2 КЛАСС
ЛЕСНЫЕ СКАЗКИ
Урок 30
Тема. Гєоргі Караславов «Воробей-молодец»
Цель: дать краткие сведения о жизни и творчестве известного болгарского писателя Гєоргі Караславова; вызвать интерес к его произведениям; развивать навыки выразительного чтения, умение сопоставлять народные и литературные сказки; воспитывать нравственные качества, учить осуждать высокомерие и зазнайство.
Оборудование: книга «Лесные сказки»; портрет Г. Караславова; рисунки сказочного дома, воробья; учебник; рабочая тетрадь.
ХОД УРОКА
И. Эмоциональный настрой на урок
Будем в мир знаний путешествовать,
Будем сказку новую изучать,
Перед нами нелегкие задачи,
Поэтому пожелаем всем удачи.
II. Актуализация опорных знаний
1. Беседа
- Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему так долго живут сказки? (В сказках сохраняется душа народа, его переживания и мечты. В сказках всегда добро побеждает зло, а настоящие человеческие качества является наивысшей ценностью.)
- Народная сказка как жанр устного народного творчества имеет очень давнюю историю, литературная сказка появилась значительно позже. Вспомним, что их роднит и чем они различаются.
2. Работа в группах
- Из приведенных признаков выберите те, которые характерны для данного вида сказки:
1-я группа подбирает признаки литературной сказки;
2-я группа - народной.
Запись на доске:
• есть автор, нет автора:
• есть сказочник, исполнителя сказки нет;
• устная форма существования, письменная форма существования;
• текст изменен, текст неизмененный;
• время создания известен, время создания неизвестен;
• отрицательный или положительный герой;
• добро побеждает зло.
- Какие признаки являются общими?
3. Дидактическая игра «Сказочный дворец»
- В королевстве литературы все сказки живут в одном большом дворце: на первом этаже - сказки о животных, на втором - бытовые сказки, на третьем - волшебные. (На доске - рисунок трехэтажного дома с надписями типов сказок.)
III. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы с вами побываем на первом этаже, где разместились сказки о животных.
Волшебная шкатулка предлагает вам замечательную встречу со сказкой Гєоргі Караславова «Воробей-молодец». Мы будем учиться выразительно читать текст, анализировать поступки и характеры действующих лиц, высказывать свое мнение о прочитанном, упражняться в выборочном чтении, чтении по лицам.
1. Рассказ учителя об авторе и произведения Г. Караславова
- Наибольшей славы детский писатель приобрел после выхода «Лесных сказок», герои которых очень похожи на людей. Они заставляют читателей оценивать и анализировать себя и свои поступки.
2. Чтение сказки учителем и подготовленными учениками (комбинированно)
3. Интерактивная форма работы «Мозговой штурм»
- Чем была обеспокоена Воробьиха Ковтнишмат?
- Что рассказал Сладкоежка, когда вернулся?
- За что все расхваливали его?
- Что случилось с Воробьем-молодцом?
4. Словарная работа. Работа в тетради
- Работаем в парах.
Чтение слов «эхом»: опрометчивый, запричитала, повалил, столпились, замело, ахнул, ухает, промерзшие, мигтіли, скрюченных, марнолюбство, гребень крыши.
Объясняем значение слов.
5. Выразительное чтение учащимися, осмысление и анализ прочитанного. Работа в тетради
- Где зимовали все воробьи?
- Что думали о Лакомки воробьи, когда ждали его возвращения?
- Почему решение Воробья-молодца всполошило рябину стаю?
- Можно ли считать его решение геройством?
6. Выборочное чтение
- Что рассказал Сладкоежка, когда вернулся?
- За что все расхваливали его?
- Какое решение принял Воробей-молодец?
- Какие черты характера проявились в нем при этом?
7. Чтение по лицам
IV. Физкультминутка
V. Обобщение знаний
1. Работа по рисунку
- Найдите и прочитайте, как описано в произведении изображен на рисунке эпизод.
2. Творческая работа. Работа в тетради
- Почему, по вашему мнению, погиб Воробей-молодец?
- Согласны ли вы с Цвіриликом-певцом?
- Почему он, этот старый воробей, грустно отвел взгляд от застывшего на морозе Воробья-молодца?
- Каким должен быть геройство?
- Что такое тщеславие?
3. Пофантазуймо!
- Внимательно изучите имена воробьев. Почему автор так назвал своих персонажей? Может, это связано с их нравом?
4. Выступление «Справочного бюро»
Слушание сообщений о воробьях из рубрики «Интересно знать».
5. Работа над пословицами. Работа в тетради
- Объясните их значение.
- Какая из пословиц вам больше всего понравилось? Почему?
VI. Итог урока
- Понравилась ли вам сказка?
- Кого вы осуждаете?
- Что бы вы посоветовали Воробью-молодцу? (Работа в тетради)