ЗАНЯТИЕ 10
Тема:
Деньги как движущая сила и фатум общества в романе О. де Бальзака «Отец Горио»
ПЛАН
3. Тематика и композиция романа.
3. Две взаимосвязанные сюжетные линии, раскрытия в различных аспектах темы власти денег.
3. Деньги как движущая сила и фатум общества, сложившееся после революции XVIII века.
3. Судьба молодого человека, ее формирование обществом, где господствуют деньги. Образ Растіньяка, его нравственная драма.
3. История старика Горио, ее социальный и нравственный смысл.
Задания для подготовительного периода
3. Составьте цитатну таблицу для характеристики главного героя.
3. Составьте логическую схему по роману.
3. Определите особенности трактовки О. де Бальзаком «философии золота».
Литература
3. Бабенко К.П. Воссоздать эпоху во всей ее полноте // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2000. - № 9. - С. 43-49.
3. Бальзак О. Предисловие к «Человеческой комедии» II О.Бальзак. Собр. Соч.: В 10 т. - М„ 1982. - Т.1. - С. 37-50.
3. Бальзак О. Романы. Повесть. - К.: Радуга, 1998. - 527 с.
3. Зарубежная литература: Пособие. - М.: Просвещение, 1977. - 318 с.
3. Зарубежная литература XIX века: Реализм. - М.: Высш. школа, 1990. - 384 с.
3. Шахова К. Разрушение личности в буржуаВНОм мире // Литература в школе. - 1989. - №3, -С. 84 - 90.
3. Логвин Т.П. Человеческая комедия.. .індивідуалізм, эгоизм, стремление к наживе // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1997. - №8. - С. 41 - 44.
Инструктивно-методические материалы
СвоеобраВНОй чертой, символизирующей начало создания новой эпопеи, стал роман «Отец Горио», который автор окончил в 1835 г. Время, в которое развернулась действие произведения, - 1819 год. Место действия - бедный пригород Парижа Нев-Сент-Женевьев, пансион мадам Воке. Здесь мы познакомились с главным героем романа - папашей Горио. Однако история Горио «обрамленная» многими дополнительными сюжетными линиями: пансион госпожи Воке, история студента Эжена де Растіньяка, салон віконтеси где Босіан.
Главная тема - тема денег, страсть к золоту. Писатель исследовал в двух главных аспектах:
• философский, как причина распада «естественных» связей, когда духовными ценностями сознательно жертвовали ради достижения материальных ценностей;
• социальный, когда положение человека в обществе определялся толщиной кошелька, а потеря капитала вела к потере лица, и тогда человек становится «ничем» - пустым местом.
Центральная фигура этого художественного исследования - отец Горио - типичный представитель эпохи Реставрации. Еще в молодости Горио свято поверил в силу золота: все покупается и продается. Он ловко использовал голод во времена революции и «продавая муку в десять раз дороже», нажил большие капиталы, стал фабрикантом вермишели. Для героя деньги сами по себе ничего не стоят, он получал их только ради своих дочерей - Анастази и Дельфина. Он старался для них лишь счастье и ради этого делал все, что мог, - обеспечивал деньгами, выгодно, с его точки зрения, выдал замуж за барона и графа. Тогда началась его настоящая драма. Он мечтал о осуществления своего самого заветного желания - чтобы на его самоотверженную родительскую любовь дочери отвечали таким же чувством. И девушки с детства привыкли к роскоши, и это погубило их души. А когда Горио помог дочерям выйти из затруднительного положения, потратив на них свои последние сбережения, и превратился в бомжа, они забыли о нем. Драматизм его судьбы раскрыто в саркастических словах Растіньякового друга - медика Б'яшона, который посоветовал сделать на надгробии старого такая надпись: «Здесь покоится господин Горио отец графини де Ресто и баронессы де Нусінген, похоронен счет двух студентов».
Избалованные вседозволенностью, эгоистичные Анастази и Дельфина так и не научились быть благодарными. Горио для них - лишь источник денег и без них отец терял всяческий интерес. Уже перед смертью старик наконец прозрел: «За деньги купишь все, даже дочерей. В мои деньги, где они? Если бы я оставлял в наследство сокровища, дочери ходили бы за мной, лечили бы меня...». Как видим, даже под конец своей жизни Горио продолжал наивно верить в то, что купить можно все - даже любовь своих дочерей.
Судьбу отца Горио в литературоведении часто сравнивали с трагедией шекспировского короля Лира. Но, если Лир - трагическая фигура, то Бальзаковский герой скорее смешной и жалящий: «Дочери, дочери!.. Я хочу их видеть! Пошлите за ними жандармов, привезите силой! Заменяя правосудие, за меня все - природа, гражданские законы! Я протестую! Если отцов так будут топтать ногами, отечество погибнет!».
Важно отметить, что «страсть» - фамильная черта семьи Горио. Страстно и безжалостно добывал свой миллион глава семьи. Со всей эгоистичностью и страстью задерживали свою жадность его дочери. Для отца Горио и его дочерей страсть - это естественное чувство. Разница лишь в том, что дочери вообще потеряли свое человеческое лицо через страсть, а отец со всей страстью, хотя и в искаженном виде, посвятил себя им.
Трагедия Горио - яркий пример того, как буржуазная действительность калечила отношения между детьми и родителями. Позже его дочери также станут жертвами, а выигрывают представители новой формации, такие как Эжен де Растіньяк, аристократ - альфонс Максим де Трай.