ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XIX - начале XX вв.

ЗАНЯТИЕ 8

Тема:

Конфликт между мечтой и реальностью в романе Г.Флобера «Госпожа Бовари»

 

ПЛАН

История написания романа, его проблематика.

Критика буржуаВНО-обывательской среды в романе.

Оме - типичный представитель провинциальной верхушки.

Трагедия Эммы Бовари.

Образ Шарля Бовари в идейном замысле и композиции романа.

 

Задания для подготовительного периода

1. Дайте толкование подзаголовке «Быт провинций».

2. Докажите (на конкретном анализе текста), что маленький провинциальный город сохраняет социальную структуру и классовую иерархию всей буржуаВНОй Франции.

3. Дайте толкование понятию «боваризм».

4. Рассмотрите противопоставление: аптекарь Оме - семья Бовари.

 

Литература

4. Андре Mopya. Литературные портреты. - M., 1970.

4. Султанов Ю. И. Гюстав Флобер: « нет прекрасных мыслей без прекрасной формы и наоборот» // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2000. - № 11. - С. 35-40.

4. Еременко О. В плену романтических представлений, или Осторожно: боваризм. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 1999. - № 7. - С. 42-45.

4. Мацевко Л.В. Вопреки литературоведческой традиции (переосмысление роли и места женщины в обществе в произведениях Флобера и Винниченко). // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2000. - № 2. - С. 45 - 47.

4. Андроник А. От Эммы к Фелисите. Герои Г.Флобера сквозь призму жанровой живописи // Зарубежная литература. - 2001. - № 35. - С. 3 - 4.

 

Инструктивно-методические материалы

Творчество Флобера стала новым этапом французского реализма, эстетика которого начала требовать точного и полного отражения действительности, правды во всем, вплоть до мельчайших деталей. В то же время писатель утверждал, что целью искусства была не правда, а красота. За Флобером, правда в искусстве - не соответствие действительности, а умение проникнуть за внешнее и отразить сущность жизни.

Две темы влекли писателя: исследование современной жизни (роман «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств», повесть «Простая душа») и тщательная реконструкция далекого прошлого («Саламбо»).

Работая над романом «Госпожа Бовари», Флобер разработал объективный стиль, который был принят с различными видоизменениями французскими писателями второй половины XIX в. Это подход к изображению персонажей, когда автор не высказал прямо своего отношения к ним, а стремился раскрытия собственной логики характеров. Автор не давал оценки переживаний героев, мотивов их поступков. Но, описывая действительность, писатель давал возможность читателю почувствовать состояние души героя, его переживания.

Критики единодушно признали роман Флобера «Госпожа Бовари» шедевром, одним из высших достижений реализма в литературе. Персонажи и среда в произведении еще более прозаичны, чем у Стендаля и Бальзака. Произведение вполне оправдал свое второе название - «Провинциальные нравы».

Сюжет романа взят из жизни. В основе его лежала драма, разгоревшаяся в семье врача Деламара из окрестностей Руана, который после смерти первой жены предложил руку и сердце молодой и прелестной дочери соседа - крестьянина. Красавица оказалась девушкой с большими запросами. Муж ей вскоре надоел, и она завела любовников. Потратив большую сумму денег на наряды и украшения, она наделала долгов и отравилась. Позже окончил жизнь самоубийством и человек. Этот сюжет почти без изменений лег в основу романа «Госпожа Бовари».

Давался роман автору трудно, писал его в течение 5-ти лет, и в 1857 г. произведение увидело свет. Работая над книгой, писатель отказался от всех прелестей жизни, заперся в своем поместье, день и ночь сидел, ломая перья, разрывая бумагу, но опять писал, переписывал страницы будущего романа. Развитие чувств Эммы и других персонажей, влияние на них окружения и среды прозаик изучал добросовестно. Тщательно разрабатывал романист место действия: мы как будто собственными глазами видели сельские пейзажи и Руанские улицы, интерьеры аптеки, домов. Известно, что Флобер специально читал медицинские труды, в которых описано отравление, перед тем как создать соответствующую сцену в произведении. Когда была уже написана большая часть романа, автор устроил его чтения друзьям - литераторам, а те в один голос советовали прекратить работу над книгой. «Сюжет тебя погубит», - в один голос заявляли они, и для этого были серьезные основания. Флобер же считал, что нет сюжетов хороших и плохих, интересных и неинтересных, все зависело от их разработки, от глубины проникновения в изображаемое, от совершенства его художественного воплощения.

Г.Флобер с невиданной силой и драматизмом раскрыл конфликт между мечтой и реальностью, с которыми рано или поздно приходится столкнуться всем людям. В 1856 г. роман был напечатан в журнале «Парижское обозрение», а через год вышел отдельной книгой. Автора обвинили в разврате и привлечены к судебной ответственности. С 29 января до 7 февраля 1857 г. продолжался этот процесс. Стараниями адвоката Скряга, которому был посвящен роман, обвинения были отклонены. Позже писатель вспоминал: «Процесс этот создал мне огромную рекламу».

По своим жанровым признакам «Госпожа Бовари» приближенный к социально-психологическому роману. Перед читателем предстал мир обывателей, людей ограниченных, самодовольных, вульгарных. Перед читателем предстал полный набор типов, характерных для того времени и места: врач, аптекарь, крамар, нотариус, владелица сельского отеля, священник, фермер и др. их жизнь заполнена мелочными делами, интересами и заботами, лишено каких-либо проблесков духовности. Это среда представлено немногочисленными, но точно избранными личностями, которые в совокупности дали полную «бытовую картину провинции».

Все герои романа «Госпожа Бовари» вымышлены автором. Действие происходило в вымышленных типичных городках, из которых подробно описано только одно - Понвіль. В споре о содержании и форме Флобер отдавал предпочтение форме: «Нет ни плохих, ни хороших сюжетов. Качество произведения зависит не от сюжета, а от его выполнения». Писатель нарушил канонические правила построения сюжета: экспозиция романа почти вдвое больше за основное действие. Главная героиня трижды проходила путь от вызревания мечты до ее краха: она создала представление о какой-то идеальный мир, искала его вокруг себя и не могла найти. Острое разочарование разбило ее сердце, стало причиной отвращения к жизни. Этот негативный урок ничему ее не научил: Еммина душа снова начала жить иллюзиями, которые обречены на гибель под давлением пошлой реальности.

Тема романа: вульгарно-заурядное, косное жизни французской провинции.

Идея: протест против эгоизма, бездуховности, черствения; утверждение нравственных и духовных ценностей человека.

Автор поднял вечный конфликт между реальным и идеальным и мастерски отразил внутренний мир героини. Разрыв между реальностью и иллюзией, жизнь в самоомані, желание представить себя другой, чем она была на самом деле, стали причинами трагического финала. Это явление оказалось настолько типичным, что впоследствии получило название «боваризм». Флобер психологически мотивировал каждый поступок персонажей, отказавшись от характерного для раннего реализма изображения господствующей страсти.

Эмма - дочь фермера. Свою героиню автор не наделил ни умом, ни образованием, ни хорошим вкусом. Когда ей исполнилось тринадцать лет, отец отдал ее в монастырь. Именно там под влиянием бульварных романов сформировалась ее идеальная мечта: в будущем на нее будут ждать красивой жизни и возвышенное любви. В реальной жизни она увидела вокруг себя только скуку, серость и пустоту фермерского положения. ей суждено жить в сонном Понвілі, в среде сытых телом и душой обывателей, с мужчиной, которого она не любила. Конечно, идеал Эммы, ее мечты и стремления в чем-то даже смешные, но она вкладывала в них свою душу, она действительно страдала, по-своему протестуя против жизни «цвета плесени». Эмма не могла убежать от прозы жизни, даже основной мотив самоубийства - нехватка денег на красивую жизнь - окончательно развеял иллюзии. Разбитые представление о семейной жизни как романтический полет души, погибла мечта об идеальной любви, надежды хоть «жалкого счастья» было потолочене Рудольфом, Леоном и Лере. Все равно закончились все надежды героини, все три истории ее морально-духовного упадка.

 

Композиция произведения циклическая:

4. часть - жизнь Эммы и Шарля до свадьбы; свадьбы.

4. часть - знакомство с Леоном, отношения с Рудольфом.

4. часть - взаимоотношения с Леоном, смерть героини.

Флобер скорее сочувствовал Эмми, чем осуждал ее. Писатель в стремлении быть непредвзятым произвел необъективный стиль. В книге не было лирических отступлений, авторских комментариев и вмешательств. Действительность показана с точки зрения разных персонажей. Представленные образы - символы (свадебный букет, печать с девизом «Любовь в сердце», зеленый шелковый портсигар, расписка от мадам Лампрер, дорожные вещи, песня нищего и т.д.). Так, песня нищего символизировала путь и финал нравственного падения героини. У Флобера описаний очень мало, преобладали детали. Мы не найдем развернутого описания внешности героини, передано только впечатление от нее Шарля, Леона, Рудольфа. Авторское отношение прослеживалось лишь в отборе характерных деталей и тонких оттенков слов. Для прозаика принципиально важным было отсутствие прямолинейно сложившейся авторской позиции, ведь читатель должен все постичь и оценить сам.

Шарль Бовари был завершенным образом, в котором воплощены мещанская ограниченность и самодовольство. Но оказалось также, что этот примитивный и смешной Шарль был способен на глубокое и сильное чувство, он продолжал любить жену даже после ее смерти, а раскрытие того, что она его предавала, привело его до тихого идиотизма. Он начал вызывать не только иронический смех, но и сочувствие, стал трогательным.

Священник Бурнізьєн. Общественная функция священника - быть наставником, уметь исцелять страждущие души. Но он меньше всего к этому был способен. У него лучше получается лечить коров. Среди своих прихожан он имел репутацию хорошего ветеринара. Когда Эмма, переживая душевный кризис, обратилась за советом к своему духовному пастырю, он посоветовал ей выпить воды с сахаром. Итак, это еще одна из гримас «быта провинции».

Рудольф. Разочарована Эмма, сначала подсознательно, а потом на практике предала Шарлю. Она надеялся, что хотя бы любовник оправдает ее мечты, но снова ошиблась. Рудольф - эгоистичный самец, который смотрел на женщин как на развлечение. В любви Рудольфа не было ничего романтического, а лишь поиск телесных наслаждений. Эмма не чувствовала фальши его слов. Отвращение к Шарля толкнула ее в объятия этого циничного донжуана. От него она ждала широких жестов, но ее избранник - человек другого типа, чем тот, каким она себе представляла, и результатом ее очередного разочарования стал нервный срыв.

Леон - второй любовник Эммы, полная противоположность предыдущего. Этот юноша привлекал ее своей чистотой, неопытностью в сердечных делах. Вот кто будет обожать ее - это станет наградой за все ее страдания. С ним она полностью как бы воплотила свою мечту. Однако это счастье - лишь видимость. Реальность снова готовила Эмми сокрушительный удар, на этот раз смертельный. Леон оказался слабым человеком, ему пообещали повышение по службе с условием, что он никогда больше не увидится с любовницей. Леон согласился. Ее также отягощали финансовые проблемы. Это стало причиной ареста и распродажи имущества Бовари.

Ростовщик Лере - очень заурядный, обыденный и мелкий хищник, паук, который тихонько плел свою паутину, в которой запуталась неопытная Эмма. Выждав момент, он накинул на свою жертву в паутину и стал непосредственно причиной ее самоубийства.

Основная мысль произведения, в жизни человек должен иметь свой идеал, стремиться к чему-то светлого, чистого. Человек должен верить в реальность своей жизни, видеть и ценить его красоту, приманку. Психологизм Флобера граничил с натуралистическим изображением действительности, но главным для него оставалось социальное. Поэтому это не просто зарисовка из жизни отдельного человека или провинции, а широкая картина жизни Французского общества.