» не слишком высокая оценка для ростовщика, у которого только один Бог - Нажива!
Золото для Гобсека - не только средство и цель обогащения, как считали те, кто его окружал. Ведь сам он жил очень скромно. Дело в том, что для циника Гобсека золото было средством обретения независимости, ведь в нем все содержится в зародыше, и все оно дает реально». Сам герой называл себя местью, укором совести. Скряга и его коллеги, как они считали, выполняют функции высшей справедливости, Правосудия. Неслучайно кафе, где они собирались и делились своими планами и тайнами, называлось «Фемида» (у эллинов - богиня правосудия).
Однако Гобсек, который прекрасно разбирался во власти денег над людьми, сам не смог противостоять их губительному влиянию. В конце произведения мы увидели уже не философа, а жалкое существо, агонизирующую в пустом доме, полном золота и продуктов, что гниют.
На первый взгляд никакие человеческие чувства не присущи ростовщику. Но он сам рассказывал, как понравилась ему Анастази де Ресто, как залюбовался он Фанни Мальвы.
И не случайно автор дал не биографию героя, а, так сказать, штрихи к ней. Иметь Гобсека - еврейка, отец - голландец. Своей национальности он не чувствовал, отплыв с родины юнгой на корабле в десятилетнем возрасте. Потом долго странствовал, пока окончательно не остановился в столице мира - Париже. Итак, Гобсек - существо позанаціональна. Нам неизвестно, был Гобсек религиозным человеком, ведь он молился на золото. Осталось тайной и то, как он пришел к идее обожествления денег. Из текста известно, что он водил знакомство со многими выдающимися людьми своей эпохи, и боролся за независимость Америки, познал много разочарований.
Он не такой уж и равнодушен к судьбе собственных родственников: знал, что в Волшебной Голландки была дочь, звали ее Огонек - именно ей и завещал свое наследие.
Образ Гобсека сложный и неоднозначный. С одной стороны, он умный, проницательный, тонкий психолог, который наказывал одних и делал добро другим. Золото сделало его своим жрецом, философом, рабом. Настоящей свободы герой так и не получил, потому что не только не смог освободиться от власти денег, но и стал философом и поэтом этой власти, что и привело к его нравственной смерти.
Итак, история деградации личности Гобсека такая:
Деньги - мечта. В юности мечтал о богатстве и деньги, чтобы иметь возможность наслаждаться всеми радостями жизни.
Деньги - страсть. Страсть к деньгам переросла в скупость. Он был сказочно богат и в то же время безмерно беден.
Деньги - идол. Единственный идол, которому он поклонялся - золото.
Все это иссушает душу, которая умела ценить красоту и искусство, разрушило личность ростовщика. Ного алчность под конец жизни превратилась в своего рода безумие, привела к обнищанию, жалкого и бесславного конца.
Главная тема - влияние «золотого мешка» на внутренний мир человека.
Главный герой произведения - старый ростовщик, к которому приходили за займом люди, доведенные до отчаяния, и соглашались на любые условия скряги - ростовщика. Гобсек занимался вымогательством, но к этому его подтолкнули не нищета, не попытка найти лучшее место в обществе, а неистовая жажда денег и владения богатствами. Ного страсть к золоту имела минимальный характер - Гобсек накапливал его не с целью вложить в какое-то дело, а с целью заработать еще больше денег. Даже будучи старым Гобсек не знал покоя. Он бегал целый день по городу на тоненьких ножках, собирая деньги со своих должников. Мысленно он владел всеми землями, на которых ему доводилось побывать. Эгоизм - главная черта характера Гобсека.
Его переполняла мечта о власти, ибо он был уверен, что власть и наслаждение - высшая цель человеческой жизни. Но Гобсеку приходилось наслаждаться только возможностью иметь все, потому что он жил так скромно, как и бедный Дервіль. Под конец своей жизни скряга накопил в собственной квартире антикварные вещи, дорогая мебель, ценные картины, деликатесы и т.д. Это накопление чуть гротескный характер и символизировало захламлену душа самого ростовщика, который, имея миллионы, умирал с голоду в холодной сырой комнате. Его деньги, золото, ради которых он работал всю жизнь, пропали зря.
Хотя «батюшка» Гобсек умер, гобсек - живой. Это - жажда обогащения, которая действует на некоторых представителей рода человеческого с чисто наркотической неотвратимостью.
В повести известной мере отразились особенности стиля писателя, важное место в его произведениях принадлежало описательные - портрета и интерьера. Для книг Бальзака присущи характерные большие экспозиции, детальные описания времени действия, материального и общественного положения персонажей и т.д.
В романах прозаика не было неожиданных сюжетных поворотов, все действия и поступки мотивированы. Побеждая традиции романтизма, не придавая внимания внешним эффектам, автор не отказался от достижений этого направления: его герои, как и у романтиков, люди одной страсти. Хотя действие в его произведениях динамичная и драматичная, базировались она не на внешних, а внутренних, часто глубоко скрытых противоречиях и контрастах, в полной мере касалось повести «Гобсек».