ВНО 2016 Школьные сочинения Каталог авторов Сокращенные произведения Конспекты уроков Учебники
5-11 класс
Биографии
Рефераты и статьи
Сокращенные произведения
Учебники on-line
Произведения 12 классов
Сочинения 11 классов
Конспекты уроков
Теория литературы
Хрестоматия
Критика

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 2-4 классы

2 КЛАСС

 

ЛЕСНЫЕ СКАЗКИ

 

Урок 30

Тема. Гєоргі Караславов «Воробей-молодец»

 

Цель: дать краткие сведения о жизни и творчестве известного болгарского писателя Гєоргі Караславова; вызвать интерес к его произведениям; развивать навыки выразительного чтения, умение сопоставлять народные и литературные сказки; воспитывать нравственные качества, учить осуждать высокомерие и зазнайство.

Оборудование: книга «Лесные сказки»; портрет Г. Караславова; рисунки сказочного дома, воробья; учебник; рабочая тетрадь.

ХОД УРОКА

И. Эмоциональный настрой на урок

Будем в мир знаний путешествовать,

Будем сказку новую изучать,

Перед нами нелегкие задачи,

Поэтому пожелаем всем удачи.

 

II. Актуализация опорных знаний

1. Беседа

- Вы когда-нибудь задумывались над тем, почему так долго живут сказки? (В сказках сохраняется душа народа, его переживания и мечты. В сказках всегда добро побеждает зло, а настоящие человеческие качества является наивысшей ценностью.)

- Народная сказка как жанр устного народного творчества имеет очень давнюю историю, литературная сказка появилась значительно позже. Вспомним, что их роднит и чем они различаются.

2. Работа в группах

- Из приведенных признаков выберите те, которые характерны для данного вида сказки:

1-я группа подбирает признаки литературной сказки;

2-я группа - народной.

Запись на доске:

• есть автор, нет автора:

• есть сказочник, исполнителя сказки нет;

• устная форма существования, письменная форма существования;

• текст изменен, текст неизмененный;

• время создания известен, время создания неизвестен;

• отрицательный или положительный герой;

• добро побеждает зло.

- Какие признаки являются общими?

3. Дидактическая игра «Сказочный дворец»

- В королевстве литературы все сказки живут в одном большом дворце: на первом этаже - сказки о животных, на втором - бытовые сказки, на третьем - волшебные. (На доске - рисунок трехэтажного дома с надписями типов сказок.)

 

III. Сообщение темы и цели урока

- Сегодня мы с вами побываем на первом этаже, где разместились сказки о животных.

Волшебная шкатулка предлагает вам замечательную встречу со сказкой Гєоргі Караславова «Воробей-молодец». Мы будем учиться выразительно читать текст, анализировать поступки и характеры действующих лиц, высказывать свое мнение о прочитанном, упражняться в выборочном чтении, чтении по лицам.

1. Рассказ учителя об авторе и произведения Г. Караславова

- Наибольшей славы детский писатель приобрел после выхода «Лесных сказок», герои которых очень похожи на людей. Они заставляют читателей оценивать и анализировать себя и свои поступки.

2. Чтение сказки учителем и подготовленными учениками (комбинированно)

3. Интерактивная форма работы «Мозговой штурм»

- Чем была обеспокоена Воробьиха Ковтнишмат?

- Что рассказал Сладкоежка, когда вернулся?

- За что все расхваливали его?

- Что случилось с Воробьем-молодцом?

4. Словарная работа. Работа в тетради

- Работаем в парах.

Чтение слов «эхом»: опрометчивый, запричитала, повалил, столпились, замело, ахнул, ухает, промерзшие, мигтіли, скрюченных, марнолюбство, гребень крыши.

Объясняем значение слов.

5. Выразительное чтение учащимися, осмысление и анализ прочитанного. Работа в тетради

- Где зимовали все воробьи?

- Что думали о Лакомки воробьи, когда ждали его возвращения?

- Почему решение Воробья-молодца всполошило рябину стаю?

- Можно ли считать его решение геройством?

6. Выборочное чтение

- Что рассказал Сладкоежка, когда вернулся?

- За что все расхваливали его?

- Какое решение принял Воробей-молодец?

- Какие черты характера проявились в нем при этом?

7. Чтение по лицам

 

IV. Физкультминутка

 

V. Обобщение знаний

1. Работа по рисунку

- Найдите и прочитайте, как описано в произведении изображен на рисунке эпизод.

2. Творческая работа. Работа в тетради

- Почему, по вашему мнению, погиб Воробей-молодец?

- Согласны ли вы с Цвіриликом-певцом?

- Почему он, этот старый воробей, грустно отвел взгляд от застывшего на морозе Воробья-молодца?

- Каким должен быть геройство?

- Что такое тщеславие?

3. Пофантазуймо!

- Внимательно изучите имена воробьев. Почему автор так назвал своих персонажей? Может, это связано с их нравом?

4. Выступление «Справочного бюро»

Слушание сообщений о воробьях из рубрики «Интересно знать».

5. Работа над пословицами. Работа в тетради

- Объясните их значение.

- Какая из пословиц вам больше всего понравилось? Почему?

 

VI. Итог урока

- Понравилась ли вам сказка?

- Кого вы осуждаете?

- Что бы вы посоветовали Воробью-молодцу? (Работа в тетради)