ЗАНЯТИЕ 7
Тема:
Показ трагедии современного человека в бытовом преступлении по роману Фредерика Стендаля «Красное и черное»
ПЛАН
1. История написания романа.
2. Символический смысл названия произведения. Проблематика произведения.
3. Жизненные истины Жульена Сореля и их влияние на формирование характера героя.
4. Художественный метод Стендаля.
Задания для подготовительного периода
1. Объясните, как вы понимаете эпиграф «Правда, горькая правда».
2. Подумайте, какую цель преследует автор, используя в романе «Красное и черное» язык символов?
3. Объясните, как вы понимаете выражение «человек 93 года».
4. Какой смысл вкладывает Жюльен Сорель в понятие «проложить дорогу» на разных этапах своего продвижения по социальной лестнице.
Литература
4. Моруа А. Литературные портреты. - М., 1970.
4. Овруцкая И. М. Стендаль. Жизнь и творчество. - К., 1983.
4. Султанов Ю. И. Первый и последний шаг Жульена Сореля на пути к духовному возрождению. // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2003,- № 7.- С. 16-21.
4. Удовиченко Л. М. Постичь глубину новаторства «мастера литературы идей» (Итоговый урок - исследование по роману Стендаля «Красное и черное») // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2005. - № 7. - С. 49-52.
4. Ратушняк О. М. Путешествие в мир человеческой психики (Материал к уроку по роману Стендаля «Красное и черное») // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2002. - № 8. - С. 48-51
4. Тур В. «Красное и черное»: композиция и символика социально-психологического анализа // Зарубежная литература. - 2004. - № 31. - С. 23-24.
4. Султанов Ю. И. Первый и последний шаг. Сореля на пути к духовному возрождению // Всемирная литература и культура в средних учебных заведениях Украины. - 2003. - №7. -С. 16-20.
4. Мухин В. О., Кубарь Г. М. Стендаль «Красное и черное»: в поисках методических вариантов // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2003. - № 9. - С. 47-54.
4. Пиотровски Д. Формула Сореля // Зарубежная литература. - 2001. - № 24. - С. 7.
10. Стамат К. Идея наполеонізму в литературе и современной жизни. (Размышления над романами
«Красное и черное» Стендаля и «Преступление и наказание» Достоевского) 10 кл. // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. - 2004. - № 9. - С. 46-48.
11. Гаврилко Л. Композиция романа Ф.Стендаля «Красное и черное», символика названия, роль эпиграфов // Зарубежная литература. - 2005. - № 34. - С. 8 - 10.
Инструктивно-методические материалы
Основоположником реализма во французской литературе считают Стендаля, хотя сам он называл себя романтиком, а его творческая манера обозначена сочетанием элементов романтизма и реализма. Темами своих романов Стендаль выбрал жизни Франции периода Реставрации («Красное и черное»),
В 1827 году суд Гренобля рассматривал дело, вызвала много шума. Молодой человек Антуан Берте был обвинен в убийстве, чего он, однако, не отрицал. Вот вкратце история этого молодого человека.
Сын сельского кузнеца, он был воспитан местным священником. Когда юноше исполнилось 19 лет, этот священник назначил его воспитателем к зажиточной семьи Мишу де Латур. Сам господин Мишу был промышленником. Его жене было лет 36. Что на самом деле произошло в этом доме, никто доподлинно не знал. Под вопросом или ухаживал юный Берт госпожу Мишу? Или она уступила его домогательствам? Это обстоятельство в процессе следствия не была окончательно выяснена. Так или иначе, молодому человеку пришлось покинуть этот дом. Прошло несколько месяцев, и старому священнику, который воспитывал Антуана, удалось устроить его на учебу в семинарии. Юноша пробыл там недолго и был исключен из-за причины, которые также остались невыясненными. Тогда он устроился воспитателем к аристократической семьи Границу, однако через год или два был изгнан и из этого дома, потому что в этот раз начал приставать к дочери хозяина, мадемуазель де Границу. Он пытался найти себе другое место, но напрасно; испытывая гонений, он, в конце концов, пришел к выводу (правильному или ошибочному), что ему везде отказывали из-за того, что госпожа Мишу из чувства мести или из ревности преследовала его и делала клевету. Берт не мог заработать себе на жизнь, он очень несчастный. Однажды он принял неожиданное решение: воскресным утром отправился к церкви маленького городка, в котором проживала госпожа Мишу; во время обеденного службы, в момент воВНОшения святых даров, когда госпожа Мишу опустила голову, он выстрелил в нее из пистолета. Она упала, и Берт пытался застрелиться сам. Он упал, обливаясь кровью. Его отнесли, привели в чувство. Госпожа Мишу не умерла. Остался живым и Берт; его отдали под суд.
Представьте себе это необычное заседание суда присяжных; на скамье подсудимых сидел молодой человек в черном платье семинариста, голова его обмотана белыми бинтами, потому что рана еще не зажила окончательно; генеральный прокурор называл его чудовищем, а он в ответ на все вопросы прокурора повторял:
- Убейте меня, осудите меня до смерти, ни о чем больше я не прошу!
Адвокат поддерживал слова своего подзащитного:
- Если бы я мог помочь его мольбам, я не выступал бы здесь на его защиту. Он не хочет жить. Зачем ему жизнь, если он потерял честь? Он уже почти не живет, он собственноручно приговорил себя к смерти. Своим приговором вы только поможете ему освободиться от неописуемого существования.
Сам Берт писал генеральному прокурору:
«Господин прокурор, я хотел бы, чтобы меня сегодня осудили, а послезавтра казнили. Смерть - самое сладкое прощение, которое бы я мог получить. Я уверяю вас, что я ее совсем не боюсь. Меня уже заставили достаточно ненавидеть жизнь, и я не хочу, чтобы длительный судебный процесс сделал ее для меня еще более отталкивающей. Позвольте мне иногда выходить на двор, и я обещаю не раскрывать там рота».
Такой была история, которая обошла в 1827 году все газеты Франции, в частности газеты департамента Изер. Стендаль прочитал эту историю; она заинтересовала его через большое количество обстоятельств: прежде всего потому, что этот судебный процесс - почти готовый роман о молодом человеке, что постепенно приобретала жизненного опыта. Кроме того, молодые люди подобного типа издавна восхищали Стендаля и привлекали его внимание.
Начиная с 1827 года писатель размышлял над судьбой этого юноши, однако пока не приступил к работе над книгой: писать ее он начал только в 1829 году. В годы Реставрации писатель, без сомнения, не мог ее опубликовать; революция 1830 года вселила в него силы, и в 1831 году он уже мог представить роман на рассмотрение широкой общественности.
Роман «Красное и черное» - роман - исследование, направленный против тирании государственной власти, религии, привилегий от рождения, кастовости, богатства. В центре - конфликт талантливой личности с дворянско-буржуазным обществом. Произведение построено в традициях романа «единого героя», но это нисколько не мешало Стендалю представить широкую картину социальной жизни. Будучи социально-психологическим романом, он сохраняет черты романа - воспитания: четко очерченную фигуру главного героя, который познавал мир.
Тема: жизнь Франции периода Реставрации.
Жанр: социально-психологический роман.
Конфликт: талантливая личность - буржуаВНОе общество, разум - чувства.
Проблемы: карьера плебея в дворянско-буржуаВНОм обществе, моральная капитуляция, ценой которой подобная карьера должна быть оплачена.
Композиция: Роман «одного героя», сосредоточен не столько на событиях, сколько на переживаниях.
Символичность названия: революция (красное) - реакция (черное); любовь - ненависть, жизнь - смерть, красота - уродство.
Основными композиционными приемами этого произведения были контраст (в названии, системе образов, характере главного героя, его устремлениях и действительности) и градация, которая позволила шаг за шагом панорамно воссоздать жизнь Франции от провинциального городка в столицу, от мелкого мещанина до аристократа, показал, как честолюбие завоевывало ведущие позиции в душе героя и как он пришел к пониманию ошибочности выбранного пути.
Психологизм Стендаля построен на конфликте чувств и ума, борьбе между ними. В Сорелі словно соединились две личности: одна - действовала, а другая за ней наблюдала. Подобный самоанализ - характерный атрибут реалистического романа. Стендаль использовал психологический портрет как одно из средств характеристики героя. «Большие черные глаза» Сореля «сверкают мнением», «его чрезвычайно бледное и задумчивое лицо вызывало у отца предчувствие, что сын его недолго протянет на этом свете».
Сюжет романа составил напряженную духовную жизнь героя в его сложных взаимоотношениях с обществом, тайная «война» за право реализовать себя. Композиция сосредоточено не столько на событиях, сколько на переживаниях. Ритм повествования неровный: медленное течение аналитико - психологических отрывков совмещенная со скупыми описаниями, потом - быстрые узловые и поворотные моменты, которые вводили в русло неторопливых наблюдений за малейшими оттенками страстей сердца. Внутренний монолог перешел в несобственное - прямой речи, афористичен диалог - в детальное авторское комментирование. Стендалів простой стиль держал в постоянном напряжении.
Главный герой романа Жюльен Сорель - от рождения плебей, сын плебея - ремесленника, который очень рвался из дома своего отца и своего социального положения в высшее общество. Все домашние его ненавидели, и он возненавидел своих братьев и отца; в воскресных играх на городской площади он всегда оказывался избитым. Однако за последний год его красивое лицо стало привлекать сочувствие юных девушек. В безрадостном детстве Жульена, в его естественной антипатии к патологической жадности отца Сореля Стендаль видел источники того яркого, щедро одаренного природой замечательными способностями.
Идеалом для Жульена стал Наполеон, его стремительное восхождение к власти. Он также мечтал очень быстро сделать блестящую карьеру, о которой уже давно думал. Воспитатель Жульена, штаб-врач и старый бонапартист, передал юноше дух Французской революции. Жюльен взял свой кодекс чести из прошлого. Но во времена Реставрации «человеку 93-го года» нет места. Мир изменился, и успеха в нем невозможно достичь умом, настойчивостью или доблестью. Единственная возможность занять место по способностям - стать священником. Поставленный перед выбором - безвестность или самоутверждения - юноша по-время тайную войну с обществом. Хитрости и лицемерие стали его оружием. Жюльен все подчинил поставленной цели: приспособился к мещанских вкусов, изображал из себя святошу, скрывал мысли. Бедный юноша стал честолюбцем только потому, что его возвышенность натуры заставила его стремиться к радостям, которые стоили денег. Презирая высшее общество, он должен был жить по его законам. Натура его раздвоена: честолюбие и искренность чувств сосуществовали, попеременно беря верх друг над другом. Честолюбие Сореля было защитой от унижений, приобретенным, а не настоящим чувством, поведением человека, поставленной классовой принадлежности в неравные условия жизни. К его чести свидетельствовало то, что Жюльен почти никогда не оказывал низкого и непорядочного, подлого и вероломного, не предавал доверия или дружбы. Раздвоенность, неспособность полностью преодолеть в себе природную честность стали причинами того, что полного превращения в самовлюбленного эгоиста не произошло. Прозрение и отказ от заблуждения, которая казалась правдой жизни, появились в тюрьме после выстрела в госпожу де Реналь.
Жюльен хотел доказать обществу, что такие как он заслуживали лучшей участи. Но содержание романа нельзя сводить лишь к истории карьериста, который рвал до богатства и славы. Бунт Сореля - это и попытка сбросить социальные и моральные оковы, которые возводили плебея к прозябание. И он прав, когда, подытожив свою жизнь, в заключительном слове на суде определил вынесенный ему смертный приговор как классовой мести владельцев.
В тюрьме герой понял тщетность пройденного пути. Счастье ему принесла вовсе не карьера, а женщина, в которую он стрелял, общение с другом Фуке Сорель сознательно отказался от помилования или бегства, чтобы открыто бросить вызов в глаза обществу.
Роман «Красное и черное» - это не просто история крушения надежд на счастье и служение реальному делу, а трагедия героического характера, который не смог себя проявить по-настоящему в затхлой атмосфере Реставрации и выбрал смерть как единственный способ сохранить чистоту души. Это трагедия обреченного на поражение самобытного бунта незаурядной личности против несправедливого общественного устройства.