ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

История зарубежной литературы XVII-XVIII вв.

ЛИТЕРАТУРА ПЕРИОДА «БУРИ И НАТИСКА». Г. Е. ЛЕССИНГ

1. Антифеодальное выступление штюрмерів. Творчество поэтов «Бури и натиска»

 

Литературное движение Германии, который получил такое красочное название - «Буря и натиск» - предстал чрезвычайно противоречивым и сложным явлением.

В разных городах страны почти одновременно наблюдались выступления молодых поэтов с самыми неожиданными для широкого круга общества бунтарськими настроениями. Немецким бюргерам, которые мысленно мечтали об осуществлении социальных реформ, эти выступления казались опасными. Власть (князья и курфюрсты) подозрительно отнеслась к новому явлению в литературе, наиболее нетерпимы из них сразу же прибегли к репрессивным мерам.

Образовалось несколько литературных групп:

геттінгенська (Л. Гелті, Г. Бюргер, С. Геснер, И. Форс, В. Мюллер);

страсбургская (И. В. Гете, Я. Ленц, Ф. Клингер, Г. Вагнер);

швабская (Ф. Шиллер, Д. X. Шубарт).

Все участники этих литературных групп выражали протест против рутины, которой было охвачено социальную жизнь в Германии, и, конечно, против феодального режима последней.

В пьесе Клингера «Буря и натиск» (1776), которая дала название всему движению, была провозглашена идея бунта ради самого бунта, чем ради определенной осознанной цели. «Давайте бесноваться и шуметь, чтобы чувства закружились, как кровельные флюгеры в бурю. В диком грохоте находил я не раз наслаждение, и мне как будто становилось легче», - говорит герой пьесы юноша Вильд.

«Найти забвение в буре», «наслаждаться смятением» - первоначальный смысл бунта молодых штюрмерів, которые протестуют, но еще не знают, как изменить жизнь. Герой пьесы Клингера Вильд, однако, находит применение своим силам: он отправляется в Америку и принимает участие в освободительной войне восставших против метрополии.

В творчестве штюрмерів сильно и задорно зазвучали голоса в защиту угнетенной, подавленной человека.

В пьесе Вагнера «Детоубийца» воспроизведен судьбу девушки, соблазненной и жестоко обманутой развращенным офицером. Доказана попрошайничеством, голодом, всеобщим пренебрежением к отчаянию, девушка совершает преступление и гибнет на эшафоте.

В пьесе «Гофмейстер» (1774) отражена жизнь бедного домашнего учителя, который подвергался постоянных унижений и оскорблений со стороны хозяев.

Революционный протест, призыв к свободе, прославление великих поборников свободы звучали в оде «К свободе» Фриша Штольберга (1775).

Обеспокоено дворянство удалось до весомых мер для подавления литературного движения, что, по их мнению, угрожал устоям социального благосостояния.

Судьба поэта Кристиана Шубарта (1743 - 1791) была мрачным предостережением молодым поэтам. Шубарт, издатель журнала «Немецкая хроника» в Ульме, который резко выступал против произвола князей, был предательски заманений на территорию Вюртембергского герцогства и провел в местной тюрьме 10 лет.

Итак, главный эффект литературы «Бури и натиска» в тот исторический период, когда она создавалась, заключалась в ее антифеодальном протесте. Этот протест рождался в сознании масс. Это была не осознанная до конца, но не менее насущная потребность общества изменить экономические, социальные и политические порядки в стране. Штюрмери, не подозревая того, выражали именно эту потребность общества.

Несмотря на глубокую симпатию представителей движения до простого народа, они не верили в революционные силы последнего, что и составляло их главную ошибку. Народ, как они считали, не способен отвоевать свое счастье, это должны были сделать сильные и благородные герои.

Исходя из этого утверждения, штюрмери стали прославлять отдельных героических личностей, себя называть « бурными гениями», а всю эпоху - «время гениев».

Культ героической личности наложил свой отпечаток и на их эстетическую программу, и на их этические взгляды соответственно.

Штюрмери были убеждены: подобно тому как героическая личность способна преобразовать общество, гениальный поэт превращает искусство.

Внимание представителей движения привлекает все необычное, от их грандиозных мечтаний к практическим свершениям было далеко.

Кумиром штюрмерів был Жан-Жак Руссо. Французского просветителя и немецких поэтов объединял пафос любви к народу. Вместе с тем штюрмерами была воспринята выдвинутая Руссо недоверие к идее прогресса. Они подвергали осуждению цивилизацию и ее достояние и воспевали естественное состояние человека, его чувства, причем протест против действительности в штюрмерів, в отличие от французского просветителя, должен открыто негативный и отталкивающий характер.