I семестр
 
УКРАЇНА ТА ЇЇ ІСТОРІЯ В ЛІТЕРАТУРІ
 
УРОКИ 31, 32
Тема. Развитие свяВНОй речи. Противопоставление жизненного выбора в судьбе сыновей Тараса: целостность натуры Остапа и внутренний конфликт между чувством и долгом в образе Андрия
 
Цель: развивать связную речь  учащихся, умение обобщать материал, делать выводы из содержания конкретных  эпизодов; совершенствовать навыки составления сложного плана ответа; развивать  умение давать самостоятельную оценку событиям, отстаивать свое мнение;  воспитывать культуру свяВНОй речи, устного и письменного оформления ответа  (вступление, основная часть, выводы).
Оборудование: иллюстрации Д.  Шмаринова к повести.
ХОД УРОКОВ
І. Выборочный анализ  изложения «Подвиг остапа»
Чтение фрагментов лучших работ;  комментирование и коррекция типичных ошибок по содержанию и речевому оформлению  работы.
 
II. Актуализация опорных знаний учащихся
1. Работа с иллюстрациями повести
• Отобрать из цикла иллюстраций те,  что связаны с образами Остапа и Андрия.
• Расположить их на доске, чтобы  лучше проиллюстрировать рассказ о героях (рассмотреть и прокомментировать  несколько вариантов).
2. Беседа с учащимися
• По каким критериям мы сравнивали  героев повести Гоголя Остапа и Андрия? (События, поступки, оценка другими  героями со стороны)
• Можем ли мы сказать, что в данном  случае речь идет об обычном сравнении, сопоставлении?
• Какое значение в оценке героев  имеет наше собственное мнение?
 
III. Формирование новых знаний, умений и  навыков
Составление сложного плана  сравнительной характеристики Остапа и Андрия (с опорой на текстовый материал,  подобранный учащимися с помощью учителя).
Примерный план (по ходу учащиеся  соотносят пункты плана с конкретными эпизодами)
I. Вступление.
Роль Запорожской Сечи в становлении  свободы на Украине, в формировании характеров запорожцев.
II. Главная часть.
Герои повести Н. В. Гоголя «Тарас  Бульба» — молодые казаки Остап и Андрий, сыновья Тараса.
1. Учеба и воспитание в бурсе,  формирование личностей:
а)    настойчивость Остапа,  умение подчинять себя главной цели и легкое отношение к жизни Андрия;
б)    прямодушие, верность  принципам коллективизма Остапа и изворотливость Андрия, умение выходить сухим  из воды, пользуясь плодами чужого труда;
в)    сознательное  подчинение себя будущей жизни на Сечи, неотделимость личного от общественного у  Остапа и превалирование личных мотивов над коллективными у Андрия,  романтические наклонности его души.
2. Чувство родного дома, начало  жизненного пути:
а)    чувство собственного  достоинства у Остапа, нежелание терпеть насмешки ни от кого и готовность Андрия  пойти на компромисс ради собственного спокойствия;
б)    настоящая, непоказная  любовь к родной матери и родному дому Остапа и равнодушие, забывчивость Андрия.
3. Поведение  на Сечи — учение и подготовка к битвам:
а)    восприятие военного таланта братьев Тарасом Бульбой;
б)    показная удаль, руководство в бою только собственным желанием Андрия и умение Остапа трезво  оценивать обстановку, заботиться о товарищах, подчинять собственные интересы интересам дела.
4. В  боевом походе:
а)    рассудительность Остапа, уважительное отношение к нему опытных казаков и отчаянная  юношеская запальчивость Андрия;
б)    избрание Остапа  куренным атаманом и измена Андрия товарищам.
5. Поведение перед смертью:
мужество, выдержка, душевная сила  Остапа, желание подбодрить товарищей во время суровых испытаний, умение и на  чужбине, среди врагов, ощущать себя частицей украинского казачества и страх  перед расплатой, одиночество Андрия.
ІІІ. Вывод.
Неоднозначность оценки главных  героев:
а)    с точки зрения их отца  — Тараса Бульбы;
б)    отношение автора к  героям;
в)    мое отношение к Остапу  и Андрию.
 
III. Рассказ по плану с использованием  ранее подобранного материала
(Если в классе много слабых  учащихся, которые затрудняются в самостоятельном отборе материала, можно  разделить класс на группы и каждой дать определенное задание по работе над  планом.)
Работа над каждым пунктом плана в  отдельности. Обратить внимание на плавный речевой переход от одного подпункта к  другому. (ЦелесообраВНО выслушать несколько вариантов ответа по каждому пункту  плана.
Особенно интересно послушать  несколько вариантов вывода — п. ІІІ. в, оценивая при  этом, прежде всего, знание материала и умение отстаивать собственную точку  зрения.)
 
IV. Подведение итогов урока
Учитель. Для чего автор показал  героев, сравнивая, сопоставляя их? (Благодаря этому образы вырисовываются более  четко, раВНОсторонне.)
 
V. Домашнее задание
Подготовиться к конкурсу на лучший  план ХІІ главы (сильным ученикам  составить цитатный план); подобрать материл об Остапе; подготовить  выразительное чтение речи о товариществе (гл. ІХ).