ВНО 2015 Шкільні твори Каталог авторів Скорочені твори Конспекти уроків Підручники
5-11 клас
Біографії
Реферати та статті
Скорочені твори
Підручники on-line
Твори 12 класів
Твори 11 класів
Конспекти уроків
Теорія літератури
Хрестоматія
Критика
Аудіокниги

УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 7 КЛАС

I семестр

 

УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ

 

УРОКИ 31, 32

Тема. Развитие свяВНОй речи. Противопоставление жизненного выбора в судьбе сыновей Тараса: целостность натуры Остапа и внутренний конфликт между чувством и долгом в образе Андрия

 

Цель: развивать связную речь учащихся, умение обобщать материал, делать выводы из содержания конкретных эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать умение давать самостоятельную оценку событиям, отстаивать свое мнение; воспитывать культуру свяВНОй речи, устного и письменного оформления ответа (вступление, основная часть, выводы).

Оборудование: иллюстрации Д. Шмаринова к повести.

ХОД УРОКОВ

І. Выборочный анализ изложения «Подвиг остапа»

Чтение фрагментов лучших работ; комментирование и коррекция типичных ошибок по содержанию и речевому оформлению работы.

 

II. Актуализация опорных знаний учащихся

1. Работа с иллюстрациями повести

• Отобрать из цикла иллюстраций те, что связаны с образами Остапа и Андрия.

• Расположить их на доске, чтобы лучше проиллюстрировать рассказ о героях (рассмотреть и прокомментировать несколько вариантов).

2. Беседа с учащимися

• По каким критериям мы сравнивали героев повести Гоголя Остапа и Андрия? (События, поступки, оценка другими героями со стороны)

• Можем ли мы сказать, что в данном случае речь идет об обычном сравнении, сопоставлении?

• Какое значение в оценке героев имеет наше собственное мнение?

 

III. Формирование новых знаний, умений и навыков

Составление сложного плана сравнительной характеристики Остапа и Андрия (с опорой на текстовый материал, подобранный учащимися с помощью учителя).

Примерный план (по ходу учащиеся соотносят пункты плана с конкретными эпизодами)

I. Вступление.

Роль Запорожской Сечи в становлении свободы на Украине, в формировании характеров запорожцев.

II. Главная часть.

Герои повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» — молодые казаки Остап и Андрий, сыновья Тараса.

1. Учеба и воспитание в бурсе, формирование личностей:

а)    настойчивость Остапа, умение подчинять себя главной цели и легкое отношение к жизни Андрия;

б)    прямодушие, верность принципам коллективизма Остапа и изворотливость Андрия, умение выходить сухим из воды, пользуясь плодами чужого труда;

в)    сознательное подчинение себя будущей жизни на Сечи, неотделимость личного от общественного у Остапа и превалирование личных мотивов над коллективными у Андрия, романтические наклонности его души.

2. Чувство родного дома, начало жизненного пути:

а)    чувство собственного достоинства у Остапа, нежелание терпеть насмешки ни от кого и готовность Андрия пойти на компромисс ради собственного спокойствия;

б)    настоящая, непоказная любовь к родной матери и родному дому Остапа и равнодушие, забывчивость Андрия.

3. Поведение на Сечи — учение и подготовка к битвам:

а)    восприятие военного таланта братьев Тарасом Бульбой;

б)    показная удаль, руководство в бою только собственным желанием Андрия и умение Остапа трезво оценивать обстановку, заботиться о товарищах, подчинять собственные интересы интересам дела.

4. В боевом походе:

а)    рассудительность Остапа, уважительное отношение к нему опытных казаков и отчаянная юношеская запальчивость Андрия;

б)    избрание Остапа куренным атаманом и измена Андрия товарищам.

5. Поведение перед смертью:

мужество, выдержка, душевная сила Остапа, желание подбодрить товарищей во время суровых испытаний, умение и на чужбине, среди врагов, ощущать себя частицей украинского казачества и страх перед расплатой, одиночество Андрия.

ІІІ. Вывод.

Неоднозначность оценки главных героев:

а)    с точки зрения их отца — Тараса Бульбы;

б)    отношение автора к героям;

в)    мое отношение к Остапу и Андрию.

 

III. Рассказ по плану с использованием ранее подобранного материала

(Если в классе много слабых учащихся, которые затрудняются в самостоятельном отборе материала, можно разделить класс на группы и каждой дать определенное задание по работе над планом.)

Работа над каждым пунктом плана в отдельности. Обратить внимание на плавный речевой переход от одного подпункта к другому. (ЦелесообраВНО выслушать несколько вариантов ответа по каждому пункту плана.

Особенно интересно послушать несколько вариантов вывода — п. ІІІ. в, оценивая при этом, прежде всего, знание материала и умение отстаивать собственную точку зрения.)

 

IV. Подведение итогов урока

Учитель. Для чего автор показал героев, сравнивая, сопоставляя их? (Благодаря этому образы вырисовываются более четко, раВНОсторонне.)

 

V. Домашнее задание

Подготовиться к конкурсу на лучший план ХІІ главы (сильным ученикам составить цитатный план); подобрать материл об Остапе; подготовить выразительное чтение речи о товариществе (гл. ІХ).