I семестр
 
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОК 30
Тема. Развитие свяВНОй речи. Выборочное изложение «Подвиг Остапа»
 
Цель: развитие свяВНОй речи  учащихся; совершенствование умения отбирать главное, составлять сложный план  ответа, делать обобщения; воспитание чувства патриотизма на примерах повести; воспитание  культуры свяВНОй речи, культуры ответа и письменного оформления своих мыслей.
Оформление: иллюстрации Д. Шмаринова  к повести.
ХОД  УРОКА
І. Актуализация опорных знаний  учащихся
1. Работа над серией иллюстраций Д.  Шмаринова к повести, воспроизводящих эпизоды, посвященные Остапу
Соотнести их с общим количеством.
Задание: можем ли мы утверждать, что  художник уделил герою особое внимание, показал его раВНОсторонне?
 

 
Худ. Д.  Шмаринов. Казнь Остапа
 
2. Беседа с учащимися
1). Что становится нам известно о характере  Остапа уже с первых страниц повести? Действительно ли это незаурядная личность?
2). Как говорит о характере героя  его поведение в бурсе?
3). Как зарекомендовал себя Остап на  Сечи? Зачитайте слова Бульбы о сыне.
4). Как сражался Остап под Дубно? Можем ли мы считать его героем?
5). Что служит полным  доказательством его мужества и боевой удали? Какую оценку дали казаки своему  молодому товарищу, избирая его атаманом? Как показал себя Остап в качестве  атамана?
6). Прочитать эпизод с описанием  последнего боя Остапа, его влиянии на исход боя (личная храбрость в сражении с  хорунжим, выбил фитили, выскочил из засады).
7). Можно ли назвать геройским  поведение Остапа во время казни?
8). Что такое подвиг — один момент  или вся жизнь? Можем ли мы сказать, что вся жизнь Остапа была подготовкой к  подвигу?
 
3. Составление сложного плана к  выборочному изложению (с помощью учителя)
(В слабом классе план можно заранее  написать на закрытой доске.)
Примерный план
I. Вступление.
«Вот то гнездо, откуда вылетают все  те вольные и крепкие, как львы, откуда разливается воля и казачество на всю  Украину!»
II. Главная часть.
Вся жизнь Остапа — подвиг.
1. Мечты о геройстве на Сечи, о защите родины.
2. Подготовка к подвигу, воспитание  в себе силы воли, смелости, товарищества.
3. Признание и уважение товарищей (Остап —  куренной атаман).
4. Геройское поведение в бою.
5. Мужество Остапа во время казни.
ІІІ. Вывод.
Герои не умирают. Или: Как я  понимаю, что такое подвиг.
 
Учитель. Что из частей этого плана  является собственно изложением материала?
 
II. Самостоятельная работа над изложением:  пункты 1, 2, 3, 4, 5
На отличную оценку — продолжение:  пункт ІІІ.
 
III. Домашнее задание
Просмотреть отобранный цитатный  материал к образам Остапа и Андрия, возможно — дополнить его.